Русский фольклор – "Источник народной культуры"
презентация
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются мной, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. К словесным видам фольклора относятся такие жанры, как сказка, былина, пословицы, поговорки, потешки, заклички, небылицы, и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_folklor_-_istochnik_narodnoy_kultury.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений, их духовный мир, мысли и чувства.
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются мной, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. К словесным видам фольклора относятся такие жанры, как сказка, былина, пословицы, поговорки, потешки , заклички , небылицы, и др. Потешки — короткие стишки, предназначенные для проговаривания с детьми. Потешки сопровождаются элементарными игровыми движениями: хлопками, махами, наклонами, топанием и др. Эти стишки развивают ритмичность и формируют интерес к подвижным играм. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать, Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. Считалка — это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Она помогает формированию честности и чувства товарищества. Колокольчик всех зовет, Колокольчик нам поет Тонким голоском: Динь-бом , динь-бом ! Выходи из круга вон! Вышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Раз-два-три-четыре -Мышка дернула за гири. Вдруг раздался страшный звон. Выходи из круга вон Едет на лисе Курица верхом, Бежит кочан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюет, А червяк ворону В коробочке несет. Жил-был дедушка Егор На лесной опушке, У него рос мухомор Прямо на макушке. Вышел Лось из-за куста, Гриб красивый скушал И Егору прошептал: «Надо чистить уши». Небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора. Небылица развивает у детей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир.
Самым любимым жанром для детей является сказка. Наряду с другими художественными произведениями я уделяю знакомству с русской народной сказкой достаточно внимания. Каждую новую сказку прочитываем несколько раз, обсуждаем с детьми поступки героев, их характер. И далее побуждаю детей к самостоятельному рассказыванию сказок. Для этого в группе имеется театральный уголок с разными видами театра : варежковый , пальчиковый, на фланелеграфе и др.
Детям очень нравится, рассказывая сказку, действовать с помощью героев, передавать их движения, диалог. Они показывают друг другу кукольные спектакли, обыгрывают небольшие сюжеты из сказок. В качестве декораций используют различные ширмы со съёмными атрибутами.
Также, дети любят рассказывать сказки, используя сюжетные картинки. Этот вид деятельности способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закреплению сюжета сказок: для того, чтобы рассказать сказку, необходимо вспомнить сюжет, последовательно разложить иллюстрации и затем рассказать сказку своим друзьям. Более сложный вид деятельности – это инсценировки русских народных сказок, потешек , т.к. для этого необходимо подобрать костюм, передать не только слова, но и движения, настроение, характер сказочного героя. Играя, дети начинают лучше чувствовать и понимать сказку, у них расширяются представления о смелости, честности, трудолюбии, дружбе, коварстве, зависти.
В работе с детьми я использую и другие жанры русского фольклора: читаем и заучиваем с детьми заклички (обращение к дождю, солнцу, ветру, радуге…), часто использую их во время прогулок. Любят дети дразнилки, мирилки , пословицы и поговорки, докучные сказки, у которых нет конца, небылицы, которые помогают развивать чувство юмора, и др. Для этого в книжном уголке имеется детская художественная литература (это такие книжки, как « Потешки », « Баю-баиньки », «Пословицы», «Поговорки», «Считалки-считалочки», «На златом крыльце сидели…», «Петушок в окошке», и другие книжки с детским фольклором). Разучивая пословицы и поговорки, объясняем их смысл, непонятные детям слова. К музыкальному виду русского фольклора относятся русские народные песни, игры, хороводы. В нашем музыкальном уголке имеются русские народные инструменты (балалайки, гармошки, деревянные ложки, трещётки , шумелки , гусли). В уголке ряжения есть русские сарафаны, косынки, косоворотки, кокошники, кепки, и др.
Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах. Исполняя небольшие попевки , играют в любимые игры, водят хороводы, организуют концерты друг для друга. Использую для совместной и самостоятельной деятельности аудиозаписи с русскими народными произведениями. Двигательный фольклор – это русские народные подвижные игры. Мы разучили с детьми такие игры, как «Ручеёк», «Жмурки с колокольчиком», «Горелки», «Гуси-гуси», «Палочка-выручалочка и др. Все эти игры детям очень нравятся. Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к русскому фольклору, помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.
Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Совместно с родителями, был сделан лэпбук «В гостях у сказки». Это интерактивная папка, в которой собраны комплекс игр и заданий которые направлены на развитие мелкой моторики, связной речи, памяти, логического мышления и воображения. Данное дидактическое пособие представляет собой папку с разворотами и настольной ширмой для театрализованной деятельности. На страницах папки собраны различные задания по этой теме. В данную папку входит: - ширма для настольного театра - виды театров - игра «В мире эмоций» загадки дидактические игры -персонажи из сказок для настольного театра - разрезные картинки - составь сказку по порядку - отгадай сказку Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью развивающих заданий и игр, а так же закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Лэпбук «Русская народная культура и быт»
Лэпбук «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей
Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей...
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...
Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"
Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства....
Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...
"Русский фольклор. Устное народное творчество"
Презентация по теме "Русский фольклор. Устное народное творчество", малые формы (колыбельные, сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, потешки, считалки, заклички)....
Традиции русского фольклора в современной культуре детства
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, ...
Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""
quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...