Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
материал по музыке на тему
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. »
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
В МБДОУ «Трофимовский детский сад» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций родного края. Но комплексного. Системного подхода и программной формы организации работы духовно-нравственного воспитания детей не имеется. И первым шагом является предложенный проект:
«Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста».
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер)
Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Трофимовский детский сад» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Коллектив МБДОУ сотрудничает с культурным центром села Трофимово. Воспитатели, помощники воспитателей, родители активные участники хора и фольклорной группы «Родные напевы». И этот мощный двигатель – музыкальный фольклор я решила направить в русло развития личности ребёнка-дошкольника. Музыкальный фольклор имеет огромное,
ни чем не заменимое, воздействие на всестороннее развитие личности.
Через фольклор происходит:
Актуальность и значимость музыкального развития:
1) формирование эмоциональной сферы;
2) интеллектуальное развитие;
3) развитие духовно-нравственных качеств;
4) активизируется творческий потенциал;
5) развиваются музыкальные способности.
Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало года (прилагается) .
Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга:
1) у детей частично сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору, к русским народным праздникам, традициям.
2) у детей недостаточно развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству и всему музыкальному фольклору.
3) у 30% детей старшего возраста завышена самооценка своих поступков: дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.
Была утеряна связующая нить развития личности ребёнка, которая должна проникать во все виды музыкальной деятельности и способствовать становлению его мировоззрения. Личность ребёнка должна быть разносторонне развитой, раскрепощённой, инициативной, осознающей смысл жизни и её главные ценности – любовь к человеку, к русским народным песням, пляскам, хороводам, к окружающему миру, природе, самому себе, которые ребёнок может приобрести, на мой взгляд, через музыкальный фольклор. Здесь нужен творческий подход – это пробуждает творческий потенциал личности ребёнка (креативность) в музыкальной деятельности.
Отсюда вытекает главная цель:
Музыкальный фольклор
Цель: развить творческую личность ребёнка через музыкальный фольклор, углубляя знания о русской народной культуре.
Задачи:
1) развить художественно-творческие способности детей, интегративные качества, формировать творческую индивидуальность;
2) развить стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;
3) содействовать созданию коллектива, атмосферы творческого сотрудничества, уважению к окружающим.
Музыкальное образование в МБДОУ «Трофимовский детский сад»
строится на базе программы «Камертон» Э. П. Костиной.
Используются парциальные программы:
Музыкальные шедевры - О. П. Радынова.
Ритмическая мозаика - А. И. Буренина.
«Топ-хлоп, малыши» - Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
Мой родной дом- Э. П. Костина, Н. И. Кочнева, А. И. Громова, Л. А. Семикова.
Приобщение к истокам русской народной культуры – М. Д. Маханева,
О. Л. Князева.
Развитие музыкального образования детей в ДОУ происходит в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Регламентированная деятельность включает в себя Н. О. Д., праздники, развлечения и другие занятия с использованием музыки. Нерегламентированная деятельность подразделяется на совместную с воспитателем и самостоятельную детскую музыкальную деятельность.
Формы организации и самоорганизации
музыкальной деятельности в ДОУ.
Формы
Регламентированные Нерегламентированные
Для всех детей По способностям Совместная Самостоятельная
и интересам деятельность деятельность
Н. О. Д. Студии,
кружки
Развлечения
Праздники
Другие
Занятия
Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора должно проходить через систему организованной деятельности. По моему мнению, формой организованной деятельности должен стать музыкально-фольклорный кружок «Ручеёк». Мною разработана программа музыкально-фольклорного кружка. Программа кружка призвана помочь каждому ребёнку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве, развить интересы и музыкальные способности детей.
Программа музыкально-фольклорного кружка
Цель:
Развитие творческих, артистических, музыкальных способностей детей через музыкально-фольклорную деятельность.
Направление реализации цели.
Эту цель реализую посредством:
1) созданием творческой атмосферы;
2) развитием музыкальных способностей;
3) развитием стремлений детей расширять и совершенствовать свои знания и умения;
4) формированием познавательных интересов, любознательности;
5) пробуждением в детях яркой картины музыкального фольклора, сочувствия, сопереживания;
6) последовательности знакомства детей со всеми видами музыкального фольклора;
7) совершенствования артистических навыков детей.
Результативности в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-развивающей среды, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно, естественно. Музыкальная, предметно-развивающая среда пополнилась семейными альбомами и народными музыкальными инструментами, которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.
Музыкальный фольклор в кружковой работе проходит через следующие этапы.
Этапы
1. НОД:
1) слушание произведений музыкального фольклора;
2) музыкально-дидактические игры;
3) пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и без
музыкального сопровождения, исполнение русских
народных плясок;
4) обучение игре на музыкальных инструментах;
5) игры-хороводы, народные музыкальные игры,
театрализованная деятельность;
6) дидактические сказки на основе музыкального фольклора;
7) продуктивное детское музыкальное творчество.
2. Праздники и развлечения:
1) творческие вечера, семейные вечера;
2) концерты;
3) обрядовые праздники;
4) посиделки, вечера «бабушкины посиделки»;
5) встречи в Русской избе.
Связь с образовательными областями.
1. Познавательная деятельность: сказки, былины, предметы быта.
2. Изобразительная деятельность: росписи музыкальных инструментов.
3. Игровая деятельность: театрализованные игры, народные игры.
4. Физическая деятельность: народное творчество на занятиях, досугах.
5. Конструктивная деятельность: изготовление мягкой игрушки.
6. Трудовая деятельность: вышивание, аппликация.
Условия реализации программы.
Работа в музыкально-фольклорном кружке «Ручеёк» проходит в форме
групповых и индивидуальных занятий. Для наилучшего усвоения детьми тех знаний и умений, которые предусмотрены в программе, занятия строятся на следующих принципах:
- принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений;
- принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач
программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого
ребёнка;
- принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог
больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и
самостоятельности;
- принцип сбалансированности задач базового и дополнительного обучения;
- принцип сотрудничества с родителями и социумом.
Риски проекта и способы их преодоления.
1. Изменение состава педагогических кадров в МБДОУ, не достаточная
компетентность молодых педагогов.
Риск может быть смягчён за счёт:
- работы творческих групп;
- консультаций музыкального руководителя для воспитателей.
2. Пассивная позиция педагогов.
Риск может быть смягчён за счёт:
- организации индивидуального и группового консультирования.
3. Отсутствие у родителей знаний о духовно-нравственном воспитании,
о народном творчестве:
- работа родительского лектория;
- просмотр народных праздников.
Результаты проведённой работы.
Цель - сопоставить результаты обследования на основе сопоставления данных, сделать выводы об эффективности проделанной работы.
Задачи:
1. Выявить динамику развития творческих способностей средствами
музыкально-фольклорной деятельности.
2. Определить эффективность использования музыкально-фольклорной
деятельности для развития творческих способностей.
Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на конец года (прилагается) .
Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало и конец года (прилагается) .
Выводы:
Цель, поставленная в начале работы, достигнута:
1. Ребёнок владеет определённым уровнем знаний
о русском музыкальном фольклоре.
2. Развиты художественно-творческие способности,
интегративные качества.
3. Сформировано осознанное отношение к Родине,
традициям края.
4. Развит вкус к русской песне, к танцу, к красоте
родной природы.
5. Управляет своим поведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
Методическая работа...
Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...
Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста
Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста...
Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...
Методическая разработка "Музыкальное кафе "Отличное настроение" (использование Орф педагогики в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста)
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так...
Консультация для педагогов "Роль Башкирских музыкальных игр в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Башкирская народная игра - увлекательный вид деятельности для формирования у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праз...
Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""
quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...