Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
материал по музыке на тему

Ландышева Ольга Николаевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости.

Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости.

Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. »

В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

В МБДОУ «Трофимовский детский сад» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций родного края. Но комплексного. Системного подхода и программной формы организации работы духовно-нравственного воспитания детей не имеется. И первым шагом является предложенный проект:

«Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста».

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

(Вадим Шафнер)

Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Трофимовский детский сад» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Коллектив МБДОУ сотрудничает с культурным центром села Трофимово. Воспитатели, помощники воспитателей, родители активные участники хора и фольклорной группы «Родные напевы». И этот мощный двигатель – музыкальный фольклор я решила направить в русло развития личности ребёнка-дошкольника. Музыкальный фольклор имеет огромное,

ни чем не заменимое, воздействие на всестороннее развитие личности.

Через фольклор происходит:

Актуальность и значимость музыкального развития:

1) формирование эмоциональной сферы;

2) интеллектуальное развитие;

3) развитие духовно-нравственных качеств;

4) активизируется творческий потенциал;

5) развиваются музыкальные способности.

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало года (прилагается) .

Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга:

1) у детей частично сформировано осознанное отношение к музыкальному фольклору, к русским народным праздникам, традициям.

2) у детей недостаточно развит интерес к национальной культуре, к песенному народному творчеству и всему музыкальному фольклору.

3) у 30% детей старшего возраста завышена самооценка своих поступков: дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

Была утеряна связующая нить развития личности ребёнка, которая должна проникать во все виды музыкальной деятельности и способствовать становлению его мировоззрения. Личность ребёнка должна быть разносторонне развитой, раскрепощённой, инициативной, осознающей смысл жизни и её главные ценности – любовь к человеку, к русским народным песням, пляскам, хороводам, к окружающему миру, природе, самому себе, которые ребёнок может приобрести, на мой взгляд, через музыкальный фольклор. Здесь нужен творческий подход – это пробуждает творческий потенциал личности ребёнка (креативность) в музыкальной деятельности.

Отсюда вытекает главная цель:

Музыкальный фольклор

Цель: развить творческую личность ребёнка через музыкальный фольклор, углубляя знания о русской народной культуре.

Задачи:

1) развить художественно-творческие способности детей, интегративные качества, формировать творческую индивидуальность;

2) развить стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;

3) содействовать созданию коллектива, атмосферы творческого сотрудничества, уважению к окружающим.

Музыкальное образование в МБДОУ «Трофимовский детский сад»

строится на базе программы «Камертон» Э. П. Костиной.

Используются парциальные программы:

Музыкальные шедевры - О. П. Радынова.

Ритмическая мозаика - А. И. Буренина.

«Топ-хлоп, малыши» - Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.

Мой родной дом- Э. П. Костина, Н. И. Кочнева, А. И. Громова, Л. А. Семикова.

Приобщение к истокам русской народной культуры – М. Д. Маханева,

О. Л. Князева.

Развитие музыкального образования детей в ДОУ происходит в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Регламентированная деятельность включает в себя Н. О. Д., праздники, развлечения и другие занятия с использованием музыки. Нерегламентированная деятельность подразделяется на совместную с воспитателем и самостоятельную детскую музыкальную деятельность.

Формы организации и самоорганизации

музыкальной деятельности в ДОУ.

Формы

Регламентированные Нерегламентированные

Для всех детей По способностям Совместная Самостоятельная

и интересам деятельность деятельность

Н. О. Д. Студии,

кружки

Развлечения

Праздники

Другие

Занятия

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора должно проходить через систему организованной деятельности. По моему мнению, формой организованной деятельности должен стать музыкально-фольклорный кружок «Ручеёк». Мною разработана программа музыкально-фольклорного кружка. Программа кружка призвана помочь каждому ребёнку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве, развить интересы и музыкальные способности детей.

Программа музыкально-фольклорного кружка

Цель:

Развитие творческих, артистических, музыкальных способностей детей через музыкально-фольклорную деятельность.

Направление реализации цели.

Эту цель реализую посредством:

1) созданием творческой атмосферы;

2) развитием музыкальных способностей;

3) развитием стремлений детей расширять и совершенствовать свои знания и умения;

4) формированием познавательных интересов, любознательности;

5) пробуждением в детях яркой картины музыкального фольклора, сочувствия, сопереживания;

6) последовательности знакомства детей со всеми видами музыкального фольклора;

7) совершенствования артистических навыков детей.

Результативности в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-развивающей среды, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно, естественно. Музыкальная, предметно-развивающая среда пополнилась семейными альбомами и народными музыкальными инструментами, которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.

Музыкальный фольклор в кружковой работе проходит через следующие этапы.

Этапы

1. НОД:

1) слушание произведений музыкального фольклора;

2) музыкально-дидактические игры;

3) пение русских народных песен с музыкальным сопровождением и без

музыкального сопровождения, исполнение русских

народных плясок;

4) обучение игре на музыкальных инструментах;

5) игры-хороводы, народные музыкальные игры,

театрализованная деятельность;

6) дидактические сказки на основе музыкального фольклора;

7) продуктивное детское музыкальное творчество.

2. Праздники и развлечения:

1) творческие вечера, семейные вечера;

2) концерты;

3) обрядовые праздники;

4) посиделки, вечера «бабушкины посиделки»;

5) встречи в Русской избе.

Связь с образовательными областями.

1. Познавательная деятельность: сказки, былины, предметы быта.

2. Изобразительная деятельность: росписи музыкальных инструментов.

3. Игровая деятельность: театрализованные игры, народные игры.

4. Физическая деятельность: народное творчество на занятиях, досугах.

5. Конструктивная деятельность: изготовление мягкой игрушки.

6. Трудовая деятельность: вышивание, аппликация.

Условия реализации программы.

Работа в музыкально-фольклорном кружке «Ручеёк» проходит в форме

групповых и индивидуальных занятий. Для наилучшего усвоения детьми тех знаний и умений, которые предусмотрены в программе, занятия строятся на следующих принципах:

- принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений;

- принцип дифференциации и индивидуализации означает, что решение задач

программы осуществляется исходя из интересов и способностей каждого

ребёнка;

- принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог

больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и

самостоятельности;

- принцип сбалансированности задач базового и дополнительного обучения;

- принцип сотрудничества с родителями и социумом.

Риски проекта и способы их преодоления.

1. Изменение состава педагогических кадров в МБДОУ, не достаточная

компетентность молодых педагогов.

Риск может быть смягчён за счёт:

- работы творческих групп;

- консультаций музыкального руководителя для воспитателей.

2. Пассивная позиция педагогов.

Риск может быть смягчён за счёт:

- организации индивидуального и группового консультирования.

3. Отсутствие у родителей знаний о духовно-нравственном воспитании,

о народном творчестве:

- работа родительского лектория;

- просмотр народных праздников.

Результаты проведённой работы.

Цель - сопоставить результаты обследования на основе сопоставления данных, сделать выводы об эффективности проделанной работы.

Задачи:

1. Выявить динамику развития творческих способностей средствами

музыкально-фольклорной деятельности.

2. Определить эффективность использования музыкально-фольклорной

деятельности для развития творческих способностей.

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на конец года (прилагается) .

Мониторинг музыкального развития детей старшей группы на начало и конец года (прилагается) .

Выводы:

Цель, поставленная в начале работы, достигнута:

1. Ребёнок владеет определённым уровнем знаний

о русском музыкальном фольклоре.

2. Развиты художественно-творческие способности,

интегративные качества.

3. Сформировано осознанное отношение к Родине,

традициям края.

4. Развит вкус к русской песне, к танцу, к красоте

родной природы.

5. Управляет своим поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста...

Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...

Методическая разработка "Музыкальное кафе "Отличное настроение" (использование Орф педагогики в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста)

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так...

Консультация для педагогов "Роль Башкирских музыкальных игр в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Башкирская народная игра - увлекательный вид деятельности для формирования у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праз...

Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""

quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...