Традиции русского фольклора в современной культуре детства
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня, значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с русским фольклором – это позволяет детям почувствовать частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrobotka.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Методическая разработка
на тему
« Традиции русского фольклора в современной
культуре детства»
Введение
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня, значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с русским фольклором – это позволяет детям почувствовать частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель:
Использовать произведения русского народного фольклора ,как возможность приобщения к культуре своего народа, овладения родным языком, побуждения к познавательной деятельности и речевой активности, приобщения к красоте и самобытности слов.
Задачи:
Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Формировать у детей интерес к русскому фольклору, приобщение к истокам народной культуры.
Использовать малые формы фольклора для развития речи детей и обогащения словарного запаса.
Создавать необходимую развивающую предметно – пространственную среду.
Воспитывать любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.
Актуальность:
Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящих огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохраняет свою воспитательную функцию.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком.
Жанры русского фольклора, используемые в работе:
* прибаутки – это песенки, которые нужны для сопровождения процедур ухода за детьми
* потешки – это игры с детьми, с их руками и пальцами
* скороговорки – помогают обучать детей правильно произносить звуки речи
* заклички – это обращение к природным явлениям
* считалки – это небольшие стихи, которые помогают распределить роли в игре
* загадки – позволяют формировать память, логическое мышление
* хороводные игры - позволяют эмоционально положительно воспринимать родную речь
Использование детского фольклора в разных видах деятельности:
*в обучении правильному произношению * в приобщении детей к русской национальной культуре * в непосредственно- образовательной деятельности * в беседах * в наблюдениях * в народных подвижных играх * в играх на развитие мелкой моторики * в театрализованной деятельности * в инсценировках * в режимных моментах * в проведении праздников и досугов * в продуктивной деятельности
Ожидаемые результаты:
Планомерное и систематическое использование малых форм русского фольклора в работе воспитателей и логопеда приведёт к таким результатам:
- Увеличится количество детей с высоким уровнем развития речи
- Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями
-Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
- Дети овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками
- Положительное отношение к режимным моментам
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
- У родителей повысится общий культурный уровень
Материалы и оборудование:
В ходе занятий по фольклору с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.), с помощью которых создается развёрнутая картина действий.
Подбираются книги, диски с фольклорными произведениями. А так же, костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, игрушки – персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.
Разработка методических материалов по приобщению дошкольников с ОНР к русской национальной культуре (составление конспектов НОД, оформление папок-передвижек, изучение и подбор литературы )
Работа с детьми
Тема: | Цель: | Период: |
НОД «В избу в гости приглашаем!» | Воспитывать интерес к обычаям и традициям | сентябрь |
Книжный уголок: выставка книг с различными жанрами фольклора | Систематизировать работу по использованию произведений народного творчества | сентябрь |
Выставка детских работ «Во саду ли в огороде» | Разучить пословицы о труде | сентябрь |
Театральный уголок: пополнить фигурки персонажей из потешек. | Развивать творческие способности детей на основе устного народного творчества | октябрь |
Малые фольклорные формы: приметы, пословицы, поговорки об осени | Обогащать чувства и речь детей | октябрь |
Беседа-инсценировка «Хлеб всему голова!» | Пословицы и поговорки о хлебе | октябрь |
Малые фольклорные формы « Покровские посиделки» | Формировать творческие способности воображение, обогащать словарный запас | ноябрь |
НОД «Ярмарка разноцветных игрушек» (дымка) | Расширить представление о народных промыслах, используя фольклор | ноябрь |
Инсценировка произведений фольклора «Смех да веселье» | Увлечь народными сюжетами, обогатить воображение и речь | декабрь |
НОД «Зимушка- зима» (приметы, пословицы, поговорки о зиме) | Знакомство с малыми фольклорными формами | декабрь |
Развлечение «Бабушка- загадушка» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности | январь |
НОД «Золотая хохлома» | Формировать уважительное отношение к национальным традициям и промыслам | февраль |
Развлечение «Ой ты, Масленица» | Обогащать знания о приметах Масленой недели, воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры | март |
Создание фонотеки: «Музыкальные потешки-песенки» | в течении года | |
Театральная деятельность «Тили-тили- тили бом..» | Усвоение нравственно – поведенческих культурных норм и ценностей | март |
Хороводные игры: «Во поле берёзонька стояла», «Мы на луг ходили..», «А уж ясно солнышко..», «Огуречик, огуречик!», «Тень,тень, потетень..», «Мыши водят хоровод», «Тетёра», «Гуси вы, гуси..», «Сидит белка на тележке» | Приобщать к истокам родного, истинного русского народного творчества | в течении года |
НОД с участием сказочного персонажа «Дорого яичко в пасхальный день» | Познакомить с праздником Пасхи, традициями, проведением русских народных игр « Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко» | апрель |
Пальчиковые игры: (см приложение) | в течении года | |
НОД «Весна – красна» | Использование русского фольклора | |
Работа с родителями
Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского народного творчества
- Консультации:
«Роль устного народного творчества в развитии ребёнка»
«Пословицы и поговорки- источник воспитания нравственных качеств ребёнка»
«Использование детского фольклора в развитии речи»
2. Совместный досуг:
«Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»
«А ну-ка, угадай» (конкурс)
«Широка Масленица»
3. Выставки:
Акция «Книга в подарок»- «Устное народное творчество»
Выставка рисунков: « Осень, осень в гости просим»
«Кисонька-мурысенька», «Тили-тили-тили бом…»
Минимузей «Русский фольклор» (книжки-малышки)
4. Родительский уголок: (папки-передвижки, буклеты)
«Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества»
«Традиционные и обрядовые праздники»
«Важность устного народного творчества при воспитании у детей уважения к семейным традициям»
«Родители-книга-ребёнок», «Колыбельные песенки для детей»
5. Родительское собрание:
«Роль малых фольклорных форм в воспитании детей»
6. Анкетирование : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
7. Семинар-практикум: «Хорошая речь – слаще мёда»
Приложение
1.Анкета для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2.Мастер – класс «Фольклорные хороводные игры, как средство формирования коммуникативных и нравственных качеств у детей с ОНР.»
3.Презентация Мини-музея «Русская изба».
4. Презентация «Использование малых фольклорных форм в логопедической работе».
5. Конспект НОД «Весна – Красна».
6. Досуг «В гостях у дедушки Фольклора» (конспект).
7. Альбомы:
- «Одежда наших предков»
- « Русские национальные блюда»
- «Народные традиции в воспитании детей»
8. Картотеки:
- пословицы и поговорки
- фольклорные хороводные игры
- потешки, заклички.
Литература
1. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре4. Бахтин В.С.»От былины до считалки» Рассказы о фольклоре.
2. Зуева Т.В. «Русский фольклор»
3. Лаврентьева Е. «Веселые пословицы и поговорки»
4. Максаков А.И. «Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом»
5. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»
6. Сергеева , «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»
7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору»
8. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду»
9. Чуковский К.И. «Лепые нелепицы»
10. Интернет сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры. Роль современных технологий в возрождении и сохранении фольклора.
Уважаемые коллеги, мы живем в интересное и сложное время. Изменившиеся в обществе социально-экономические условия требуют усиления внимания к воспитанию наших детей, более вдумчивого, целенаправленног...
«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »
Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
Русский фольклор – "Источник народной культуры"
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются мной, как в образовательном процес...
Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...