Традиции русского фольклора в современной культуре детства
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня, значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с русским фольклором – это позволяет детям почувствовать частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

 

Методическая   разработка

на  тему

« Традиции русского фольклора в современной

культуре детства»

Введение  

   Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня, значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с русским фольклором – это позволяет детям почувствовать частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 Цель:

  Использовать произведения русского народного фольклора ,как возможность  приобщения к культуре своего народа, овладения родным языком, побуждения к познавательной деятельности и речевой активности,  приобщения к красоте и самобытности слов.

Задачи:

Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Формировать у детей интерес к русскому фольклору, приобщение к истокам народной культуры.

Использовать малые формы фольклора для развития речи детей и обогащения словарного запаса.

Создавать необходимую развивающую предметно – пространственную среду.

Воспитывать любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.

Актуальность:

   Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящих огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохраняет свою воспитательную функцию.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок  получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.  Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком.

Жанры русского фольклора, используемые в работе:

* прибаутки – это песенки, которые нужны для сопровождения процедур ухода за детьми

* потешки – это игры  с детьми, с их руками и пальцами

* скороговорки – помогают обучать детей правильно произносить звуки речи

* заклички – это обращение к природным явлениям

* считалки – это небольшие стихи, которые помогают распределить роли в игре

* загадки – позволяют формировать память, логическое мышление

* хороводные игры  - позволяют эмоционально положительно воспринимать родную речь

Использование детского фольклора в разных видах деятельности:

*в обучении правильному  произношению                                                                      * в приобщении детей к русской национальной культуре                                         * в непосредственно- образовательной деятельности                                                                               * в беседах                                                                                                                                                         * в наблюдениях                                                                                                                   * в народных подвижных играх                                                                                                                      * в играх на развитие мелкой моторики                                                                                                 * в театрализованной  деятельности                                                                                 * в инсценировках                                                                                                             * в режимных моментах                                                                                                 * в проведении праздников и досугов                                                                                * в продуктивной деятельности                                                                                                                                                                                        

Ожидаемые  результаты:

Планомерное и систематическое использование малых форм русского фольклора  в работе воспитателей и логопеда  приведёт к таким результатам:

- Увеличится количество детей с высоким уровнем развития речи

- Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

- Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами,         выражениями

-Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе

- Дети овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками

-  Положительное отношение к режимным моментам

- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

- У родителей повысится общий культурный уровень

Материалы и оборудование:

В ходе занятий по фольклору с детьми используются наглядные средства   (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.), с помощью которых создается развёрнутая картина действий.

Подбираются книги, диски с фольклорными произведениями.  А так же, костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, игрушки – персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Разработка методических материалов по приобщению дошкольников с ОНР к русской национальной культуре (составление конспектов НОД, оформление папок-передвижек, изучение и подбор литературы )

                                       Работа с детьми

Тема:

Цель:

Период:

НОД «В избу в гости приглашаем!»

Воспитывать интерес  к обычаям и традициям

сентябрь

Книжный уголок:  выставка книг с различными жанрами фольклора

Систематизировать работу по использованию произведений народного творчества

сентябрь

Выставка детских работ «Во саду ли в огороде»

Разучить пословицы о труде

сентябрь

Театральный уголок:  пополнить фигурки персонажей из  потешек.

Развивать творческие способности детей на основе устного народного творчества

октябрь

Малые фольклорные формы: приметы, пословицы, поговорки об осени

Обогащать чувства и речь детей

октябрь

Беседа-инсценировка «Хлеб всему голова!»

Пословицы и поговорки о хлебе

октябрь

Малые фольклорные формы « Покровские посиделки»

Формировать творческие способности воображение, обогащать словарный запас

ноябрь

НОД «Ярмарка разноцветных игрушек»

(дымка)

Расширить представление  о народных промыслах, используя фольклор

ноябрь

Инсценировка произведений фольклора «Смех да веселье»

Увлечь народными сюжетами, обогатить воображение и речь

декабрь

НОД «Зимушка- зима»  (приметы, пословицы, поговорки о зиме)

Знакомство с малыми фольклорными формами

декабрь

Развлечение «Бабушка- загадушка»

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности

январь

НОД «Золотая хохлома»

Формировать уважительное отношение к национальным традициям и промыслам

февраль

Развлечение «Ой ты, Масленица»

Обогащать знания о приметах Масленой недели, воспитывать патриотизм на традициях русской народной культуры

март

Создание фонотеки: «Музыкальные потешки-песенки»

в течении года

Театральная деятельность «Тили-тили- тили бом..»

Усвоение нравственно – поведенческих культурных норм и ценностей

март

Хороводные игры:

«Во поле берёзонька стояла», «Мы на луг ходили..»,  «А уж ясно солнышко..», «Огуречик, огуречик!», «Тень,тень, потетень..», «Мыши водят хоровод», «Тетёра», «Гуси вы, гуси..», «Сидит белка на тележке»

Приобщать к истокам родного, истинного русского  народного творчества

в течении года

НОД с участием сказочного персонажа «Дорого яичко в пасхальный день»

Познакомить с праздником Пасхи, традициями, проведением русских народных игр « Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко»

апрель

Пальчиковые игры:           (см приложение)

в течении года

НОД «Весна – красна»

Использование  русского фольклора

                                Работа с родителями

Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского народного творчества

  1. Консультации:

«Роль устного народного творчества в развитии ребёнка»

«Пословицы и поговорки- источник воспитания нравственных качеств ребёнка»

«Использование детского фольклора в развитии речи»

2. Совместный досуг:

«Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»

«А ну-ка, угадай» (конкурс)

«Широка Масленица»

3. Выставки:

Акция «Книга в подарок»- «Устное народное творчество»

Выставка рисунков: « Осень, осень в гости просим»

«Кисонька-мурысенька»,   «Тили-тили-тили бом…»

Минимузей  «Русский фольклор» (книжки-малышки)

4. Родительский уголок: (папки-передвижки, буклеты)

«Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества»

 «Традиционные и обрядовые праздники»

«Важность устного народного творчества при воспитании у детей уважения к семейным традициям»

«Родители-книга-ребёнок», «Колыбельные песенки для детей»

5. Родительское собрание: 

«Роль малых фольклорных форм в воспитании детей»

6. Анкетирование : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

7. Семинар-практикум: «Хорошая речь – слаще мёда»

                                     Приложение

1.Анкета для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2.Мастер – класс «Фольклорные хороводные игры, как средство формирования коммуникативных  и нравственных качеств у детей с ОНР.»

3.Презентация  Мини-музея «Русская изба».

4. Презентация «Использование малых фольклорных форм в логопедической работе».

5. Конспект НОД «Весна – Красна».

6. Досуг «В гостях у дедушки Фольклора» (конспект).

7. Альбомы:

 -  «Одежда наших предков»

 -  « Русские национальные блюда»

 - «Народные традиции в воспитании детей»

 8. Картотеки:

 -  пословицы  и  поговорки

 - фольклорные хороводные игры

 - потешки, заклички.

                                               Литература

1. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре4. Бахтин В.С.»От былины до считалки» Рассказы о фольклоре.

2. Зуева Т.В. «Русский фольклор»

3. Лаврентьева Е. «Веселые  пословицы и поговорки»

4. Максаков А.И. «Учите, играя: игры  и упражнения со звучащим словом»

5. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»

6. Сергеева , «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору»

8. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду»

9. Чуковский К.И. «Лепые нелепицы»

10. Интернет сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры. Роль современных технологий в возрождении и сохранении фольклора.

Уважаемые коллеги, мы живем в интересное и сложное время. Изменившиеся в обществе социально-экономические условия требуют усиления внимания к воспитанию наших детей, более вдумчивого, целенаправленног...

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »

Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Русский фольклор – "Источник народной культуры"

  Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются  мной, как в образовательном процес...

Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...