"Русский фольклор. Устное народное творчество"
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Презентация по теме "Русский фольклор. Устное народное творчество", малые формы (колыбельные, сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, потешки, считалки, заклички). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_folklor.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ Детский сад № 7 Кировского района СПб Воспитатель Матвеева С.Е. « Русский фольклор. Устное народное творчество » Презентация для детей средней группы (4-5 лет) Январь 2020 г

Слайд 2

Г Цель: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Задачи: 1. Познакомить детей с малыми формами устного народного творчества. 2. Развивать познавательную деятельность учащихся. 3.Воспитывать любовь к родному языку.

Слайд 3

Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии речи детей . Малый фольклор считалки пословицы сказки прибаутки потешки заклички пестушки колыбельные поговорки

Слайд 4

Каким гребешком никто не причёсывается? ( Петушиным) Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь) Без рук, без ног, рисовать умеет. ( Мороз) Белая морковка зимой растет. ( Сосулька)

Слайд 5

Вот проснулся петушок, Встала курочка. Просыпайся, наш дружок, Встань, наш Мишенька , дружок. Знакомство с прибаутками

Слайд 6

Проснулся, не рассердился! А теперь, Миша, давай мы тебя умоем. Водичка, водичка, Умой Мишутке личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Потешки - это зарифмованные короткие истории, стишки и песенки, которые сочетаются с простыми движениями . пестушки – качаем на руках, убаюкиваем; потешки – играем ручками и ножками; прибаутки – учим познавать окружающий мир.

Слайд 7

Варись, варись кашка В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее. Варись кашка сладка, Из густого молока Из густого молока Да из мелкой крупки У того, кто кашу съест Вырастут все зубки! А теперь давайте, ребята, накормим нашего дорогого гостя, сварим ему кашу!

Слайд 8

Белка прыгала, скакала, А на ветку не попала, А попала в царский дом, Где сидели за столом Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой? Говори поскорей, Не задерживай честных И добрых людей. Считалки - для детей используются для установления очередности, для определения кому начать игру. Мишутка, теперь ты сытый и довольный. А теперь давай играть, только нужно посчитать… кто водящим будет.

Слайд 9

Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Ой, ребята, та-ра-ра ! На лугу стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах; Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точенная, позолоченная, Труба ладная, песня складная. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Собираются зверьки Ворона послушать, Прянички покушать. Устали, ребята? Садитесь, послушайте сказку! А прежде присказка

Слайд 10

Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает: - Что ты там, лисонька, поделываешь? - Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь! А козлу давно пить хочется. - Хороша ли вода-то? - спрашивает козел. - Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему: - Эх, бородатый дурень , и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили . Лиса и Козёл

Слайд 11

Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, радуге, деревьям ) Можно использовать во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями. Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! А теперь пойдем гулять с Мишкой. Что-то солнышка не видно, давайте его позовем все вместе!

Слайд 12

Подвижные и хороводные русские народные игры. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Вышло солнышко, народ, собирайся в хоровод!

Слайд 13

Колыбельные песни. Колыбельная песня — песня , исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. Да, ребята, мы совсем забыли, что нашему гостю Мише уже пора ложиться спать. И проспит он до самой весны. Миша, пора тебе в свою берлогу возвращаться. А мы споём тебе колыбельную песню « Баю-баюшки-баю » Видео (нажать на черный прямоугольник два раза)

Слайд 14

Молодцы, ребята !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность,...

Памятка для родителей "Фольклор - устное народное творчество".

С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла....

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через устное народное творчество (фольклор)"

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Поэтому приобщение детей к народному творчеству необходимо начинать с раннего д...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...