Тема проекта: «Как увидеть чувства».
проект (старшая группа)
Задачи проекта:
· Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
· Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
· Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
· Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
· Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и при общении.
· Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
· Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
· Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
· Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
· Обучение детей правилам хорошего тона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtory_proekta.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы проекта: Лаврухина Юлия Владимировна,Прейс Екатерина Викторовна . ГБДОУ№34 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Вид проекта: исследовательский.
Тема проекта: «Как увидеть чувства».
Цель проекта: раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи проекта:
- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и при общении.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
- Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Форма итогового мероприятия: создание коллажа «Русские горки»
Длительность проекта: 2-3 недели.
Интеграция образовательных областей «коммуникация», «познание», «социализация», «труд», «музыка» | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (наблюдение, беседа, чтение худ. литературы, работа с родителями, музыка.) | Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 этап. Мотивационно-диагностический. | |||
Прочтение и обсуждение произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассматривание картины В. Васнецова: «Аленушка». Перед началом проекта приводим несколько заданий для изучения представлений старших дошкольников о сверстниках, правилах и способах взаимоотношений: диагностическая ситуация «Обида»: проявление отзывчивости в общении и понимание состояния сверстника, (см. «Мониторинг в детском саду» стр. 211), об особенностях правил доброжелательности во взаимоотношениях детей - ситуация выбора «Дежурные»: выявить умение детей проявить внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей ( см. «Мониторинг в детском саду» стр.219), изучаем, как складывается взаимоотношения детей со сверстниками в совместной деятельности – диагностическая ситуация «Обложка для книги»: выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместной деятельности. (см. «Мониторинг в детском саду» стр. 225). | Внесение игры: «Азбука настроения». | Предложить детям совместно с родителями посмотреть мультфильм или сходить на спектакль. | |
2 этап. Организационный | |||
Постановка проблемной ситуации: «Приходит письмо от Иванушки. Вчера, когда я попросил Аленушку со мной поиграть, она мне сказала: «Неужели ты не видишь, что у меня плохое настроение!». Ребята, как это видеть чувства и для чего надо обращать внимание на чувства других, подскажите: предлагаем детям обсудить и записать ответы детей. Задаются вопросы и вспоминаем примеры. | |||
3 этап. Содержательно-практический. | |||
Серия образовательных ситуаций – игр направленных на знакомство детей с различными чувствами, их внешними проявлениями и выражение. Этюды – упражнения для обучения элементам техники выразительных движений. Психомышечная тренировка. «Робость» - цель: повышение у детей уверенности в себе; сплочение группы; знакомство с чувством робости. Материалы: клубочек шерсти, пиктограмма «робость» Проведение этюда – упражнения « Радость-1,2,3,4» - цель: первичное знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Материалы: пиктограмма «радость», коробка с конфетами, платок или шарф. Результат этюдов: красиво оформленные ответы детей с предыдущих встреч. «Страх-1, 2, 3,4» - цель: знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Материалы: фотография ребенка испытывающего страх; пиктограмма «страх», свечка в безопасном подсвечнике. « Удивление»- знакомство с чувством удивление, закрепление мимических навыков. «Злость» - цель: знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции. Материалы: колокольчик, 2 шарфа, пиктограмма «злость». « Стыд, вина» - цель: знакомство с чувством вины. Материалы: муз. запись «Волшебство природы». Пиктограмма «вина». «Самодовольство»-цель знакомство с чувством самодовольства. «Взлохмаченные человечки»: Предложить детям создать портреты. На листочках бумаги обвести предметы с круглым дном карандашом, вырезают получившиеся круги. На них рисуем лица с разными эмоциями. Толстую кисть макаем в краску. Делаем легкие мазки кисточкой от края к центру. Рассматривание иллюстраций и альбомов с фотографиями для определения различных чувств и настроение людей. Прослушивание музыкальных произведений « Времена года»- Чайковского и Вивальди. У музыки тоже бывает свое настроение(привязка к пиктограммам) Чтение и пересказ сказок и рассказов, на выражение различных чувств. Разыгрывание данных произведений и обсуждение их детьми. Создание выставки из рисунков детей «Настроение бывает разного цвета». Дальнейшее развитие проекта: проекты, реализуемые в течении года, или последующие образовательные ситуации могут включать в себя разыгрывание и обсуждение знаний о чувствах людей. | Материалы: клубочек шерсти и пиктограмма «робость», пиктограмма «радость», фото веселых людей, бумага, карандаши. Вырезанные из журнала рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; клей; трафареты круглой и овальной формы; Пиктограмма «страх», бумага, карандаши. Книга Н. Носова « Живая шляпа» с ил. И. Семеновой. Книга Л. Муур « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» с ил. В. Сутеева. Пиктограмма «удивление». Пиктограмма «злость». Пиктограмма «стыд, вина», рассказ Л. Н. Толстого « Косточка». Пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления и самодовольства. Листы бумаги, гуашь, клей кисточки ножницы карандаши фломастеры предметы с круглым дном: чашка, стакан. | Создание рассказов детей на основе этюдов – упражнений. Создание с помощью родителей фотоальбома «Настроение бывает разным». Совместно с родителями, с целью создания ситуаций взаимодействия и сотрудничества: описание родителей: глазами детей», определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми. | |
4 этап. Итоговый. | |||
Этап обобщения и творческого отражения: после проведения работы, где дети узнавали различные эмоции, создаем творческую мастерскую, с целью закрепления полученных знаний, развития умения передавать эмоции художественными средствами. Создание коллажа «Русские горки»: Взрослый карандашом рисует на большом листе ватмана волнистую линию, а ребята обводят ее краской. Предлагаем детям:
Обсудить вместе с детьми получившиеся картинки. | Длинный лист бумаги; Краски; Маленькие кусочки губки; Картофелины-разрезанные пополам. |
Список литературы:
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Генезис» 2000г.
- Н. Яковлева « Психологическая помощь дошкольнику» г. СПб « Валери ЕПД» 2001г.
- А.С. Валявский, А.С. Яковис «Оздоравливающе учебные игры» Практикум. Г. СПб «Тесса» 2001г.
- Н.В. Клюева «Психолог и семья» Диагностика, консультации, тренинг. Г. Ярославль, Академия развития. 2001г.
- Н.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» г. СПб, «речь» 2006г.
- «Мониторинг в детском саду» Научно-методическое пособие. Г. СПб. «Детство-пресс» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Все увидим, все узнаем о песке» в старшей группе для детей с ЗПР
Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: вос...
Проект "Как увидеть чувства"
Презентация показывает о выражениях эмоционального состояния детей...
Проект "Как увидеть движение воды в растениях"
Формирование у старших дошкольников интереса к научно - исследовательской деятельности....
Проект «Как увидеть время» в подготовительной группе «Роза» 2017-2018 год.
Как научить детей определять который час и рассказать об истори и разнообразии мира часов....
Исследовательско – творческий проект «Всё увидим, всё узнаем!»
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития воспитанников детского сада. В проекте предмтавлены ...
Проект "Как увидеть звук!?"
Младшая группа...
Тема проекта «КАК УВИДЕТЬ ВРЕМЯ?»
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения ...