Методическая разработка для педагогов на тему: " Комплексный подход к сюжетно ролевой игре «Юные журналисты»"
методическая разработка

Гагилева Мария Сергеевна

У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

    Исходя из этого в нашей группе, была создана  редакция  «Юные журналисты».

    Целью является развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации.

    Задачи  – развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

    Деятельность редакции включает различные виды и формы деятельности:

познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры;

игровая деятельность: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;

продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликаций, создание коллажей.

    В процессе  сюжетно – ролевой игры « Юные журналисты» дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение не только со стороны сверстника, но и со стороны  взрослого и на этой основе развивается самосознание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 222

 Методическая разработка

Комплексный подход к сюжетно ролевой игре «Юные журналисты»

 

                                                                           

                                                                             Подготовила:

                                                                             Старший воспитатель

                                                                             Гагилева Мария Сергеевна


У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

    Исходя из этого в нашей группе, была создана  редакция  «Юные журналисты».

    Целью является развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации.

    Задачи  – развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.

    Деятельность редакции включает различные виды и формы деятельности:

познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры;

игровая деятельность: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;

продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликаций, создание коллажей.

    В процессе  сюжетно – ролевой игры « Юные журналисты» дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение не только со стороны сверстника, но и со стороны  взрослого и на этой основе развивается самосознание.

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Экскурсия в редакцию газеты (знакомство с работниками газеты: журналист, редактор, фотокорреспондент, с их орудиями труда);
  • Цель: Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, художник– оформитель, фотокорреспондент; Занятия с детьми:

Ознакомление с окружающим «Как делают газету» (с использованием моделей трудового процесса) –

см приложение;

Задачи:

Расширять представления детей о профессиях, связанных с издательской деятельностью; познакомить с этапами трудового процесса по изготовлению газеты.

Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (редактор – корреспондент, художник).

  • Художественная литература «Знакомство с газетой» см. приложение

Задачи: познакомить детей с газетой как видом периодической печати, с её назначением, построением, отличием от книг; с профессиями людей работающими над созданием газеты; привлекать детей к участию к участию в совместном творческом проекте по созданию газеты.

  • Игровое занятие «Мы журналисты»

см. приложение

Цель: Знакомство детей с профессией журналист.

Задачи:

 развитие наблюдательности к окружающему,

 совершенствование умения строить диалог,

 развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)

Обыгрывание профессий: «Я – репортёр», «Я фотокорреспондент»;

  • Игры – интервью «Я беру интервью у воспитателя, мед. работника, повара, сверстников»;

Цель: упражнять детей в умении задавать вопросы.

  • Д/и «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной»

Цель: закрепить знания детей об орудиях труда редактора, фотокорреспондента. Определить их роль в изготовлении газеты.

Фотоаппараты;

Макеты журналов;

Блокноты;

Фотографии;

Фотоплёнка;

Пишущая машинка;

Компьютер; командировочные листы; бейджик, визитные карточки; почтовый ящик; микрофоны.

Создание «Музея письменности».

Цель: реализовать принцип интерактивности – приобщение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир, см. приложение.

Составление модели ведения диалога ». Цель: вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

см. приложение

Рассказывание по картине «Юные журналисты». Цель: развивать у детей воображение, умение сочинять рассказы, слушать друг друга.

Действие воспитателя: В роли главного редактора : принимает на работу журналистов , фотографов и других сотрудников. Управляет процессом создания журнала, газеты. Даёт задания корреспондентам., проверяет создание макета журнала руководит процессом набора .

Действие детей: Редакционная коллегия создаёт макет журнала, придумывает название, определяет рубрики, распределяет задания

Редакторы редактируют полосы, просматривают работу сотрудников, придумывают заголовки.

Действие воспитателя: оказание поддержки детям, у которых самостоятельно возникло желание поиграть « в газету», «в корреспондентов».

Варианты:

Воспитатель может спросить:

 «Где здесь редакция?», «Я хочу разместить объявление», «Я написала статью в вашу газету», а нет ли у вас художников, чтобы нарисовать к ней иллюстрации?», «А есть ли у вас фотограф?». Или: «А теперь я буду художником, который рисует картинку к моей статье».

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Рассматривание газет и журналов разной тематики (знакомство с внешним обликом, внутренним содержанием, чтение рубрик)

Задачи: Познакомить детей с назначением газет, журналов.

  • Беседы: «Какие бывают газеты»;  «Для чего нужны газеты»

Цель: развивать линию познавательных интересов.

  • Экспериментирование «Какая бывает бумага».

Цель: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. 

Обогащение центра детьми (детские газеты, журналы, открытки, фотографии, иллюстрации и т.д.)

Внесение и обыгрывание «Познавательной шкатулки». Цель: постепенное обогащение опыта детей новыми знаниями и сведениями в области журналистики. Развивать познавательную активность.

Корреспонденты наблюдают за жизнью группы и детского сада, делают записи в блокноты, придумывают статьи, берут интервью у работников и детей детского сада, приносят интервью, статью, стихи, рассказы в редакцию.

Фотографы готовят обложку, снимают «ярких» выступающих. Наборщики наклеивают тексты и статьи в журнал.

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Чтение художественной литературы:

  В. Берестов «Как хорошо уметь читать»

Е. Утетлеуов «Библиотека»

Б. С. Житков «Как печатают книги»

Л.Разгон «Чёрным по белому»

Р.Киплинг « Как было написано первое письмо»

Р.Киплинг « Как была выдумана азбука»

С.Маршак «Как печатали вашу книгу»

Ю.Розум « Здесь рождается книга»

Цель:  Развивать познавательный интерес, активность,  связную речь, речь–рассуждение.

  • Для закрепления знаний о работе журналиста составление модели.

Цель: формирование целостного образа журналиста.

 см. приложение

  • Беседы с детьми:

 «Что такое редакция», «Для кого она создана», «Чем полезна для людей», «Журналист-профессия творческая»; «Кто делает детские журналы» 

Цель: Способствовать формированию знаний о профессии журналиста.

  • Придумывание рубрик для своей газеты, например:

«Спортивная колонка», «Новости группы»,

 « Гости группы», «Творческие командировки»…;

  • игры-диалоги «разговор по телефону»

Цель:  учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них.

  • Обучающие игры:

 «Я журналист», «Я редактор газеты», «Я фотокорреспондент»; Цель: Индивидуальное обыгрывание каждой роли совместно с детьми. Использование игровых приёмов побуждающих детей брать на себя роль.

Пополнение «Познавательной шкатулки необходимым для данной деятельности материалом.

Цель: дополнить знания детей о профессии журналиста, обновить атрибуты игры, формировать умение исполнять взятую роль на себя в соответствии с замыслом.

Создание проблемных ситуаций: «В море произошло кораблекрушение, срочно отправляемся на место аварии, делаем репортаж…»; «Дети нашей группы, вместе с родителями посетили музей нашего города, необходимо взять интервью, и написать статью, и подобрать фотографии»;

Художники оформляют журнал, используют рисунки, делают журнал ярким, красочным, советуются со своими коллегами, ведут диалог о правильности создания газеты.

см. приложение ;

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Совместное изготовление газеты воспитателя с детьми по теме:

    «Мой город»

Задачи:

Привлекать детей к декоративно – оформительской работе, развивать художественно – творческие способности.

Развивать у детей умение анализировать, выделять главное и второстепенное при обработке материалов.

Развивать познавательный интерес, активность.

Подшивка детских газет, номера городской газеты, детских журналов.

Инструменты и для художественно-творческой деятельности детей: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, степлер, скотч, ножницы, бумага разная по фактуре и цвету, трафареты;

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры: компьютер, ксерокс, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, телефон, фотоплёнка;

Набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календарики; наклейки;

Модель трудового процесса по изготовлению газет.

см. приложение.

Принятие роли редактора воспитателем, дети – журналисты, фотокорреспонденты, художники; см. приложение

Использование «Папки – исследователя» (с набором карточек с символическим изображением  методов исследования  и тем будущих исследований: растения, животные, птицы, транспорт

и т. д.) см. приложение;

Упр. «Придумай интересный заголовок к газете (рубрики)»

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Привлечение родителей к изготовлению газет с детьми с учётом интересов детей:

«Такие разные цветы»,

«Зимующие птицы»,

«Всё о кошках»,

«Моя любимая собака».

Задачи: Развивать у детей стремление к самоотверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.

Способствовать формированию активной позиции родителей в процессе воспитания детей.

  • Презентация газет детьми в центре «Телестудия» (сообщение, обсуждение сообщений, подготовка вопросов другими детьми (слушателями);

Выставка детских газет в группе, детском саду;

Создание телестудии: телекамеры, микрофоны, компьютеры, телеэкраны.

Привлечение родителей к игровой деятельности: «Сегодня мама Тани Б. редактор нашей газеты, она приготовила путёвки для творческих командировок, корреспонденты, пожалуйста подходите и получайте задание»,

«Мама Саши Р, художник в нашей газете, но ей нужны помощники…», «Папа Серёжи – фотокорреспондент,  он только что вернулся из командировки, и у него сегодня много интересных фотографий, их нужно рассортировать, кто придёт к нему на помощь?»

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Передача игровой культуры ребёнку

Создание и обогащение предметно – игровой среды

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

  • Самостоятельное составление газет, афиш, открыток детьми.

 Задачи: Развивать декоративно – оформительские навыки и умения;

Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать.

  • Презентация газет детьми в центре «Телестудия» (сообщение, обсуждение сообщений, подготовка вопросов другими детьми (слушателями);

Пополнение игровой среды открытками, афишами, детскими газетами, журналами, семейными фотографиями.

Модель ведения диалога в форме интервью, см. приложение.

Презентация газет

Приглашение детей других возрастных групп на презентацию;

 см. приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе ГБДОУ

Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры «Птицы прилетели. Угощение для птиц»

Тема: «Птицы прилетели. Угощения для птиц.»Цель: Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека.Задачи:Продолжать знакомить детей с ранними пр...

Сюжетно – ролевая игра «Юные журналисты»

Сюжетно – ролевая игра «Юные журналисты»Возраст: 5-7 летЦель: совершенствовать овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии...