Отчёт по созданию условий для формирования воображения и образного мышления детей дошкольного возраста средствами художественно эстетических видов деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа)
Отчет по созданию условий для развития образного мышления и воображения детей дошкольного возраста..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования воображения и образного мышления детей средствами художественно-эстетических видов деятельности.
В соответствии с реализацией общеобразовательной программы детского сада перед
нами музыкальными руководителями стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают образное, ассоциативное мышление, речь, творческое воображение. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание творческого характера.
При развитии образного мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. И заложить основы образного мышления необходимо именно в дошкольном возрасте.
Решение возникшей проблемы я вижу в разработке и использовании методов при организации восприятия музыки, которые позволят создать условия для формирования воображения и образного мышления. Развитие мышления средствами восприятия музыки в дошкольном возрасте основано на следующих возрастных особенностях:
• внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей;
• условие развития воображения – включение в деятельность;
• практически действенный и чувственный анализ преобладает в старшем дошкольном возрасте:
• установление ассоциаций является для старших дошкольников естественным процессом
Ассоциация, являясь объединяющим звеном в психологии психических познавательных процессов, послужила основой для целого ряда методов. Весь спектр приемов был объединен в 4 блока, которые рассмотрены в работе С. Казаковой:
1. блок умственной ориентировки,
2. блок аудиального развития,
3. блок эмоционального развития,
4. блок творческой направленности.
Первый блок заданий — “Интеллектуальная зарядка”.
В серии заданий на сообразительность и смекалку предлагаю прослушивание музыкальных произведений и выделение общих и различных признаков при их сравнении между собой; выявление логики развития музыкального произведения, наблюдение за ходом мысли композитора; исполнение произведения с изменением его настроения или характера, опираясь на освоенные музыкально-исполнительские средства. Еще один вариант предусматривает прослушивание двух разнохарактерных музыкальных произведений и подбор к ним характеристик-синонимов или сравнений, т. е. ассоциирования качества предмета со схожим качеством другого предмета
Второй блок заданий — “Аудиальный контакт”
Задания этого блока развивают внимание и память детей, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение “слушать” и “слышать” музыку. Ставлю задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. В своей работе использую метод “Словарь”, который способствует расширению активного словарного запаса дошкольников. Владея словарём эстетических эмоций, мы помогаем ребёнку находить необходимые слова для передачи музыкальных образов.
Третий блок – “Эмоциональный калейдоскоп”
Задания этого блока направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: Предлагаю прослушать два разнохарактерных произведения, а затем соотнести их с собственным эмоциональным состоянием и выбрать наиболее подходящее своему настроению. При повторном слушании – выразить свое настроение в цвете, линии, элементах орнамента, сравнить собственные переживания с воплощением в музыке и рисунке.
При помощи метода “Фотография” ребёнок при восприятии музыки интуитивно отражает в рисунке созвучные музыке зрительные образы.
Для того чтобы дети наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, я использую метод пластического интонирования. Реализация метода позволяет детям не только описать музыкальные образы, но и изобразить их с помощью мимики, жестов и движений.
Четвертый блок заданий “Творческий марафон”
Задания и игры этого блока развивают умственную гибкость детей, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить свои мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память.
Использую задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование. Развитию тембрового фантазирования детей способствовали задания, в которых было необходимо
• узнать тембр голоса или инструмента;
• создать тембровые импровизации на тему природы,
• сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;
• составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;
Таким образом, применение этих методов и приемов, позволяет формировать у старших дошкольников образное мышление. Непосредственно образовательная деятельность «Музыка» способствует развитию образного мышления ребёнка, поиска выразительных средств, в других видах искусства, осознание содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.
Реализуя данную цель, я стараюсь вовлечь детей в различные виды музыкальной деятельности и использую те приемы и методы, которые направленны на развитие образного мышления.
А также интегрированные занятия обогащают знания детей об окружающем мире, способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми. Задача музыкального руководителя - так исполнить или преподнести произведение, чтобы ребенок был переполнен чувством восторга и желанием высказаться.
На занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, музыкальному музицированию, творчеству, и они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, настроение. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Интегрированные занятия требуют серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, поэтому проводятся один раз в квартал. Продолжительность занятий составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей.
Проводилась работа с родителями (консультации), где им давалась информация о том, как важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье для его успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, и рекомендовалась специальная литература по этой проблемы.
Образовательная деятельность « Музыка» способствует развитию образного мышления ребёнка, поиска выразительных средств, в других видах искусства, осознание содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования представлений об искусстве у детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание дошкольников...
Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»
Формирование здорового поколения - это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ - п...
Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами...
Педагогический совет «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Материалы для подготовки и проведения педсовета...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...