Консультация для педагогов «Создание условий для развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
презентация по конструированию, ручному труду

Новосад Мария Леонидовна

Презентация для выступления на РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

К презентации «Создание условий для развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»и 1 слайд. Заголовок

2.слайд.

Основные цели и задачи конструктивной деятельности:

Цель: приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

 - закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

3 слайд  

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

4 Слайд

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.  Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

 К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. 

Слайд 5

Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты). 

Слайд 6

Конструирование из деталей конструктора Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Слайд 7

Конструирование из крупногабаритных модулей Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

 Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Слайд 8

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Слайд 9

Конструирование из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Слайд 10

Конструирование из природного материала. Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования ( шишки, камешки, семена и т. д)Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Слайд 11

           Этапы становления детского творческого конструирования

I этап – первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Слайд 12

               Формы организации обучения

Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.

Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.

Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

 Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление. Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.

  Слайд 13             

                 Взаимосвязь конструирования и игры

Ранний возраст конструирование слито с игрой.

 Младший дошкольный возраст игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение

Старший дошкольный возраст Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создаётся несколько конструкций, объединённых общим сюжетом.

Слайд 14

1 условие.

Сооружение в помещении конструктивного уголка. Для детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы в этом уголке были следующие комплектующие:

1.Конструкторы, выполненные из пластмассы и дерево разных размеров. Детали этих конструкторов должны иметь разные формы. Благодаря тому, что такие конструкторы очень просты в использовании, дети с удовольствием ими пользуются.

2.Конструкторы кампании «Лего» разного размера. Опираясь на рисунки, дети смогут создавать из деталей этого конструктора разные модели. Благодаря тому, что эти конструкторы обладают очень большими возможностями дети часто создают с их помощью не отдельные объекты, а целые композиции с сюжетной линией.

3.Конструктор технической направленности. С его помощью дети могут создавать большие модели настоящих технических устройств, опираясь на образцы. Также дети могут придумывать свои собственные технические объекты.

4.Плоскостные конструкторы, которые позволяют детям работать с геометрическими фигурами. Так дети могут работать, опираясь на готовую схему или на собственный замысел. В качестве материала для конструирования применяются фанеры, линолеум или толстый картон.

5. Танграм – тоже разновидность плоскостного конструктора, с помощью которого дети из геометрических фигур создают различные животные и дома. Этот конструктор можно использовать для конструирования, опираясь на образцы и замысел. Задания нужно вводить от простого к сложному.

6. Так называемые кубики Никитина. Они обладают большой обучающей и развивающей способностью. Детям нравится с ними играть. В тоже время они анализируют образцы, работают со схемами и ориентируются в пространстве.

Деятельность конструирования увлекает детей. Правильно организованный уголок для конструирования дает возможность грамотно развивать у дошкольников тягу к конструированию, их навыки моделирования совершенствуются, творческие способности активизируются. Дети начинают любить эксперименты и часто пытаются что-то изобрести.

2 условие: Графическое моделирование.

Дети моделируют пространство, создавая в нем новые отношения между предметами. Дети развивают образное мышление, учатся использовать наглядные и схематические карты, развивают своё представление об окружающих предметах. Модели – это то, что замещает реальные предметы во время игры. Модель всегда старается как можно точнее отобразить признак изображаемого предмета, повторяет его структуру, демонстрирует связи между отдельными его компонентами.

Деят-ть конструирования невозможна без графического моделирования. Графическое моделирование позволяет детям ориентироваться в предмете.

3 условие. Конструирование должно сочетаться с другими режимными типами деятельности: лепка из пластилина, рисование на картоне, раскрашивание красками. В результате ребенок одновременно занят разными видами деятельности

Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают: мех, бархатную бумагу, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.

4 условие. Повышение  педагогической грамотности родителей в вопросах развития конструктивных  способностей детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»  В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи. 

Рекомендуемые средства в работе с родителями: «Развиваемся, играя»: практикумы, тренинги, обучающие семинары, проекты, ЛЕГО - праздники, леготеки, мастер-классы, консультирование, выставки и фотовыставки совместных работ родителей и детей. В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи, развивается инициативность родительского сообщества в условиях введения ФГОС ДОО, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования.

 Слайд 15 

В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память. 

Конструирование является важным видом продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. При занятиях конструированием у детей дошкольного возраста развивается кругозор, познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире и действительности. Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. В процессе конструирования в дошкольников формируются конструктивные умения, которые имеют значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как условие успешного развития изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника.Каждый ребенок в опре...

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С. Макаре...

Консультация для педагогов «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для ...