Педагогический совет «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
материал
Материалы для подготовки и проведения педсовета
Скачать:
Предварительный просмотр:
План проведения педагогического совета
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета.
2. Вступительное слово заведующего по теме педсовета.
3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приемов, направленных на развитие грамматического строя детей
4.Деловая игра для педагогов Речевое развитие»
5. Кроссворд «Развитие речи»
6. Обсуждение проекта решения педагогического совета.
1. Итоги выполнения решений педагогического совета № 2
- педагогами обновлен выносной материал для подвижных и спортивных игр на прогулке, приобретены мячи, скакалки в физкультурные уголки в группы;
- воспитателями разработаны методические рекомендации для ознакомления дошкольников с элементами спортивных игр; создана картотека по ознакомлению детей с элементами спортивных игр: серсо, городки, боулинг, хоккей, баскетбол, бадминтон, футбол, школа мяча.
2. Вступительное слово заведующего по теме педагогического совета
Тема нашего педагогического совета «Формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Речь ребенка формируется на примере речи родных, близких и окружающих его людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».
В последние годы в нашем детском саду наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии
3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приемов, направленных на развитие грамматического строя детей (Приложение № 1)
4.Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие»
Цель: активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
Первая часть игры – теоретическая.
1 ЗАДАНИЕ: Придумать название команды и девиз.
2 ЗАДАНИЕ «Вопросы»:
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
• Словарная работа (понимать и называть слова).
• Звуковая культура речи.
• Формировать грамматический строй речи.
• Развивать связную речь.
2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
• Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
3. Каковы задачи словарной работы?
• Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
• Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
5. Что такое диалог?
• Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.
6. Что такое монолог?
• Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
7. Рассказ - описание - это.
• Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
8. Рассказ - повествование - это.
• Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.
3 ЗАДАНИЕ. «Рассказ»
Каждая команда читает небольшие рассказы выразительно, с интонацией.
Рассказы В. Бианки.
4 ЗАДАНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ»
1. Найдите лишнюю пословицу:
• "Хвастать - не косить, спина не болит".
• "Не спеши языком - торопи делом".
• "Язык до Киева доведет".
• "От слова до дела - сто перегонов".
2. Изобразите любую пословицу.
3. Найдите пары:
• "Кто грамоте горазд, тому не пропасть".
• "Руби дерево по себе".
• "Знания никому не в тягость".
• "Без корня и полынь не растет".
• "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".
• "По Сеньке и шапка".
4. Творческий конкурс.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.
Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
5. Блиц – опрос команд. Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: Мал золотник, да дорог» Большой золотник, Да не нужен» (Пример)
Для первой команды:
Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
Для второй команды:
Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
5 ЗАДАНИЕ СКАЗКИ
. 1. Практическая часть.
Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.
Для первой команды: «Теремок»
Для второй команды: «Колобок»
2. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
6 ЗАДАНИЕ СКОРОГОВОРКИ
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
5. Кроссворд «Развитие речи».
- Изложение прослушанного произведения (пересказ).
- Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).
- Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).
- Связное развёрнутое изложение, какого – либо факта (рассказ).
- Литературное произведение для пересказа (сказка).
- Тип связной речи (диалог).
- Методический приём, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец).
- То, что служит основой рассказа по памяти (опыт).
- Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).
- Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
- Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание).
- Приём, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация).
- Сообщение о фактах, находящихся в причинно – следственной связи (рассуждение).
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: РАССКАЗЫВАНИЕ
6. Обсуждение проекта решения педагогического совета.
Предварительный просмотр:
Схемы обследования «Уровень развития речи детей» Младший дошкольный возраст
ФИ ребенка | |||||||||||
Дата обследо-вания | |||||||||||
Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова | Владение словарем | ||||||||||
Употребление обобщающих слов (мебель, овощи, посуда и др.) | |||||||||||
Подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов | |||||||||||
Сравнивать (и называть) предметы по размеру, цвету и величине | |||||||||||
Соотносить названия животных и их детенышей | Грамматика | ||||||||||
Употреблять глаголы в повелительном наклонении | |||||||||||
Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик и т.д.) | |||||||||||
Составлять предложения разных типов | |||||||||||
Правильно произносить звуки родного языка | Фонетика | ||||||||||
Находить слова, сходные и различные по звучанию | |||||||||||
Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности | |||||||||||
Пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием | Связная речь | ||||||||||
Составлять рассказ по картине или об игрушке совместно со взрослым | |||||||||||
Описывать предмет, изображенный на картине, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку | |||||||||||
Пользоваться разнообразными вежливыми формами речи |
Схемы обследования «Уровень развития речи детей» Старший дошкольный возраст
ФИ ребенка | |||||||||||
Дата обследо-вания | |||||||||||
Подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации, активизация прилагательных и глаголов | Владение словарем | ||||||||||
Подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи | |||||||||||
Понимать и употреблять разные значения многозначных слов | |||||||||||
Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные) | |||||||||||
Образовывать названия детенышей животных | Грамматика | ||||||||||
Подбирать однокоренные слова | |||||||||||
Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе | |||||||||||
Образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят) | |||||||||||
Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй) | |||||||||||
Строить сложные предложения разных типов | |||||||||||
Составлять описание, повествование и рассуждение | Связная речь | ||||||||||
Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей | |||||||||||
В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей | |||||||||||
Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р | Фонетика | ||||||||||
Различать шипящие, свистящие и сонорные звуки | |||||||||||
Различать твердые и мягкие звуки | |||||||||||
Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания | |||||||||||
Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию |
Карта профессионального мастерства воспитателя
ФИО воспитателя | |||
Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы, всех направлений работы по развитию речи | |||
Знание методики диагностирования развития речи у детей | |||
Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка своей группы | |||
Точность и ясность выражения мысли | Культура речи воспитателя | ||
Образность речи | |||
Эмоциональность и интонационная выразительность речи | |||
Доступность речи детей по форме и содержанию | |||
Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приемов | |||
Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты | |||
Работа над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге | |||
Организация книжного уголка | Умение правильно организовать предметно-развивающую среду | ||
Подбор иллюстративного материала | |||
Подбор детской художественной литературы | |||
Устройство выставок (Моя любимая книга, Писатели нашего детства и др.) | |||
Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе | |||
Умение привлечь детей к работе по «ремонту» и «оказание помощи» любимым книгам | |||
Планирование и проведение досуга и развлечений | |||
Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) | Взаимодействие с родителями | ||
Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями | |||
Проведение тематических родительских собраний | |||
Методическая работа, подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях |
Опросник «Оценка и самооценка воспитателя»
- Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
- Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
- Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
- Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
- Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.
- Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?
- Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.
- Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
- Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?
- Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.
- Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).
- Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?
- В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослыми?
- Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
- Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?
Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей.
- Книжный уголок
Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.
Место для книжного уголка.
Книжный уголок должен быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением и находиться вне зоны занятий, доски, сюжетно-ролевых игр.
Наглядное оформление и оснащение:
а) если на занятиях мы беседуем о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке.
б) эстампы или фотоиллюстрации:
- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;
- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;
- по временам года.
в) горизонтальная плоскость для выставочных материалов:
- желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;
- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.
Содержание книжного уголка:
а) Детская художественная литература:
- та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии;
- та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);
- любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;
- в младших группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старших группах – одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.
б) Иллюстрированный материал:
- иллюстрации, которые прошли через занятия и все виды деятельности детей; еженедельно иллюстрации обновляются;
- иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;
- предметные картинки – по каждой тематике по 2-3, не более;
- размер картинок и фотоиллюстраций – от половины альбомного листа до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле;
- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться.
в) Тематические выставки.
Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.
В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе – 3-4 выставки в год; в старшей группе 4-5 выставок в год, может быть и более.
Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок – презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей – родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.
Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.
г) Детские журналы.
- Библиотека
Библиотека в группе.
Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки.
Работа в библиотеке.
- Устройство библиотеки – ритуал, который можно повторять много раз. он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.
- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.
- Распределение книг: сказки о животных, стихи… - важно, чтобы дети договорились и решили сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный (дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию).
- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.
- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.
- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.
- Материалы для театрализованной деятельности.
Младшая группа:
- фланелеграф или магнитная доска (коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек;
- уголок ряжения с элементами костюмов;
- театр на ложках;
- театр на варежках;
- театр игрушки (небольшие игрушки высотой 10-12 см);
- ширма.
Средняя группа:
- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту;
- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;
- куклы бибабо.
Старший возраст:
- остаются те же виды театра, что и в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становится меньше;
- куклы бибабо;
- марионетки;
- тростевые куклы;
- элементы костюмов и декораций.
Протокол обследования предметно-развивающей среды
Вопросы на контроле | группы | |
Книжный уголок | ||
Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг) | ||
Соответствие содержания возрасту детей | ||
Наличие художественной литературы, ее грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств) | ||
Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой | ||
Материалы о художниках-иллюстраторах | ||
Тематические выставки | ||
Сменяемость материала | ||
Наличие детской литературы | ||
Оборудование для театрализованной деятельности | ||
Ширма | ||
Фланелеграф | ||
Соответствие возрасту видов театра | ||
Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр | ||
Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) | ||
Методическая литература | ||
Пособия для занятий | ||
Набор материалов для диагностирования детей | ||
Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость) |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Рекомендации | |||||||
Работа с семьей | |||||||
Формы организации работы с детьми вне занятий | Досуг, развлечение | ||||||
Самостоятельная художественно-речевая деятельность | |||||||
Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы | |||||||
Загадывание загадок, придумывание загадок | |||||||
Работа с материалами книжного уголка | |||||||
Дидактические игры | |||||||
Индивидуальная и подгрупповая беседа с детьми по теме | |||||||
Режимные моменты | утро | прогулка | вечер | утро | прогулка | вечер | |
Планирование занятий | Словарная работа | ||||||
Воспитание звуковой культуры речи | |||||||
Формирование грамматического строя речи | |||||||
Формирование связной речи и навыков рассказывания | |||||||
Воспитание любви и интереса к художественному слову | |||||||
Группы | младшая | старшая |
Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»
- Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? ___________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:
- научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;
- научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
- подготовить детей к обучению в школе;
- развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;
- научить детей читать и писать.
- Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?___
__________________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? __________
__________________________________________________________________________
- Часто ли Вы читаете ребенку детские книги?_________________________________
- Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? ______________________
__________________________________________________________________________
- Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?_________________________
- Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? __________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель?____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?_____________
__________________________________________________________________________
- Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие?_________________________________________
- В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?
- информация отсутствует;
- информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
- информация есть, но крайне скудная;
- я не обращаю на нее внимания;
- информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
- наглядная информация интересна и полезна для меня.
- Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка? ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»
- Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? ___________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:
- научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;
- научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
- подготовить детей к обучению в школе;
- развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;
- научить детей читать и писать.
- Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?___
__________________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? __________
__________________________________________________________________________
- Часто ли Вы читаете ребенку детские книги?_________________________________
- Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? ______________________
__________________________________________________________________________
- Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?_________________________
- Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? __________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель?____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?_____________
__________________________________________________________________________
- Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие?_________________________________________
- В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?
- информация отсутствует;
- информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
- информация есть, но крайне скудная;
- я не обращаю на нее внимания;
- информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
- наглядная информация интересна и полезна для меня.
- Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка? ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Анализ занятия по развитию речи
Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________ Группа_________________________Кол-во детей_____________________ Начало режимного момента ____ч _____мин, окончание ____ч ____мин | Дата _______ _______ _______ | Примечания | |
Критерии: высокий уровень –3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. | Баллы | ||
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований | |||
1.1 | Соблюдение температурного и светового режимов; | ||
1.2 | Удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, смена деятельности, динамические паузы и т.п.); | ||
1.3 | Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами; | ||
1.4 | Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам. | ||
2. Создание условий для проведения занятия | |||
2.1 | Наличие плана, конспекта | ||
2.2 | Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО. | ||
2.3 | Предварительная работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы). | ||
2.4 | Размещение детей (достаточное количество стульев, столов их расположение). | ||
2.5 | Программное содержание занятия: тип занятия (традиционное, комплексное, тематическое и т.д.), соответствие целей, задач, содержания. | ||
3. Характеристика деятельности воспитателя | |||
3.2 | Знание материала, готовность к занятию | ||
3.3 | Речь педагога: её правильность, выразительность, эмоциональность, др. | ||
3.4 | Педагогический такт воспитателя, эмоциональный фактор занятия, стиль общения с детьми. | ||
3.5 | Умение выслушать ответ ребёнка, грамотно исправить ошибки в речи | ||
4. Методика проведения занятия | |||
4.1 | Соотношение речи педагога и детей. | ||
4.2 | Использование разных видов деятельности, их чередование. | ||
4.3 | Соотношение нового и повторного материала. | ||
4.4 | Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись. | ||
4.5 | Решение разнообразных задач (ЗКР, словарная работа, связная речь…) | ||
4.6 | Использование дифференцированного метода обучения. | ||
4.7 | Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия. | ||
4.8 | Анализ работы детей на занятии, качество этого анализа. | ||
5. Деятельность детей на занятии. | |||
5.1 | Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность. | ||
5.2 | Сохранение интереса детей на протяжении занятия, сосредоточенность при выполнении заданий. | ||
5.3 | Проявление инициативы, творчества (зависит от типа занятия) | ||
5.4 | Каковы навыки связной речи? (навыки пересказа, рассказа из личного опыта) | ||
5.5 | Достаточен ли словарный запас детей? | ||
5.6 | Сформированность у детей навыков учебной деятельности | ||
Итого: | Средний балл: |
Вывод:___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________________ Подпись проверяемого_________________ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля
«Организация работы ДОУ по речевому развитию»
Дата проведения: с ...................... по ..................................
Кто проводил: заведующий ........, старший воспитатель............
Цель: Проанализировать работу педагогического коллектива по организации речевого развития детей.
Возрастная группа: младшая и старшая группы.
Методы контроля:
Посещение занятий;
Проверка календарных планов воспитателей;
Обследование предметно-пространственной развивающей среды для организации речевого развития детей
Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:
1. Карта анализа занятия по речевому развитию
2. Карта проверки планов воспитателей
3.Карта анализа предметно-пространственной развивающей среды
Итоги тематического контроля:
В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в них прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх. Недостаточно уделено внимание сюжетно-ролевым играм, досугам и развлечениям, ни в одной группе в планах не прослеживается работа с родителями по развитию речевых способностей детей, на что следует уделить особое внимание.
Воспитателями возрастных групп подробно расписаны наблюдения как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за падающим снегом, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с уменьшением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста – ставиться акцент на установление детьми причинно-следственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе.
В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах зимы, использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек, беседы в утренний и вечерний отрезок времени.
В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Эстетично оформлены картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:
- работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом;
- специальная НОД по развитию речи;
Педагоги активно применяют различные приемы развития речи:
- опора на реальные объекты,
- опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации, на словесные образцы.
Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др.), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули.
Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.
Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.
Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок; индивидуальных и групповых бесед с детьми.
Не во всех группах есть информация для родителей по развитию активного словаря у детей.
ВЫВОД: организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей удовлетворительная.
В группах созданы оптимальные условия для речевого развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе, модулей, схем, картотек.
Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.
З.У.Н. детей по разделу «Развитие речи» соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям.
Рекомендации:
1.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;
2.Активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми, работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры.
Ответственные: воспитатели групп
Срок постоянно
3.Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок; индивидуальные и групповые беседы.
Ответственные: воспитатели групп
Срок постоянно.
4.Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок постоянно
Предварительный просмотр:
Анализ занятия по развитию речи
Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________ Группа_________________________Кол-во детей_____________________ Начало режимного момента ____ч _____мин, окончание ____ч ____мин | Дата _______ _______ _______ | Примечания | |
Критерии: высокий уровень –3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. | Баллы | ||
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований | |||
1.1 | Соблюдение температурного и светового режимов; | ||
1.2 | Удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, смена деятельности, динамические паузы и т.п.); | ||
1.3 | Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами; | ||
1.4 | Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам. | ||
2. Создание условий для проведения занятия | |||
2.1 | Наличие плана, конспекта | ||
2.2 | Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО. | ||
2.3 | Предварительная работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы). | ||
2.4 | Размещение детей (достаточное количество стульев, столов их расположение). | ||
2.5 | Программное содержание занятия: тип занятия (традиционное, комплексное, тематическое и т.д.), соответствие целей, задач, содержания. | ||
3. Характеристика деятельности воспитателя | |||
3.2 | Знание материала, готовность к занятию | ||
3.3 | Речь педагога: её правильность, выразительность, эмоциональность, др. | ||
3.4 | Педагогический такт воспитателя, эмоциональный фактор занятия, стиль общения с детьми. | ||
3.5 | Умение выслушать ответ ребёнка, грамотно исправить ошибки в речи | ||
4. Методика проведения занятия | |||
4.1 | Соотношение речи педагога и детей. | ||
4.2 | Использование разных видов деятельности, их чередование. | ||
4.3 | Соотношение нового и повторного материала. | ||
4.4 | Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись. | ||
4.5 | Решение разнообразных задач (ЗКР, словарная работа, связная речь…) | ||
4.6 | Использование дифференцированного метода обучения. | ||
4.7 | Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия. | ||
4.8 | Анализ работы детей на занятии, качество этого анализа. | ||
5. Деятельность детей на занятии. | |||
5.1 | Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность. | ||
5.2 | Сохранение интереса детей на протяжении занятия, сосредоточенность при выполнении заданий. | ||
5.3 | Проявление инициативы, творчества (зависит от типа занятия) | ||
5.4 | Каковы навыки связной речи? (навыки пересказа, рассказа из личного опыта) | ||
5.5 | Достаточен ли словарный запас детей? | ||
5.6 | Сформированность у детей навыков учебной деятельности | ||
Итого: | Средний балл: |
Вывод:___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Предложения и замечания: _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись проверяющего______________________________ Подпись проверяемого_________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...
Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами...
Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...
Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...