Доклад "Выстраивание партнерских отношений с родителями"
материал
Предварительный просмотр:
Семья – это первый коллектив ребенка, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.
Кем является родитель для образовательной организации?
- Родитель (семья) — это полноправный участник образовательного процесса
Проведение анализа позволяет выделить три группы родителей:
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
- Родители – критические наблюдатели.
И разделить все семьи на 3 типа:
1 активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
2 заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
3 равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»
- Возникает вопрос: Всегда ли родитель партнер?
Для того, чтобы это выяснить, необходимо составить формулу партнерства и понять, что такое партнерство в системе
«семья-образовательное учреждение»
Партнерство в системе «семья - образовательное учреждение» - представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации любого ребёнка, и в особенности, ребенка с особыми образовательными потребностями.
- Формула партнерства включат в себя следующие составляющие:
- интерес к партнеру и уважение - признание ценности партнера и его мнения.
В своей работе с семьей мы направлены на принятие родителя как личности, как субъекта, а не объекта образовательного процесса, уважение его точки зрения в вопросах развития и обучения его ребенка.
Нам важно узнать потребности и особенности семьи во взаимодействии с ребенком, получить максимальную информацию об особенностях развития и потребностях ребенка.
- наличие общей цели
Обеспечивает контекст взаимодействия, отсутствие понимания общей цели дискредитирует процесс взаимодействия, делая его формальным.
Очень важно найти общее поле, «что ОБЩЕЕ есть в наших целях, даже разнонаправленных или на первый взгляд не связанных между собой»;
Целью нашего взаимодействия с семьей является Создание единой комфортной среды для развития, воспитания, обучения и социализации ребенка и дома, и в образовательной организации
- диалог как форма контакта
Ни одна форма взаимодействия невозможна без диалога. Именно диалог дает возможность общаться и прояснять позиции друг друга. И именно в диалоге может происходить переформулирование родительского запроса.
- понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера
На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:
Право на собственное мнение и собственный выбор;
Право на информацию;
Право на уважение;
Право получать признание и т.д.
- разделение ответственности - принятие на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия
По опыту нашей работы, основная сложность во взаимодействии с семьями возникает при определении зон ответственности педагогов и родителей. При непонимании этого происходят взаимные обвинения друг друга, перекладывание ответственности или уход от нее.
Необходимо помнить, что обязанностью родителей, на основании Закона об образовании, является формирование основы физического, нравственного и интеллектуального развития и личности ребенка. При этом именно Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе форм получения образования, формы обучения и выборе образовательной организации.
Алгоритм взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ООП
1. этап во взаимодействии с семьей
Заочно - изучение входящей документации, первичное анкетирование – сбор анамнестических сведений специалистами СППС, уточнение социального статуса на основе входящей документации
Цель: Изучение семьи
Очно – первичная беседа с родителями ребенка с представителем администрации и спец. СППС (педагогом психологом)
Цель: установление коммуникативных связей, уточнение родительского запроса к ОО, понимание родительского взгляда на особенности развития и потребности ребенка и первичное обсуждение (проектирование) образовательного маршрута.
Пример: на консультации родитель говорит, у меня очень хороший ребёнок, интеллектуально сохранный, мы зачислены к вам в дошкольную группу, у нас есть заключение ЦПМПК – программа АООП для обучающихся с о слож дефектом. Пока мой ребенок, в 6 лет не говорит и самостоятельно не передвигается.
2. Работа по формированию у родителей готовности к партнерским связям с педагогами ОО
- индивидуальные консультации специалистов СППС
– заседание ППк по результатам первичного обследования, на котором определяется цель ППС, утверждается ИОМ и рассматриваются вопросы реализации программы коррекционной работы и целевые ориентиры выполнения АООП на данный учебный год.
3.Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ОО
Целесообразно вести по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление
Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка, анализ особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника
2. Психолого-педагогическое направление
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей совместная работа специалистов ОО, обеспечивающая педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного и школьного детства, что делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса
Данное направление включает следующие формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания
- консультации
- занятия с участием родителей
- выставки детских работ, изготовленных - вместе с родителями
- совместные экскурсии
- дни открытых дверей
- оформление фото коллажей
- совместное создание предметно-развивающей среды
- работа с родительским комитетом группы
- беседы с детьми и родителями
- тренинги
- семинар-практикум
- родительские гостиные
3 Наглядно-информационное направление
Цель: ознакомление родителей с работой ОО, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
В работе со всеми родительскими группами необходимо использовать разнообразные формы работы:
- родительские уголки
- папки-передвижки
- библиотека – передвижка
- фотомонтажи «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
- фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья»
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
«Учись быть папой»
4 Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями всегда самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Включает:
- праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «Международный день семьи»
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
- спектакли
- совместные походы в театры, кино-концертные залы…
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»
Следуя указанному алгоритму мы плавно переходим к предполагаемым результатам нашей деятельности, а именно:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- Продуктивное, творческое взаимодействие родителей и педагогов.
В заключение хотелось бы отметить:
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (семья, педагоги, образовательная организация в целом) и они, т.е. (мы) бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.
Поэтому помним цель нашего взаимодействия с семьей:
Создание единой комфортной среды для развития, воспитания, обучения и социализации ребенка и дома, и в образовательной организации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию партнерских отношений с родителями
ФГОС предусматривают построение партнерских отношений с родителями....
Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 459» Программа-проект"Семь-Я"(выстраивание партнерского взаимодей...
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
Выстраивание партнерских отношений с родителями
Презентация к докладу на городском семинаре...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...
Выступление на МО. Доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников для решения образовательных задач".
В материале представлен доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач. Тренинг как одна из форм развития комп...
Фрагмент выступления на вебинаре "Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса"
В январе 2020 г. педагогический коллектив ГБОУ Школа №305 г. Москвы выступил с опытом работы по формам сотрудничества с семьями воспитанников. Презентация дополняет выступление педагога-психолог...