Программа по формированию партнерских отношений с родителями
методическая разработка по теме

Соколова Ольга Юрьевна

ФГОС   предусматривают   построение партнерских отношений с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_partnerskih_otnosheniy.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                      Актуальность.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

    Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

  Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знают своих детей, потому что они не хотят потратить свое время, на то чтобы быть вместе с ними, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста- психолога  практически невозможно.

    Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложности в детско-родительских отношениях, а также эмоциональные затруднения у детей.

Анализ результатов психодиагностического исследования позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

          Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.

     Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов, путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.

          Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся  относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Группа – лишь необходимая социальная площадка психотренинга, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их  в нее. Более того, курс занятий – лишь прелюдия, лишь первые шаги на пути разрешения межличностных конфликтов семье, преодоления отклоняющегося поведения.

  На занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции.

     Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым, находясь на территории его интересов. Игры увлекательны и необычны, да и кто же откажется от такого «несерьезного» занятия.

     Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого побыть в роли ребенка.

    Из практики известно, что родители часто, как это ни парадоксально, плохо знают свое дитя. Ответив, не задумываясь на вопрос о его физическом здоровье, они замолкают, не зная, что сказать о нем как о человеке.

Острота восприятия ребенка его родителями обратно пропорционально его возрасту. Чем старше ребенок, тем меньше его понимают. Важнейший канал объективного представления о ребенке – взгляд на него со стороны. В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других.

     В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее  полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы – свободы управлять собой, творить повелевать, быть глупым, угрюмым, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, - это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее ребенка.

Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать  свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

     Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии в деле.

    Участие членов семьи в игровых занятиях способствуют лучшему пониманию ими своего ребенка, поскольку ни в чем другом он не раскрывается так, как в психодраматических ситуациях, моделируемых в группе.

     Здесь отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии.

     На занятиях не малое время отводится на развитие  свободного, творческого и эффективного мышления, но еще больше внимания уделяется раскрепощению живой души участников группы, выявлению их эмоциональности, непосредственности, открытости , творческого потенциала.

        Планируя вместе игры, родители и дети научатся способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают  взаимодействие внутри семьи. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построения межличностных отношений.

         У участников группы устраняется источник проблем, развивается позитивное взаимодействие, снижается число детско-родительских конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.

      У родителей отмечается большая мера родительского принятия, уважения чувств детей, признание необходимости автономии ребенка, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

       Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

                     Пояснительная  записка.

      Формирование групп происходит на добровольной основе и  по приглашению психолога,   с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят родители детей близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 2-3 года, 3-5 лет, 6-7 лет.

      Вместе с ребенком занятие посещает кто-то из родителей, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях,  когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.

 

      Возникающее чувство группы и групповой сплоченности – важные характеристики процесса детско-родительской психокоррекции.  

       Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.

       Противопоказаниями  для посещения групп является:

- у детей - умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния.

- у родителей – наличие собственных глубинных личностных проблем ( это может препятствовать концентрации на нуждах ребенка), интеллектуальная неспособность овладеть необходимыми навыками.  

       Задачи.

  1. Коррекция отношений родителей и детей:

- установление и развитие отношений партнерства родителяи ребенка;

- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей его развития;

- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным  способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

    2. Коррекция отношения к «я» (к себе):

- формирование наиболее адекватной самооценки;

- приобретение уверенности  в себе, создание и принятие внутреннего «я»;

- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

- обучение приемам саморегуляции психического состояния.

      3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):

- приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;

- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

 

Структура занятий

          Психокоррекционная группа не может рассматриваться только как средство организации психологической работы с детьми и родителями. Возникнув, она начинает путь собственного развития, постепенно и часто независимо от психолога превращается в мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений также их психическое развитие в самых разных сферах. Цель психолога сделать эффект такого воздействия предсказуемым и направленным, усилит его при необходимости.

       Процесс становлений группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания психолога. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.

      Этому способствуют:

- общая структура занятий, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 4-5 занятию) родители и дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом  и смыслом происходящего в группе, что способны заменить психолога в проведении отдельных фрагментов занятия;

- ритуалы приветствия и прощания;

- разминочные упражнения;

- игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

- домашние задания, позволяющие сохранить ощущения сопричастности к группе в период между встречами.

         Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

        Остановимся поподробнее на каждом из этих элементов.

  Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам  группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием»,   определяя тем самым цель встречи.

     Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность

Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух блоков.

  1 блок – упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

     Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», и т.д.

  2 блок – танец.

      Основное содержание занятия – состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.

       Приоритет многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.

      Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

1 блок- обсуждение домашнего задания  (в кругу). Родители и дети ведут дневник, который заполняется дома.

2 блок – упражнения связанные с темой занятия.

3 блок – работа со сказкой.

Данная работа включает:

- прослушивание сказки-метафоры и групповой сочинение сказки;

- рисование понравившегося сюжета из сказки (в этом участвуют все и даже психолог);

- презентация рисунков (в кругу) и обсуждение услышанной истории;

- иллюстрирование сказки.

         Важным моментом является то, что рисунки развешиваются в зале, тем самым, создавая удивительную сказочную картину.

4 блок - упражнения, способствующие налаживанию контакта между ребенком и родителем (выполняются в порах, чаще всего на полу).

1-я часть – упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем языке».

2-я часть – упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.

       В ходе выполнения этих упражнений  родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему и только ему.

5 блок - домашнее задание.

Рефлексия занятия – предполагает ретроспективную оценку  занятия в двух аспектах:

- эмоционально- смысловом (понравилось – не понравилось, что было полезного);

- эмоционально – оценочным ( как себя чувствует здесь и сейчас, т.е. оценка своего состояния).

Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укрепления чувства единства в группе. Используется упражнение «Колокол».

Тематическое планирование.

      Занятие 1. «Знакомство».

Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

     Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый».

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка.

 

    Занятие 3. «Все мы чем-то похожи».

Цели. Укрепление уверенности родителей и детей в том что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

    Занятие 4. «Почувствуй себя любимым».

Цели. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.

   Занятие 5.  «Путь доверия».

Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

    Занятие 6. «Агрессия и гнев».

Цели. Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения гнева и агрессии; проигрывание различных эмоций и состояний.

     Занятие 7. «Душевная погода».

Цели. Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру  и окружению, душевного равновесия.

    Занятие 8. «Жизнь земли».

Цели. Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.

   Занятие 9. «Сделай себя счастливей!».

      Цели. Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознания чувства полноты жизни, ощущения счастья.

    Занятие 10.

Цели. Подведение итогов.

Занятие 1. «Знакомство».

       Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они будут посвящены; раскрывает философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребенка,  и стремление к сотрудничеству.

       «Связующая нить».

Цель. Создание работоспособности, позитивного настроения, и сплоченности группы.

Участники становятся в круг. Психолог, держа в руках клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к психологу, все оказываются, связаны одной нитью. Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы единое целое в этом мире…»

      «Какая рука у соседа».

Цель. Установление контакта между участниками и развитие тактильных ощущений.

Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

     «Знакомство».

Цель. Сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. Дети то же самое делают, представляя своих родителей.

    «Молекулы».

Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову.

 Мы все начнем двигаться по этой комнате, и время от  времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по  три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь, друг друга предплечьями».

Сказка.

         «Баржа».

       Цель. Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом, друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например все слова на «н» («ножницы», «нарциссы», «налим» и т.д.).

      «Презентация».

     Цель. Развитие умения адекватно выразить свое состояние, повышение самооценки.

Каждый ребенок по очереди становятся в круг и рассказывает о своем рисунке. Родителей в роли зрителей.

      «Игра без правил».

        Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, эмпатии, умения безоценочно относится друг к другу.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратная связь».

       Упражнение на принятие себя «Я  - ты».

        Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я» ребенок – «ты». Родитель говорит «ты», ребенок «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

        Домашнее задание.

Психолог говорит о важности понимания самого себя и понимания  своего ребенка и предлагает  выполнять задания  домашние. Следует обратить внимание на важность ведения дневника и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Родители отвечают на вопросы за себя и за ребенка, дети тоже отвечают за себя и за родителя.

         Рефлексия «Путь  доверия…»

Выполняется по аналогии с первым упражнением, только в данном случае участники по кругу: 1) характеризуют настроение, 2) высказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему.

        «Колокол».

Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

       Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руку вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно бросают руки вниз с  силой.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Психолог задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого – из родителей и маленького – из детей. Маленький внутри большого.

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый».

         «Связующая нить» (См. занятие 1).

Дети, передавая клубок, говорят о то, что они хотят. «Я хочу… полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т.д.

      «Подари улыбку».

Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

      Танец «Цветок».

Цель. Энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я».

Обсуждение домашнего задания.

При обмене ответами на вопросы между участниками тренинга обсуждение часто принимает вид свободной дискуссии, психологу это стоит поощрять. Важно, чтобы высказывались все участники.

        «Зеркало».

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрит в «зеркало», а оно отражает все его движения.

По сигналу психолога участники меняются ролями, затем напарниками.

       «Клеевой дождик».

Цель. Развитие сплоченности группы, снятия напряжения.

Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

- подняться и сойти со стула,

-проползти под столами, - обогнуть «широкое озеро»,

- пробраться через «дремучий лес»

- прятаться от диких животных.

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться о партнера.

Сказка

«Баржа»» (См. занятие 1)

Все на «ок» (например, носок, кузовок, пирожок и .т.д.)

Презентация (См. занятие 1)

«Игра без правил» (См. занятие 1)

Дети и родители говорят друг друга 2о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь…» Важно чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки…

Упражнение на принятие себя «Да – нет»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Родители и дети сидят на ковре, опираясь, на спину друг друга. При этом доверительно произносят: «Да – нет», «нет – да».

После упражнения – обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

Домашнее задание (См. приложение 2)

Рефлексия «Связующая нить» (См. занятие 1)

«Колокол» (См. занятие 1).

Занятие 3. «Все мы чем- то похожи».

           «Связующая нить».

Передавая клубок, участники говорят о том, кем бы хотели быть. «Я бы хотела быть…»

          «Имя».

Цель. Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя - жизнерадостный, Лени- ласковая, Таня- тихая и т.д.

После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.

                Танец на сплочение группы.

Обсуждение домашнего задания

         Обсуждение проходит в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания.

- Какую часть таблицы было труднее заполнять?

- Где больше записей получилось?

Психологу нужно обратить внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой части таблицы.

         «Тень».

      Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умение подстраиваться под другого.

        Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) – «путник», другой (ребенок) – его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «просесть» и т.д.

После игры обсуждение.

        «Белые медведи».

      Цель. Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, снятие мышечного напряжения.

Выбирается ведущий. Он догоняет участников, которые разбегаются по залу. Те, которых ведущий «осаливает», берутся за руки, образуя цепочку. Следующих «медведей «ловят «цепочкой».

Упражнение быстро снимает напряжение, создает приятную атмосферу сотрудничества.

          «Упрямый.

       Цель. Повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности при общении с родителями, самоконтроля, внимания.

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребенок. Его мама – ведущая. Родитель дает команду, все выполняют ее, а ребенок наоборот. Например, все поднимают руки вверх - ребенок опускает вниз.

Сказка.

         «Баржа».

     Дети и родители называют все что может объединять людей: например семья, дружба беда т .д.

       Презентация.

         «Игра без правил».

Важно чтобы в игре родитель и ребенок с помощью выражения «Я думаю, что ты не любишь…» открылись, друг другу как есть – теми своеобразными чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я чувствую, вот так я вижу…

       «Машины.

       Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» - родитель в роли «мойщика машин». У мойщика глаза закрыты  и завязаны. В течение пяти минут машину приводят в порядок» моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов.

Затем родители меняются с детьми ролями.

Домашнее задание (См. приложение 3)

Рефлексия «Путь доверия».

«Колокол».

Занятие 4. «Почувствуй себя любимым».

 

Тема упражнения «Я люблю…»

«Ласковое имя».

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование атмосферы доверия и поддержки в группе.

     Каждый из участников по очереди становится  вкруг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы дарят их. Важно при этом прикоснуться ладонями и поблагодарить за подарок.

       Игра-танец.

      Цели. Раскрепощение участников группы, развитие внимания, способности к самовыражению, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

      Все участники становятся в круг. Под ритмичную музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, а остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

       Обсуждение домашнего задания.

Дети и родители отвечают на вопросы.

- удалось ли найти в поступках детей такие стороны поведения, которые вызывают радость, воодушевление, удовольствие?

- какие индивидуальные особенности вашего ребенка выявляются этими поступками?

Важно предоставить возможность высказаться всем – и родителям и детям.

          «Аплодисменты по кругу».

       Цели. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

      Все становятся в круг. Психолог подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и  аплодируют.

Затем уже вся тройка следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Важно услышать овации не только ушами, но почувствовать их всей душой.

       «Паровозик».

Цель. Развитие произвольности, умение принимать на себя ответственность, заботу о других.

     Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек – паровозик, а все остальные – вагоны. У вагонов глаза при движении закрыты. Паровоз отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать.                      Каждому участнику важно побывать и в роли паровозика и в роли вагончика.

После игры обязательно обсуждение по вопросам:

- Какая роль понравилась больше и почему?

- Какой паровоз был более заботливым и осторожным?

       «Мы тебя любим».

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

      Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы любим тебя» Можно называть ребенка каким-либо ласковым прозвищем (зайчик, солнышко и т.д.)

        «Баржа».

Дети называют круглые предметы, например, яблоко, солнце, часы и  т.д.

    «Презентация».

      «Игра без правил».

        С помощью выражения «Я люблю, когда ты…» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни.

      «Налаживание взаимоотношений».

Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

Упражнения выполняется в парах. Звучит спокойная музыка.

Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) – большая, надежная, теплая, сильная. Дети – беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!». Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» - и так по очереди сколько захочется.

В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

Домашнее задание (См. приложение 4)

Рефлексия «Связующая нить».

«Колокол».

Занятие 5. «Путь доверия».

Тема упражнения «Я могу…»

       «Передай сигнал».

Цели. Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

    Участники становятся в круг, держась за руки. Психолог просит закрыть глаза и предает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра заканчивается, когда психолог получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

     Повторяется несколько раз.

              Танец «Цветок».   (См. занятие 2)

Обсуждение домашнего задания

Участники работают по вопросам.

- Попробуйте отобрать те поступки, которые можно было бы совершить в реальности

-Что чувствовали, когда выполняли задание?

-На какой из вопросов легче отвечать и почему?

            «Слепой и поводырь».

Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатии).

Упражнения проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников слепой, другой – поводырь, который должен провести слепого через различные препятствия, созданные заранее, познакомить с внешним миром. У слепого завязаны глаза. Цель поводыря – провести слепого через все препятствия, чтобы тот не упал и не ушибся.

После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи слепыми и поводырями, было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

          «Разведчики».

Цели. Развитие наблюдательности памяти и коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

      Из группы выбираются разведчик и командир. Остальные отряд. В зале стулья оставлены хаотично. Разведчик проходит между стульями с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика.

Затем он проводит отряд по тому пути, который был ему показан разведчиком. Потом уже второй разведчик прокладывает путь, и другой командир повторяет его.

     «Кошки-мышки».

Цели. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.

Выбираются кошка и мышка. Все остальные образуют круг, взявшись за руки – это домик мышки. Задача кошки – поймать мышку. Стоящие в кругу защищают, прячут мышку от кошки.

Сказка.

           «Баржа».

Участники называют все красное: например, солнышко, бант, щеки, клубника и т.д.

         Презентация.

«Игра без правил»

Тема игры «Я могу доверять тебе…»

        «Ежик».

        Цели. Эмоциональная поддержка установление доверительных отношений между детьми и родителями, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары сворачивается в клубок и сохраняет положение. Задача второго развернуть его, найти подход, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами.

После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.

- Как вы себя чувствуете?

- Какая роль понравилась больше и почему?

 - Где можно использовать такие прикосновения?

Домашнее задание (См. Приложение 5)

 Рефлексия «Связующая нить».

«Колокол».

Занятие 6. «Агрессия и гнев».

 

Тема упражнения «Я злюсь, когда…»

         «Представь себя…»

        Цели. Создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

       Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр (придумывает от лица, какого героя сказки, он будет действовать) и называет его имя.

Например: «Я – Золушка», При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, идя в центр круга. И так три раза Человек чье имя названо наблюдает за этим процессом со стороны.

        Танец свободы и победы «Святой Георгий».

        Цели. Снятие  агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

Это древний танец, в котором стоящие в хороводе участники группы «Убивают» воображаемым копьем представленного в центре круга дракона. При этом благодаря эффекту групповой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины, которыя распределяется между участниками танца. Профилактике возникновения и усиления чувства вины за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца – танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что убили дракона. При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно, как хочет и как может.

            Обсуждение домашенго задания.

Участники работают по вопросам:

- Какие фразы вызвали наибольшие затруднения в определении чувств?

- Часто ли произносят дети такого типа высказывания?

- Понимаете ли вы в этот момент их чувства?

- Что выделаете для того, что показать ребенку, что вы поняли его чувства?

       «Толкалки».

      Цель. Развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля и игры по правилам, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

      Упражнение выполняется в парах (родитель с родителем, ребенок с ребенком). По знаку психолога, участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Психолог следит за тем, чтобы никому не причинили боли, не делал резких толчков.

Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

       «Дракон кусает свой хвост».

       Цель. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом вместе с взрослыми и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – голова дракона, последний хвост. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается от нее. Психолог должен следить  за тем, чтобы участники не отпускали друг  друга.

      В роли головы дракона и его хвоста должны побывать все участники, причем дети обязательно должны побывать в роли головы, а их родители в роли хвоста.

         «Ворвись в круг».

       Цели. Снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

     Участник и встают в один большой круг и крепко держаться за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться ворваться в круг. Как только это ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться остаться в нем.

      Психолог следит за тем, что бы, никому не причинили боли, чтобы всем была предоставлена возможность, собственными силами проникнуть в круг. Ребенок, который не в состоянии сделать этого, должен находится вне круга не более одной минуты, его необходимо пустить в круг.

После выполнения упражнений  обязательно обсуждение

Сказка.

          «Баржа».

Участники называют все, что может почувствовать человек, например радость, грусть …

Презентация.

          «Игра без правил».

Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь. Когда ты…»

В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать, свои чувства обеим сторонам, посмотреть на себя глазами другого.

          «Только вместе!».

Цели. Физический контакт, возможность почувствовать другого, настроится на сочувствие и взаимопонимание.

   Участникам необходимо разбитая на пары (родитель и ребенок), встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая своей спины от спины другого сесть на пол. И точно также встать.

    Пары желательно менять: ребенок – ребенок, родитель – родитель.

После игры обсуждение

Домашнее задание  (См. приложение 6)

Рефлексия.

«Колокол».

Занятие 7. «Душевная погода».

 

Тема «Я боюсь…»

      «Передай по кругу.

Цели. Оживление ощущений, эмоций, воспроизведение ситуаций во всех сенсорных модальностях, развитие творческого воображения, способности к самовыражению, созданию позитивного настроения, сплочение группы.

Группа образует круг. Участники по очереди изображают передачу какого-либо загадочного предмета по кругу, при этом необходимо каким-то способом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно.

           «Слепой танец».

Цели. Снятие страхов, развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям.

     Танец парный. Один из партнеров будет слепым, ему завязывают глаза, Другой остается зрячим и сможет водить слепого. Партнеры берутся за руки и танцуют друг  с другом под легкую музыку (2-3 мин.) После чего меняются ролями.

     После упражнения обязательно обсуждение.

Обсуждение домашнего задания.

      Психолог предлагает закрыть страшный (черный) домик, на замок, который дети сами рисуют, а ключ выбросить или потерять, немного успокоить тем самым актуализированные страхи

        Обсуждение рисунков.

           «Пятнашки».

Цели. Снятие избытка напряжения, скованности , страхов, преодоление неуверенности в себе, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.

      Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке стоят стулья и кубики так, так чтобы между ними остались проходы.

 Нельзя пятнать через стулья, они как бы деревья. В игре есть водящий (Баба- Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи ремня, хлопнув  по ягодицам. При этом нужно не прикасаться, а хлопать, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» - становится водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть сам начинает пятнать.

       Эмоциональный накал создают угрозы: «Только попадись!». Убегающие в ответ кричат: «Не поймаешь!», дразнят: «Баба-Яга – костяная нога». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый- ребенок».

       «Кораблик».

Цели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Необходимо небольшое одеяло – это корабль, красивый парусник. Участники – матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитанов – быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде психолога: «Буря!» - качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

Сказка.

          «Баржа».

Участники называют все сладкое: конфета, сон и т.д.

        Презентация.

        «Игра без правил».

Тема «Хочу тебя предупредить…» (не разговаривай с незнакомыми и т.д.)

    Ребенок получает возможность с позиции взрослого, знающего  человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель – в роли опекаемого. Из этого может проистечь открытие: мама (папа) тоже живое существо, не всемогущее, ее (его) надо жалеть…

          «Живые руки».

Цели. Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, принятие друг друга, формирование тактильного восприятия.

     Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Участникам завязывают глаза, взаимодействуют только руки. Они знакомятся, дерутся, мирятся и прощаются.

      После игры желательно обсудить с участниками ее ход.

Домашнее задание (См. приложение 7)

Рефлексия «Связующая нить».

«Колокол».

Занятие 8. «Жизнь Земли».

 

Тема «Я хочу, чтобы все…»

      «Доброе животное».

Цели. Создание позитивного настроения, сплочение группы, укрепление чувства принадлежности к группе, умение подчинятся единому ритму, действовать сообща.

       Все участник и становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Психолог просит совместно полетать, походить и т.д. После выполнения упражнения игроки проговаривают свои чувства.

        Танец «Противоположности».

Цели. Поработать с противоположными эмоциями, развитие двигательной экспрессии, фантазии, способности к самовыражению.

Танцуют парами. Один из участников танцует грустный танец, а другой – веселый. Можно предложить другие пары чувств: нервный – спокойный.

Каждые две минуты участники меняются ролями.

Обсуждение домашенго задания, представление рисунков.

           «Найди свою пару».

Цели. Снятие эмоционального напряжения, развитие выразительного поведения (мимика), внимания.

     Психолог раздает карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на двух карточках). Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные звуки. После того как участники найдут свою пару, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары образованы, проверяется, совпали ли животные.

         «Белые медведи» (См. занятие 3)

         «Играем в животное».

Цели. Тренировка внимания, двигательной памяти, развитие воображения, навыки невербального общения, произвольного поведения.

        Участники сидят в кругу, каждый выбирает себе персонаж – животное и жест, при помощи которого он будет изображать персонаж. Игра проводится молча. Задача каждого запомнить жесты всех персонажей, следить за переходом его жестов от одного игрока к другому. Игрок, получивший жест повторяет его один раз и показывает жест игрока, которому он отдал предпочтение, то есть передает ход. В ходе игры зазевавшийся выбывает из игры, но не из круга.

Сказка.

          «Зверь, птица, небылица».

         Цели. Развитие внима6ния, гибкости и быстроты мышления. Памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.

     Участники становятся полукругом, психолог с помощью перебрасывания мяча просит назвать зверя, птицу или какую-нибудь небылицу того к Ому попадает мяч. После чего мяч снова возвращается к психологу.

          Презентация.

          «Игра без правил».

Участники высказывают пожелания: «А вот бы…»

     Так между ребенком и родителем происходит обмен надеждами и опасениями.

       «Сиамские близнецы».

Цели. Развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.

      Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок) Каждой паре нужна упаковка перевязочного бинта  или тонкий платок, бумага, мелки.             Участники обматывают бинтом предплечья и локти так, чтобы правая рука игрока, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой игрока, сидящего справа.

      Затем им даются в руки два мелка, чтобы они держали их связанными руками  и просят что-нибудь нарисовать.

Условие: рисовать только привязанной рукой. Участникам разрешается разговаривать между собой, чтобы решить какую картину нарисовать. Усложнить задание можно, завязав одному из игроков глаза.

После игры следует обсуждение:

-Что было труднее всего?

- Понравился ли нарисованный вами рисунок?

Домашнее задание  (См. Приложение 8)

Рефлексия «Связующая нить».

«Колокол».

Занятие 9. «Сделай себя счастливей!».

 

Тема «Я мечтаю…»

«Комплимент».

Цели. Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.

    Предварительная беседа с помощью вопроса: Что такое комплимент?

Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.

Танец «Распускающийся бутон».

Цели. Активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия  с действиями других.

       Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно не отпуская рук. После чего цветок начинает распускаться (отклоняться, назад держась за руки) и качаться по ветру.

Обсуждение домашнего задания.

Участники делятся на две группы: родители и дети. На основании выполненных записей каждая группа составляет  список своих прав. После того как группы заканчивают подготовку списков, родители и дети поочередно предъявляют их друг другу. Каждое право может быть внесено  в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной.

      Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Психолог регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права.

«Театр».

Цели. Развитие выразительности движений, коммуникативных возможностей, снятие страхов.

    Участники делятся на две группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни. Зрители должны угадать, что пытается показать их товарищи.

Подвижная игра по выбору участников группы.

Путаница.

Цели. Создание позитивного настроения, развитие организаторских способностей, повышение самооценки.

   Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, протягивают друг другу руки, делая при этом несколько шагов вперед и захватывают случайно попавшиеся руки. Водящий распутывает путаницу.

Сказка.

«Цвет- предмет».

Цели. Развитие внимания, ассоциативных связей, активизация мышления. Преодоление неуверенности  в себе.

     Участники становятся вкруг. С помощью мяча ход переходит от одного игрока к другому. Психолог называет цвет и передает ход, бросает мяч; тот, у кого оказывается мяч, называет любой предмет того цвета и передает ход другому, задавая цвет.

Презентация.

«Игра без правил».

Тема «Хочешь, я тебе скажу, каким ты будешь…».

Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако, давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья – в завышенных притязаниях.

«Скульптор и глина».

Цели. Тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.

    Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Ребенок – «глина», родитель – «Скульптор». Задача скульптора – сделать из глины  прекрасную статую, скульптор сам решает, как будет выглядеть эта статуя. После того как работа закончиться все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил скульптор. Далее обсуждение.

Домашнее задание. 

Психолог предлагает подумать, в какие игры, из ранее предложенных участники хотели бы поиграть на последнем занятии.

Рефлексия «Связующая нить».

«Колокол».

Занятие 10. «Все вместе!»

 

Тема «Я желаю всем…»

Обсуждение домашнего задания.

В ходе дискуссии выбирают наиболее понравившиеся 5-6 игр, которые и проводятся. Также выбирается понравившийся танец.

«Рисунок-подарок».

Каждый участник рисует какой-нибудь подарок. После чего эти подарки дарятся друг другу, чтобы никто не остался с пустыми руками.

«Общий рисунок».

Вся группа совместно, но большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: «Несуществующее животное».

Подведение итогов

Вопросы родителям:

-изменились ли ваши взаимоотношения?

- что нового в поведении ребенка вы заметили?

- что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?

- что вы сами приобрели в процессе тренинга?

Вопросы детям:

-попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий.

- что вам больше всего понравилось на занятиях?

- что нового в поведении ваших родителей вы заметили?

Общий вопрос:

Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Чаепитие

«Колокол»

Приложение 1

Домашнее задание к занятию 1

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какой твой любимый цвет и почему? Какой не любимый?
  2. Назовите любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится.
  3. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как …, а не нравится…
  4. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем- то на один день, то я бы стал.…Почему?
  5. Доброго волшебника я попросил бы о.… А злого о.…Почему?

Приложение 2

        Домашнее задание к занятию 2

Заполните анкету.

Что меня огорчает в моем ребенке

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Что меня радует в моем ребенке

  1. ______________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________

Приложение 3  

        Домашнее задание к занятию 3

Родителям. Перечислите десять проступков ребенка, которые вас удивили или были для вас неожиданными.

   Попробуйте теперь найти в каждом проступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление.           Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

Детям. Перечислите десять проступков родителей, которые вас удивили или были для вас неожиданными.

Приложение 4

        Домашнее задание к занятию 4

Родителям.

- Что бы я сделал (а), если бы мне было твоего пять лет?

- Что бы я сделал (а), если был (а) бы немного чудаковатым (ой)?

Отвечая на эти вопросы, постарайтесь не сдерживать себя, и пусть ответы будут неожиданными и свободными от стереотипов. Эти поступки и идеи не должны вредить другим, они призваны принести ощущения свободы, счастья.

Приложение 5

  Домашнее задание к занятию 5

Заполните вторую колонку таблицы, определите при этом, что чувствует ребенок, когда произносит предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

1.

1.

Пример. Ребенок говорит: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может мне не стоит больше пробовать ее решать?»

Ребенок чувствует:

А) себя глупым;

Б) обескуражен;

В) испытывает желание не выполнять задачу.

Ребенок говорит:

  1. Посмотри папа, какой самолет я сделал новыми инструментами.
  2. А мне совеем невесело! Мне ничего не хочется делать.
  3. Я не смогу никогда быть таким же, как Ваня! Я упражнялся и  упражнялся, а он все равно делает все лучше меня.
  4. Наша новая учительница слишком много задает на дом. Я не могу сделать все задания! Что же мне делать?
  5. Я не должна была так поступать с Наташей. Я поступила плохо.
  6. А я  хочу ходить с длинными волосами - это ведь мои волосы, правда?
  7. Как ты думаешь, я хорошо написал это сочинение? В самом деле, неплохо?
  8. Почему он оставил меня после уроков? Я не один разговаривал! Как бы я хотел, чтобы его в школе не было!
  9. Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать. Я уже достаточно взрослый.
  10. Уходи, оставь меня одну. Я не хочу разговаривать ни с тобой ни с кем! Тебе все равно, что со мной случилось!
  11. Я старался быть хорошим, и все было ничего, а теперь у меня все еще хуже, чем было. Я очень старался, но этот все равно не помогло. Какая от этого старания польза?
  12. Я так рада, что я твоя и папина дочка, а не других родителей.

Приложение 6

  Домашнее задание к занятию 6

Родителям:

- Перечислите все, чего вы боитесь больше всего.

Детям (выполняется с помощью родителей)

- необходимо на листе бумаги нарисовать два дома: красный – для нестрашных страхов, черный – для страшных. В эти дома необходимо расселить 29 страхов, записывая в домик их номера.

Страхи.

Ты боишься:

  1. когда остаешься один;
  2. нападения бандитов;
  3. заболеть, заразиться;
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. каких-то людей;
  7. потерять маму или папу;
  8. того, что они тебя накажут;
  9. Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовищ (невидимки, скелеты);
  10. опоздать в детский сад в школу;
  11. перед тем, как заснуть;
  12. страшных снов;
  13. темноты;
  14. волка, медведя и т.д.;
  15. машин, поездов и т.д.;
  16. бури, урагана и т.д.;
  17. высоты;
  18. когда очень глубоко;
  19. оставаться в маленькой, тесной комнате;
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожара;
  23. войны;
  24. больших площадей;
  25. врачей;
  26. крови;
  27. уколов;
  28. боли;
  29. неожиданных резких звуков;

Приложение 7

  Домашнее задание к занятию 7

 

Родителям. Ответьте на вопросы за себя и за ребенка.

Детям. Ответьте за себя и за родителя.

Ответы сравните.

- Какое животное нравится и почему?

Какое животное не нравится и почему?

-В какое существо превратил бы меня волшебник и почему?

Нарисуйте свою семью в виде животных.

Приложение 8

  Домашнее задание к занятию 8

Составление списка своих прав.

Таблица заполняется родителями и детьми.

Права родителей

Права детей.

1.

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...

«Формирование партнерских отношений с родителями в целях реализации задач ФГОС ДО по речевому развитию»

laquo;Формирование партнерских отношений с родителями в целях реализации задач ФГОС ДО по речевому развитию»...

«Формирование партнерских отношений с родителями в целях реализации задач ФГОС ДО по речевому развитию»

laquo;Формирование партнерских отношений с родителями в целях реализации задач ФГОС ДО по речевому развитию»...

Программа: ««Построение системы партнерских отношений с родителями»»

Цель: Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями (законными представителями)  с целью повышения качества музыкального воспитания детей. Задачи:Приобщать родителей...

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»...

Методическая разработка "Формирование партнерских отношений с родителями"

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимоотношении с родителями....

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"...