Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
рабочая программа (старшая группа) на тему

Шобонова Таисия Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 459»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа-проект

"Семь-Я"

(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

 

 

 

 

 

 

Шобонова Таисия Владимировна,

воспитатель I кВ. категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород, 2012-1016гг.

 


Пояснительная записка

 

       На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

     Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.

     Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.

Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

     Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.

 

 

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи:

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Развивать способности родителей в общении с детьми.
  • Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

 

Ожидаемый результат

 

I. Коллективом группы ДО (опрос).

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
  • Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  •  

II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

 

 

Направления взаимодействия с семьей:

 

  • Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

 

Методы и формы взаимодействия с семьей.

 

1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.

1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)

2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи;

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Беседа;
  • тренинги (психолог + педагог);

3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:

  • беседы;
  • домашние задания;
  • анкетирование, (опрос);
  • консультации (по требованию);
  • посещение НОД родителями;

4. Формы и методы коллективного сотрудничества:

  • родительский комитет;
  • практикум;
  • семинар – практикум;
  • лекции, доклады, дискуссии, беседы;
  • показы;
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
  • родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Советы психолога (других специалистов).

5.2 Памятки для родителей.

5.3 Заповеди.

6. Домашние задания через:

  • родительские уголки (групповые, общие д/с);
  • ширмы, папки – передвижки;
  • стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
  • социальные сети;
  • сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.

 

7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.

7.1 Изучение социального заказа;

  • дни открытых дверей;
  • реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
  • консультации;
  • информирование на сайте ДОУ.

 

 

Этапы организации взаимодействия с семьей

I этап. Подготовительный.

(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).

 

1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.

1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.

а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.

б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

– тон обращений друг к другу;

– характер отношений;

– своеобразная автономность каждого члена в семье;

в) Что родители, считают важным в воспитании?

г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?

д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

е) Система воспитательных воздействий.

ж) Организация совместных форм деятельности в семье:

– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.

З) Вопросы дополнительного образования ребенка.

и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).

 

II этап. Организационный.

 

1. Формирование групп родителей по интересам.

1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).

2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.

3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.

4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

 

III этап. Практический.

 

1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.

1.1.         Семинары, семинары – практикумы.

1.2.         Круглые столы, конференции.

1.3.         Совместные НОД, открыты показы.

1.4.         Система консультаций.

1.5.         Домашние задания.

1.6.         Родительские собрания.

2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).

2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.

2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).

2.4. Субботники, акции.

2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.

2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.

 

IV этап. Итоговый.

 

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).

3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.

4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 459»

Программа-проект

"Семь-Я"

(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

Шобонова Таисия Владимировна,

воспитатель I кВ. категория.

Н.Новгород, 2012-1016гг.

Пояснительная записка

       На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

     Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.

     Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.

Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

     Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи: 

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Развивать способности родителей в общении с детьми.
  • Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Ожидаемый результат

I. Коллективом группы ДО (опрос). 

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
  • Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.

II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников. 

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

Направления взаимодействия с семьей:

  • Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

Методы и формы взаимодействия с семьей.

1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.

1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)

2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи;

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Беседа;
  • тренинги (психолог + педагог);

3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:

  • беседы;
  • домашние задания;
  • анкетирование, (опрос);
  • консультации (по требованию);
  • посещение НОД родителями;

4. Формы и методы коллективного сотрудничества:

  • родительский комитет;
  • практикум;
  • семинар – практикум;
  • лекции, доклады, дискуссии, беседы;
  • показы;
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
  • родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Советы психолога (других специалистов).

5.2 Памятки для родителей.

5.3 Заповеди.

6. Домашние задания через:

  • родительские уголки (групповые, общие д/с);
  • ширмы, папки – передвижки;
  • стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
  • социальные сети;
  • сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.

7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.

7.1 Изучение социального заказа;

  • дни открытых дверей;
  • реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
  • консультации;
  • информирование на сайте ДОУ.

Этапы организации взаимодействия с семьей

I этап. Подготовительный.

(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).

1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.

1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.

а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.

б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

– тон обращений друг к другу;

– характер отношений;

– своеобразная автономность каждого члена в семье;

в) Что родители, считают важным в воспитании?

г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?

д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

е) Система воспитательных воздействий.

ж) Организация совместных форм деятельности в семье:

– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.

З) Вопросы дополнительного образования ребенка.

и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).

II этап. Организационный.

1. Формирование групп родителей по интересам.

1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).

2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.

3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.

4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

III этап. Практический.

1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.

  1. Семинары, семинары – практикумы.
  2. Круглые столы, конференции.
  3. Совместные НОД, открыты показы.
  4. Система консультаций.
  5. Домашние задания.
  6. Родительские собрания.

2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).

2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.

2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).

2.4. Субботники, акции.

2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.

2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.

IV этап. Итоговый.

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).

3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.

4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Азбука финансов»

Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей)  «Азбука финансов»...

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...

Конкурс -игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Слабое звено» тем: «Знаем ли мы законы»

Цель:1.Пропоганда правового воспитания родителей.2.Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.3.Уточнить и закрепить знания родителей о правах человека.Правила игры:Правильно и быстро ...

"План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями и законными представителями детей"

Цель работы учителя-логопеда с родителями: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включен...