Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
рабочая программа (старшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 459»
Программа-проект
"Семь-Я"
(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
Шобонова Таисия Владимировна,
воспитатель I кВ. категория.
Н.Новгород, 2012-1016гг.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.
Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.
Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.
Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.
Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.
Задачи:
- Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
- Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
- Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Развивать способности родителей в общении с детьми.
- Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
Ожидаемый результат
I. Коллективом группы ДО (опрос).
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
- Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
- Изучение особенностей семьи.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.
- Повышение педагогической компетентности.
- Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
- Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка их ребенка к социальным отношениям.
Направления взаимодействия с семьей:
- Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
- Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
- Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
Методы и формы взаимодействия с семьей.
1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.
1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)
2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.
2.1 Диагностика семьи;
- Наблюдение;
- Анкетирование;
- Беседа;
- тренинги (психолог + педагог);
3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:
- беседы;
- домашние задания;
- анкетирование, (опрос);
- консультации (по требованию);
- посещение НОД родителями;
4. Формы и методы коллективного сотрудничества:
- родительский комитет;
- практикум;
- семинар – практикум;
- лекции, доклады, дискуссии, беседы;
- показы;
- коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
- родительские собрания, конференции.
5. Разработки методических и педагогических консультаций.
5.1 Советы психолога (других специалистов).
5.2 Памятки для родителей.
5.3 Заповеди.
6. Домашние задания через:
- родительские уголки (групповые, общие д/с);
- ширмы, папки – передвижки;
- стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
- социальные сети;
- сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.
7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.
7.1 Изучение социального заказа;
- дни открытых дверей;
- реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
- консультации;
- информирование на сайте ДОУ.
Этапы организации взаимодействия с семьей
I этап. Подготовительный.
(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).
1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.
1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.
а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.
б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
– тон обращений друг к другу;
– характер отношений;
– своеобразная автономность каждого члена в семье;
в) Что родители, считают важным в воспитании?
г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?
д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.
е) Система воспитательных воздействий.
ж) Организация совместных форм деятельности в семье:
– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.
З) Вопросы дополнительного образования ребенка.
и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).
II этап. Организационный.
1. Формирование групп родителей по интересам.
1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).
2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.
3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.
4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.
III этап. Практический.
1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.
1.1. Семинары, семинары – практикумы.
1.2. Круглые столы, конференции.
1.3. Совместные НОД, открыты показы.
1.4. Система консультаций.
1.5. Домашние задания.
1.6. Родительские собрания.
2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).
2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.
2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).
2.4. Субботники, акции.
2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.
2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.
IV этап. Итоговый.
1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.
2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).
3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.
4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 459»
Программа-проект
"Семь-Я"
(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
Шобонова Таисия Владимировна,
воспитатель I кВ. категория.
Н.Новгород, 2012-1016гг.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.
Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.
Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.
Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.
Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.
Задачи:
- Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
- Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
- Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Развивать способности родителей в общении с детьми.
- Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
Ожидаемый результат
I. Коллективом группы ДО (опрос).
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
- Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
- Изучение особенностей семьи.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.
- Повышение педагогической компетентности.
- Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
- Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка их ребенка к социальным отношениям.
Направления взаимодействия с семьей:
- Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
- Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
- Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
Методы и формы взаимодействия с семьей.
1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.
1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)
2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.
2.1 Диагностика семьи;
- Наблюдение;
- Анкетирование;
- Беседа;
- тренинги (психолог + педагог);
3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:
- беседы;
- домашние задания;
- анкетирование, (опрос);
- консультации (по требованию);
- посещение НОД родителями;
4. Формы и методы коллективного сотрудничества:
- родительский комитет;
- практикум;
- семинар – практикум;
- лекции, доклады, дискуссии, беседы;
- показы;
- коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
- родительские собрания, конференции.
5. Разработки методических и педагогических консультаций.
5.1 Советы психолога (других специалистов).
5.2 Памятки для родителей.
5.3 Заповеди.
6. Домашние задания через:
- родительские уголки (групповые, общие д/с);
- ширмы, папки – передвижки;
- стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
- социальные сети;
- сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.
7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.
7.1 Изучение социального заказа;
- дни открытых дверей;
- реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
- консультации;
- информирование на сайте ДОУ.
Этапы организации взаимодействия с семьей
I этап. Подготовительный.
(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).
1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.
1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.
а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.
б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
– тон обращений друг к другу;
– характер отношений;
– своеобразная автономность каждого члена в семье;
в) Что родители, считают важным в воспитании?
г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?
д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.
е) Система воспитательных воздействий.
ж) Организация совместных форм деятельности в семье:
– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.
З) Вопросы дополнительного образования ребенка.
и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).
II этап. Организационный.
1. Формирование групп родителей по интересам.
1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).
2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.
3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.
4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.
III этап. Практический.
1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.
- Семинары, семинары – практикумы.
- Круглые столы, конференции.
- Совместные НОД, открыты показы.
- Система консультаций.
- Домашние задания.
- Родительские собрания.
2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).
2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.
2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).
2.4. Субботники, акции.
2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.
2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.
IV этап. Итоговый.
1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.
2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).
3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.
4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников (законными представителями)
Положение ДОУ...
Программа партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому воспитанию на 2012-2015 учебный год
Привлечь родителей к жизни ребенка в условиях детского сада...

Программа партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по правилам пожарной безопасности на 2016-2017г.г.
Комплекс мероприятий с родителями...
Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Азбука финансов»
Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Азбука финансов»...

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)
Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...

Конкурс -игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Слабое звено» тем: «Знаем ли мы законы»
Цель:1.Пропоганда правового воспитания родителей.2.Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.3.Уточнить и закрепить знания родителей о правах человека.Правила игры:Правильно и быстро ...

"План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями и законными представителями детей"
Цель работы учителя-логопеда с родителями: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включен...