Психолого- педагогическая программа по успешной социальной адаптпции дошкольников с элементами сазкотерапии " Здравствуй сказка."
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Автор: Панова Виктория Викторовна |
|
Программа включает в себя конспекты коррекционно — развивающих занятий для детей 3-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, а самое главное — способствует успешной социальной адаптации дошкольника. Программа с элементами сказкотерапии разработана в помощь психологам и воспитателям детских дошкольных учреждений. Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Понятие «социальная адаптация» рассматривается как «процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования приятных способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности». Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А.Маслоу, С.Роджерс, А. Бандура). Знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и миром в целом начинается со сказки. Сказка — древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности дошкольников (В. П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая, Н. А. Рубакин и др.). Немалый интерес для нашего исследования имеют также работы, рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е. В. Балашова, В.П. Белянин, К. А. Кедров, Р. Кроули, Дж. Милк, А. М. Михайлов, М. В. Осорина, В.Я. Пропп, А. А. Романов, В.П. Руднев, Д. Ю. Соколов, А.И. Сосланед, К. Эган и др.). Анализируя практику сказкотерапии как средства социального воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между необходимостью социализации личности подрастающего поколения в современных условиях и недостаточной научной обоснованностью использования существующих технологий сказкотерапии в сфере социально-культурной деятельности. Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение научного исследования, направленного на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для успешной социальной адаптации ребенка-дошкольника. Пояснительная записка На рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально — экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах перемещения индивида в социальную среду, а также о его неудовлетворенности в окружающей среде. В воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютеры с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию успешной социальной адаптации дошкольников с помощью сказок (сказкотерапии). Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. У этого термина множество определений и каждое из них правильное: Сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности ребенка. Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны… Сказкотерапия — это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу». Проведенные ранее исследования ученых, педагогов, психологов в дошкольных учреждениях свидетельствует о низком статусе приспособления ребенка-дошкольника к условиям социальной среды. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у детей отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, низкий уровень коммуникативных навыков. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, формированию у детей социальной компетентности (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия), развитию духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа по формированию успешной социальной адаптации дошкольников «Здравствуй, сказка!». В программе использован потенциал психотерапевтических, психо-коррекционных и художественных сказок. Для непосредственного терапевтического воздействия используется три вида сказок:
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Психо-коррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психо-коррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка. Влияние психо-коррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» — ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок подаются задания имеющие важность для будущих первоклассников. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества: мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.. Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых. Сказкотерапия может быть успешно использована для эффективной коррекции самооценки ребенка. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи- это позволяет легко найти с ребенком общий язык и выяснить, что его беспокоит. 1. Обоснование программы I.Нормативно – правовые основы программы «Здравствуй, сказка!» Международные правовые документы:
Правовые акты РФ:
II. Программа базируется на дидактических принципах:
Программа реализуется педагогом-психологом и педагогами ДОУ. Вид программы: коррекционно развивающий. Цель: успешная социальная адаптация ребенка в окружающем его мире. Задачи программы:
Сроки реализации программы: четыре года. Возраст детей: с3-х лет до 7 лет. Периодичность встреч: один раз в неделю. Структура программы: программа состоит из 3 разделов (по возрастам), посвященных работе с детьми и включающих по 34 занятия в год и раздела, описывающего работу с родителями (9 мероприятий в год). 3. Структура программы Программа «Здравствуй, сказка!» предусматривает проведение фронтального (группового) занятия 1 раз в неделю. Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка на основе психологического тестирования, анкетирования и результатов наблюдения. Содержание программы «Здравствуй, сказка!» позволяет реализовать следующие образовательные области: «Здоровье» — направлено на достижение целейохраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: -Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. -Снятие умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта. «Коммуникация» — способствование использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми. Развитие умения адекватно выбирать стиль и невербальные средства общения. «Социализация» — приобщение к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формирование первичных личностных представлений. «Чтение художественной литературы» — приобщение к словесному искусству для развития воображения, эмоционального восприятия художественных произведений. «Познание» — развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. «Художественное творчество» — использование средств продуктивной деятельности детей для регулирования эмоциональных состояний. Предполагаемый результат — у воспитанников сформированы интегративные качества:
Методы и техники, используемые в программе:
Методы реализации программы. Практические Словесные Наглядные
Принципы работы:
Диагностика: На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:
Занятие делится на несколько этапов:
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими: - О чем сказка? - Что запомнилось больше всего? - Какие герои запомнились? Почему? - Что случилось с тем или иным персонажем? - Какие чувства возникали во время чтения? - В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? - Было ли жалко кого-нибудь? - Какие чувства, какое настроение после сказки? - Случается ли такое в жизни, по-настоящему? - Случались ли у тебя похожие ситуации? - Чему мы можем научиться у этой сказки? - Как можно применить полученные знания в жизни? В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психо-гимнастику (ролевые действия и ролевые образы). В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.). Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (медведя и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Бабы Яги, Змея Горыныча и т.п.); социальные семейные роли (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
Э. Джекобсона и дыхательные техники.
Содержание программы Программа по формированию успешной социальной адаптации дошкольников «Здравствуй, сказка!» включает в себя 4 раздела. Три из них посвящены работе с детьми разных возрастных групп и один — взаимодействию с родителями: № п.п. Раздел Название
Раздел I. Тайна моего «Я». Этот странный взрослый мир В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников. Доброжелательность необходимо воспитывать. На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. С этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя. Именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать. В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым. Раздел II. Мои чувства. Умение владеть собой Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни. К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично. С пяти лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность вставать на место другого. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Раздел III. Я учусь дружить. Дорога к школе Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе. Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии. Раздел IV. Взаимодействие с родителями В социально-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Конечно в первую очередь – это родители. В совместной деятельности, педагог – ребенок – родитель, формируем умение играть, слушать и придумывать сказки, рисовать любимых героев, а главное научимся жить в нашем сложном мире. Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость внедрения в образовательный процесс по успешной социализации, работу не только с детьми, но и с родителями. Показатели эффективности: В результате применения сказкотерапии у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть. План коррекционно – развивающих занятий Программа «Здравствуй, сказка!» разработана с учетом возрастных особенностей дошкольников. Занятия проводятся психологом или воспитателем, в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15минут, для детей 4-5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25 минут. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....
Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"
Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...
Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации ФГОС ДО
Круглый стол для родителей....
"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".
Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....
Обеспечение психолого-педагогических условий для успешной реализации программы.
Лекция из курса «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»....
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования
Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы...