Мастер-класс для воспитателей
материал

Рупосова Татьяна Васильевна

Мастер-класс

Тема «Сказки – как средство формирования

элементарных математических представлений»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._master-klass_ruposova_t.v.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85» города Бийска

Мастер-класс

Тема

«Сказки – как средство формирования

элементарных математических представлений»

Педагог:

Рупосова Татьяна Васильевна, воспитатель

г. Бийск, 2015

Педагог: Рупосова Татьяна Васильевна

Тема: «Сказки – как средство формирования элементарных математических представлений»

Цель:

Поделиться педагогическим опытом с участниками мастер-класса интересными приемами по математическому развитию с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Способствовать повышению интереса педагогов к математическому развитию через сказку.

Повысить уровень профессионального самосовершенствования участников мастер-класса.

Закрепить новый материал посредствам игрового упражнения.

Материал:

Проектор, экран, ноутбук, магнитная доска, набор геометрических фигур, картинки – волк, домики, схемы, фломастеры, маркеры.

I. Теоретический блок

Деятельность участников

Деятельность педагога-мастера

Примечание

Участники мастер-класса отгадывают кроссворд

Ответ участников: Сказка

Для того чтобы обозначить тему нашего мероприятия, давайте отгадаем кроссворд.

  1. Результат сложения – сумма.
  2. Игра с цифрами – пятнашки.
  3. Пространственный признак предмета – форма.
  4. Условное обозначение, предназначенное для записи математических понятий – знак.
  5. То, что используется при измерении протяженности предмета – мерка.
  6. Графическое выражение числа – цифра

Какое слово у нас получилось?

Сказка.

Мир детства невозможно представить без сказки. Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.  Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Сказка  - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету. Именно сказка поможет нам вызвать у детей интерес к математике.

Слайд 2: Кроссворд

Слайд 3: Сюжеты сказок

II. Практический блок

Участники мастер-класса отвечают на вопросы

Участники мастер-класса отвечают на вопросы

Участники мастер-класса отвечают на вопросы

Участники мастер-класса отвечают на вопросы

Участники мастер-класса отвечают на вопросы

Участники мастер-класса выполняют практическое задание

Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть – наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. После прочтения или рассказывания сказки мы всегда проводим беседу по ее содержанию, в которую можно включить вопросы математического характера.

Например: 

1. Русская народная сказка «Зимовье»

- Сколько зверей, и каких жило на зимовье? (5 – Бык, Баран, Свинья, Гусь, Петух)

- Где еще в жизни встречается цифра 5? (На подъездах домов; на зданиях; на номерах квартир; 5 класс, 5 рублей, 5 копеек, пять пальцев на руке)

2. Русская народная сказка «Маша и медведь»        

- Сколько раз медведь садился на пенек отдохнуть? (4)

- Вспомните 4 сказки про медведя (Три медведя, Два жадных медвежонка, Вершки и корешки, Вини-Пух, Теремок)

3. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»        

Сколько раз лиса обхитрила гостеприимных хозяев? (4 раза).

Что лисичка в первый раз поменяла? (скалочку на курочку).

А в третий раз? (уточку на гусочку).

Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.

На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачи-шутки.

Например:

1. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Задача-шутка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)

2. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Задача-шутка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке? (6)

Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание:

2. «Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).

Картинка 134 из 263142

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем русскую народную сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы.

Например:

Кто стоит за бабкой? (внучка)

Кто стоит между Жучкой и бабкой? (внучка)

Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки (кошка) и т. д.

Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету.

Например:

Угадайте какая это сказка?

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

Для дальнейшей работы мне понадобится 4 желающих.

На столах лежат загадки.

  1. Вам необходимо отгадать загадки.
  2. Выложить на доске изображение в соответствии с отгадкой.
  3. Отгадать сказку.
  4. Рассказать сказку по ролям.

Пока наши участник выполняют практическое задание, мы с вами послушаем сказку, но не простую. Вам необходимо будет назвать, сколько сказок спряталось в клубке?

«Клубок сказок»

Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко – не простое, а золотое.(Курочка Ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам, и съела. (Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может.(Репка) Плачет Дед, плачет Баба.(Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси - Лебеди). Девочка взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси – Лебеди)

 - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

 - Я, Волчок – серый бочок.

 - Пусти меня к себе жить. (Теремок)

 - Дерни за веревочку, дверь и откроется!

 - Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?

 - Это чтобы скорее съесть тебя! (Красная Шапочка)

 - Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Колобок) Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка)

 Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси - Лебеди)

 Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их.

(7 сказок - Курочка Ряба, Колобок, Репка, Гуси – Лебеди, Красная Шапочка, Теремок, Три поросенка).

Участники мастер-класса выходят к доске и выполняют практическое задание

Педагог-мастер предлагает выслушать сказку и ответить на воросы

III. Презентационный блок

Участники мастер-класса представляют сказку

Наши участники уже готовы представить нам результат своей работы.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. А сколько ножек у мальчика, а у двух мальчиков? А лапок у собачки? А у двух собачек? А сколько нужно мальчику ботинок? А собачке на четыре лапки? А двум собачкам? А сколько ножек у гриба, а у рыбки (ни одной), а у морской звезды, а у жука, паука, осьминога?

Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Надо только почаще смотреться как в зеркало, в удивительные детские глаза.

Педагог-мастер благодарит участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...