Консультация-практикум: «Применение активного слушания в педагогической практике».
консультация
Чтобы научиться хорошо, понимать ребёнка, нужно научиться его слушать. Если у вас нет времени или желания выслушать то, что ребёнок хочет вам сказать, не стоит даже начинать, считают психологи. Чтобы наладить контакт ребёнка со взрослым, последним нужно научиться настраиваться на ребенка как на партнера по общению всякий раз, когда он хочет поговорить, уделять особое внимание ребёнку и его проблеме, уметь поставить себя на его место. Психологи советуют использовать технику активного слушания в общении с детьми, что поможет избежать недопонимания и недоверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnoe_slushanie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум: «Применение активного слушания в педагогической практике».
Чтобы научиться хорошо, понимать ребёнка, нужно научиться его слушать. Если у вас нет времени или желания выслушать то, что ребёнок хочет вам сказать, не стоит даже начинать, считают психологи. Чтобы наладить контакт ребёнка со взрослым, последним нужно научиться настраиваться на ребенка как на партнера по общению всякий раз, когда он хочет поговорить, уделять особое внимание ребёнку и его проблеме, уметь поставить себя на его место. Психологи советуют использовать технику активного слушания в общении с детьми, что поможет избежать недопонимания и недоверия.
В основе техники активного слушания лежит понимание состояния ребёнка, возвращение ему его же информации и обозначение связанных с ней эмоций. Ведь ребёнку очень важно, чтобы окружающие понимали, что он чувствует, а не просто разбирались в ситуации, выясняя произошедшие события и факты.
По технике активного слушания начинать разбираться в проблеме нужно с отражения эмоций ребенка и облачения их в словесную форму. Таким образом, на заявление ребёнка «Я больше не буду дружить с Димой» нужно сначала повторить сказанное им, подтверждая, что ребёнок был услышан: «Не хочешь больше с ним дружить», а затем обозначить эмоцию, которую испытывает ребенок по этому поводу: «Ты обиделся на него» Именно такой утвердительный ответ даст понять ребёнку, что его готовы выслушать и ему захочется продолжить обсуждение этой проблемы. Видя расстроенный вид малыша, можно просто утвердительно сказать «Что-то случилось» и тогда ребёнку будет проще начать свой рассказ.
В то время как, вопросы «Что случилось?» и «Почему ты на него обиделся?» не несут в себе чувства сопереживания, показывая интерес взрослого к событиям, а не к эмоциям ребёнка, который остаётся один на один со своими чувствами. К тому же на вопрос «Что случилось?» расстроенный ребёнок может ответить «Ничего» и разговора не получится.
Когда контакт ребёнка с взрослым налажен, а ребёнок понимает, что его чувства не безразличны взрослым, он настраивается на беседу. Дальнейшее выяснение обстоятельств строится на вопросах взрослого и ответах ребёнка. В процессе такого разговора ребёнок проговаривает проблему и сам находит пути её решения.
Техника активного слушания имеет свои правила ведения беседы.
1. Если вы готовы выслушать ребёнка, повернитесь к нему лицом так, что бы ваши глаза находились на одном уровне с глазами ребёнка.
2. Когда вы повторяете со слов ребёнка, что произошло и обозначаете его чувства по этому поводу, следите за тем, чтобы малышу не показалось, что его передразнивают. Говорите естественным, спокойным голосом, используйте другие слова с тем же смыслом.
3. В процессе разговора старайтесь воздерживаться от своих соображений и замечаний и старайтесь выдерживать паузы после ответов ребёнка. Не торопите ребёнка, дайте ему возможность обдумать свои переживания и собраться с мыслями. Если ребёнок смотрит в сторону, вдаль или «внутрь», то подержите паузу, потому что в этот момент в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
4. Избегайте моментов, которые мешают активному слушанию: выспрашивание, использование догадок, интерпретации; советы и готовые решения; приказы, предостережения, угрозы; критика, оскорбление, обвинения, высмеивание; нравоучения, чтение нотаций; сочувствие на словах, уговоры; отшучивание, уход от разговора.
Результаты применения родителями техники активного слушания ребёнка:
Отрицательное переживание ребенка ослабевает, а положительные переживания усиливаются по принципу: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. Убеждение ребёнка в том, что взрослый готов его слушать, порождает желание разговаривать со взрослым и рассказывать о себе. Проговаривание и обдумывание проблемы, которое происходит в процессе ответа ребёнка на вопросы взрослых, помогает ему самому найти подходящее решение.
Пример активного слушания (пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком — Как?»):
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь. (Вспоминает активное слушание). Ты чувствуешь себя одинокой.
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась.
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно. (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти.
МАМА: Пойти. (Пауза.)
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Ведущий. Сегодня тема нашей встречи «Активное слушание». Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?
Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят).
Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.
Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.
Упражнение «Испорченный телефон».
Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».
Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.
Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).
Обсуждение.
Участники пытаются ответить на следующие вопросы:
– Какое впечатление произвело это упражнение?
– Что мешало слушать более внимательно?
– Какие моменты запомнились лучше и почему?
– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).
Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.
Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.
Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.
Ведущий раздает участникам памятки «Приемы активного слушания»
Правила активного слушания | Приемы активного слушания |
Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое | Кивание (но не в режиме китайского болванчика). Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт). Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее». Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется». |
Ведущий. Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике.
Упражнение «Мудрый слушатель».
Цель: развитие навыков активного слушания.
Ведущий зачитывает высказывание всей группе. Участники отвечают, используя техники активного слушания.
Возмущенно:
а) «Я вчера ходила в магазин, мне там два раза пробили сметану и два раза пробили хлеб и я переплатила 60 рублей!».
б) «Сколько можно, мой ребенок второй раз в этом учебном году теряет у вас в школе сменку!».
в) «Мама, со мной никто не играет!»
Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.
– Что первое пришло в голову, как захотелось сказать ребенку?
– Почему?
– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?
4. Рефлексия.
Ведущий. Сегодня на занятии вы узнали, как слушаете, слышите, познакомились с приемами активного слушания, и использовали их на практике.
– Чем полезно именно для вас данное занятие?
– Что нового узнали?
– Что чувствовали?
Подведение итогов.
Ведущий. В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с ребенком.
Правила активного слушания | Приемы активного слушания |
Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое | Кивание (но не в режиме китайского болванчика). Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт). Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее». Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется». |
Правила активного слушания | Приемы активного слушания |
Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое | Кивание (но не в режиме китайского болванчика). Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт). Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее». Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов, по применению здоровьесберегающих технологий в педагогической практике
Цель: познакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в педагогической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способство...
Результативность применения современной образовательной технологии в педагогической практике воспитателя ДОУ
Творческий отчёт за 2016-2017учебный год, в котором отражается проектная деятельность недели здоровья и недели книги и театра....
Результативность применения современных образовательных технологий в педагогической практике воспитателя ДОУ
Презентация творческого отчёта 2016-2017учебный год....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...
Приказ "Об экспериментальной апробации в практике музыкального руководителя элементов композиторства в процессе активного слушания музыки"
С целью музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, развития инновационного и экспериментальной деятельности среди молодых педагогов....