Конспект досуга для детей подготовительной группы (открытое мероприятие для родителей) Тема: «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ермолаева Ольга Анатольевна

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале;
  • показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны;
  • развивать выразительность речи;
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Досуг БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект досуга для детей подготовительной группы  

(открытое мероприятие для родителей)

Тема: «Блокада Ленинграда»

Воспитатель: Ермолаева Ольга Анатольевна

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале;
  • показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны;
  • развивать выразительность речи;
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет и разучивание песен; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде; работа с родителями: сбор информации и изготовление электронных презентаций о родственниках – жителях блокадного города; художественная деятельность по теме.

Материалы и оборудование: ТСО, презентация PowerPoint, аудио записи музыкальных произведений, выставка детских рисунков, фотографий военных лет, кусочек хлеба, изобразительные материалы, листы бумаги.

Ход занятия:

Вводная часть. Воспитатель напоминает детям, что сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Построение в группе, переход в музыкальный зал.

Основная часть.

Слайд 1. Звучит «Гимн городу», дети входят в зал.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников нашего города, которые во время Великой Отечественной войны отстояли наш город. Тогда он назывался Ленинград, а его жители – ленинградцы.

Слайд 2. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война.

Слайд 3. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.

Слайд 4. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу с врагами: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…». Послушайте отрывок.

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Фашисты хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр, военный порт.

Слайд 5. Они хотели стереть Ленинград с лица земли, чтобы ничего не осталось от нашего города. Захватив наш город, они рассчитывали сломить дух советского народа.

Вражеское командование отдало приказ окружить город и обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить его с воздуха, сровнять его с землей.

Слайд 6. В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.

900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.

Слайд 7. Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

Слайды 8, 9. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайды 10, 11. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

Слайды 12, 13. Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

Слайд 14. И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Ленинградцы».

Послушаем песню «Ленинградцы»

Слайд 15. Наш город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артиллерийском обстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

"Ничто не забыто. Никто не забыт!"

Чтоб помнили строчки все эти.

Слайд 16. В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Но зимой начался сильный голод.

Слайд 17, 18. Суточная норма хлеба – это маленький кусочек в 125 грамм. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.

Слайд 19. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

Ребенок читает стих

Слайд 20. Но сильные морозы помогли людям и позволили открыть дорогу раньше времени и вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Наш город назывался Ленинградом.

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить.

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 21. И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 22. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И ленинградцы слушали стихи.

В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Послушайте отрывок из симфонии Шостаковича.

Звучит запись "Седьмой симфонии». Д. Д. Шостаковича.

Слайд 23. Люди в блокадном городе, несмотря на голод, холод, постоянные бомбежки, старались не падать духом и пели, назло врагам, веселые песни, частушки, песни о любви. Эти песни передавали по радио и их можно было услышать из громкоговорителей на улицах всего города.

900 дней и ночей продолжалась блокада.

Стих ребенка (Презентация)

Блокада
Владимир Кухарь
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...

Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

Из музейных архивов, из фильмов и книг
Про блокадные дни или ночи...
Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг»,
Кровь за кровь – в череде многоточий.

Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.

Вскоре – семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!

Слайд 24. И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, 73 года назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш".

Слайд 25. И блокадное кольцо было разорвано. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили.

Чтоб мирной стала каждая зима.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Окружённый врагами в военные дни,

Город выстоял в битве с врагом.

Это мы никогда забывать не должны.

Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой» Слова и музыка М. В. Сидоровой

Слайд 26. Люди не забывают тех, кто защищал наш город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.

Слайд 27. На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни», которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти — разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда.

Слайд 28. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания.

«Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.

В этот же день 27 января 1944 года в нашем городе прогремел салют в честь снятия блокады…

Ребенок читает стих (на слайде 29 видео)

В конце занятия детям предлагается посетить выставку и посмотреть фотографии и детские рисунки.

Заключительная часть. По возвращении в группу, воспитатель с детьми обсуждают, делятся впечатлениями. Вопросы: «Что запомнилось?», «Что такое блокада города?», «Почему люди защищали свой город?», «Как защищали?», «Что помогало людям выжить?», «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?», «Какие рисунки вам больше всего понравились на выставке?», «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?», «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»

Детям предлагается самостоятельная художественно-творческая деятельность на тему: «Пусть всегда будет солнце…» (детям включается аудиозапись песни)

В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада,

Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба, 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:

– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 
Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы "Прощание с осенью" (конкурс чтецов)

Конспект позволяет в досуговой форме провести с детьми прощание с осенью. С помощью стихотворных произведений дети учатся бороться со страхом перед выступлениями на публике, развивают речь, воображени...

Конспект досуга для детей подготовительных групп с использованием ИКТ на тему: «Моя любовь зовётся ХИМКИ!».

Конспект досуга для детей подготовительных групп с использованием ИКТ на тему:«Моя любовь зовётся ХИМКИ!».Программное содержание:Закрепить с детьми  понятия – большая и малая Родина;формировать у...

Методическая разработка Сценарий открытого мероприятия в форме летературно - музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию снятия Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"

Методическая разработка "Сценарий открытого мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию полного снятия Блокады Ленинграда"...

КОНСПЕКТ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА ЗИМА»

Мы любим зиму не только за пушистый снег и бодрящий морозец, но и за череду веселых зимних праздников с подарками и сюрпризами для детей и взрослых....

Конспект досуга для детей подготовительной группы на тему «Быть здоровыми хотим»

В материале представлен конспект дсуга, целью которого является: повышение интереса детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкально...

Комплексное занятие для детей подготовительной группы (открытое итоговое занятие для родителей) «Путешествие в волшебный космос »

Комплексное занятие для детей подготовительной группы (открытое итоговое занятие для родителей) «Путешествие в волшебный космос »...