«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
консультация (старшая группа)
Одним из главных направлений современного образования дошкольников является формирование у них логико- математических представлений. Усваивая основные логико- математические понятия, ребенок учится находить разные варианты решения задач, аргументировать свой ответ, выражать и отстаивать свое мнение происходит развитие и поддержка любознательности, жизненой компетентности ребенка, упорядоченность представлений об окружающем мире, пониманием связи между предметами и явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 78.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.proiskorka.ruE – maildsiskorka2@yandex.ru
Консультация для воспитателей
на тему:
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
г. Протвино
2019г.
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.
Необходимость формирования логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста обусловлена современными условиями жизни обилием информации, получаемой ребенком, компьютеризацией, стремлением сделать обучение более интенсивным. Сейчас основная цель педагогов и родителей - вырастить ребенка, умеющего хорошо ориентироваться во всем, что его окружает, способного принимать самостоятельные решения, правильно оценивать различные ситуации, быть деятельным и всесторонне подготовленным к дальнейшему обучению в школе.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.
При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
Огромную роль в развитии логико-математических способностей играют интеллектуальные игры и головоломки.
Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок активно, охотно и добровольно включается в новый опыт. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх, является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать, мыслить в «уме», что раскрепощает воображение детей, развивает их логико-математические способности.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Поэтому для старшего дошкольного возраста, в уголке занимательной математики можно использовать головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как во время игры идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Также можно использовать игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, овала. Это игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Они являются эффективным средством умственного, в частности логико-математического развития дошкольников. В знакомстве с этими играми можно использовать сказки. Это вызывает особый интерес у детей. Можно составить героев из фигур и самим рассказать знакомую или придумать новую сказку. Детей увлекает результат. Они активно включаются в деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
«Сложи квадрат» - еще одна игра по системе Никитиных. Складывая квадраты из различных разноцветных фрагментов, ребенок выполняет несколько видов работ, разных по содержанию и степени сложности. Все детали надо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением части и целого, учится разбивать задание на этапы, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, пространственного воображения, математических и творческих способностей.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. Например, четыре братца под одной крышей живут (стол). Какое число не изменяется от его переворачивания (восемь). Что после трёх годов будет с козой (пойдёт четвёртый год). В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (сто). Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их (сложить цифру четыре).
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Во время таких занятий у детей формируются: математические представления, логическое мышление, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В процессе формирования логико-математических представлений у детей кроме традиционных методов используются и нетрадиционные: метод проблемного изложения, прием «Бином фантазии», исследовательский метод, и др.
Метод проблемного изложения заключается в создании педагогом проблемных игровых ситуаций, при этом детям предоставляется возможность проявить самостоятельную познавательную активность в нахождении средств
для их решения и использовать ранее усвоенные знания и умения. Целью приема «Бином фантазии» является развитие творческого воображения. Он используется при изучении геометрических фигур, ориентировки в пространстве и т.д.
Исследовательский метод основан на детском экспериментировании, которое способствует наглядному убеждению в правильности выбранного решения задачи. Особенно широкое распространение в работе современных ДОУ получил метод проектов. Он заключается в активизации и поддержании интереса детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. От других методов организации педагогического процесса его отличает практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность; интерес к деятельности, результат и личная заинтересованность в нем. Например, для формирования логико-математических представлений осуществляется информационно-познавательный проект «Путешествие в мир математики»
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что формирование и развитие логика - математических представлений у дошкольников невозможно без использования дидактических игр. Они выступают как движущая сила, стимулятор умственной деятельности в целостном процессе становления личности ребенка. Развивают в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Дают возможность сделать ему пусть маленькое, но открытие.
Список использованной литературы
- Белошистая, А.В., Что такое математическое развитие дошкольников/ А.В. Белошистая// Детский сад: теория и практика. − 2012. − No 1. − С.6-17.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки. РФ
- Жуйкова, Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста/ Т.П. Жуйкова// Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф.(г. Москва, апрель 2012 г.). ‒М.: Буки-Веди,2012. ‒С. 115-117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода
реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражне...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...