Рабочая программа кружка по развитию логического мышления
рабочая программа (старшая группа)
Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться. Используя возможности развития логического мышления и памяти, можно успешно готовить детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
по развитию у дошкольников логического мышления «Умняш»
Возраст воспитанников: 4-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Цель программы - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Формировать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в парах.
Развивать детскую художественно – речевую деятельность, навыки речевого общения.
Информация о работе кружка:
Программа рассчитана на детей 4 -6 лет
Периодичность занятий -1 раз в неделю (с октября по апрель), 3 (4) раза в месяц, продолжительность одного занятия 25 минут.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
• Индивидуальная самостоятельная работа детей.
• Работа в парах.
• Групповые формы работы.
• Дифференцированная.
• Фронтальная проверка и контроль.
• Самооценка выполненной работы.
• Дидактическая игра.
• Соревнование.
Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
1. Системность и учёт возрастных особенностей детей.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Ожидаемые результаты дети должны уметь:
1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к загадкам;
3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры, игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Игры на освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций: счетные палочки, «Геоконт», «Чудо-крестики», «квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», «Монольская игра», «Танграм», Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Интерактивная доска.
2. Учебный план
Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх и подвижных играх.
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИГРЫ |
сентябрь | 3 | Мониторинг: выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
октябрь | 1(1) | 1. «Счетные палочки» |
2(2) | 1. «Танграм» | |
3(3) | 1. «Колумбово яйцо» | |
4(4) | 1. «Загадки» | |
ноябрь | 1(5) | 1. «Азбука» |
2(6) | 1. «Блоки Дьенеша» | |
3(7) | 1. «Счетные палочки» | |
4(8) | 1. «Танграм» | |
декабрь | 1(9) | 1. «Блоки Дьенеша» |
2(10) | 1. «Колумбово яйцо» | |
3(11) | 1. «Пальчики актеры» | |
январь | 2(12) | 1. Загадки на развитие воображения |
3(13) | 1. «Листик, Монгольская игра» | |
4(14) | 1. Загадки на сообразительность | |
февраль | 1(15) | 1. «Режим дня» |
2(16) | 1. «Тайное письмо» | |
3(17) | 1. Интерактивная доска | |
4(18) | 1. «Что видит персонаж» | |
март | 1(19) | 1. Загадки на развитие воображения |
2(20) | 1. «Колумбово яйцо» | |
3(21) | 1. Блоки Дьенеша | |
апрель | 1(22) | 1. «Продолжи логический ряд» |
2(23) | 1. «Части суток» | |
3(24) | 1. «Критичность мышления» | |
4(25) | 1. «Выбери нужное» |
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
3. Основные принципы:
- самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда.
Методическое обеспечение
1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Е. В. Колесникова "Я решаю логические задачи". Рабочая тетрадь 5-7 лет
3. Белошистая А.В. «Развитие логического мышления у дошкольников» Издательский центр: Владос, 2013г.
4. Ермилова А.В. «100 игр на развитие логического мышления» Издательство: Феникс, 2015г.
5. Андреева И.А. Развивающее пособие «Развиваем логику» Издательство: Букмастер, 2015г
6. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Математика
7. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание
8. Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление
9. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Штриховка и дорисовка
10. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство – Пресс, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/08/picture-468171-1407484052.jpg)
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-598910-1424960590.jpg)
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.В данной программе показано, как чере...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-616465-1709275311.jpg)
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/28/picture-1482227-1693217603.jpg)
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...