ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
- Пояснительная записка
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
- Цель программы – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
- Принципы реализации программы:
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д..
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Ожидаемые результаты
В результате освоения данной программы дошкольники:
- Имеют знания о своем ближайшем окружении, свей семье. Проявляют гуманные отношения к своим близким. Знают имена близких людей. Имеют представления о семейных традициях, историях.
- Имеют краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Ощущают гордость за свою малую родину.
- Имеют элементарные краеведческие сведения о природе, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Эстетически воспринимают красоту окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально, бережно. Проявляют стремление больше узнать о родной природе. Имеют географические сведения о территории России.
- Знакомы с государственной символикой: герб, флаг, гимн. Имеют представление о значении государственных символов России. Проявляют уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Знакомы со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Имеют представление о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Проявляют гражданско-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре. Осознают личную причастность к жизни Родины.
- Знакомы с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Имеют представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.
- Содержательный раздел
2.1. Структура программы
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми средней, старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.
Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных традициях, историях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее еще лучше.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Желание больше узнать о родной природе.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России. В средней группе знакомятся с государственной символикой: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывают уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
2.2. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы
Цикл занятий по ознакомлению с родным городом проводятся в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины.
Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Педагогами широко используются следующие образовательные технологии:
- игровые методы и приёмы,
- проектные,
- проблемно-поисковые.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности широко используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность включаются беседы о родном городе, городах России, животных, родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций организацию выставок предметов детского творчества.
- Взаимодействие с семьями воспитанников
В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
- Участие в создании, пополнении в группах мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Создание собственного герба семьи;
- Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Экскурсия детей с родителями к мемориалам нашего города, посвященным участникам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн в Афганистане и Чечне;
- Посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;
- Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;
- Мини-отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);
- Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам России.
- Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для реализации программы в дошкольном учреждении создана соответствующая развивающей предметно-пространственная среда.
Уголок | Оборудование |
Русская изба | Домашняя утварь, утюги угольные, самовар, куклы в русских костюмах, ухват, чугунки, валек, народная игрушка, икона, вышивка и др. |
Мини-музеи в групповых комнатах | Младший возраст: «Курочка - рябушечка», «Коровушка-буренушка», «Народные промыслы» Средний возраст: «Моя Родина - Россия», Старший возраст: «Куклы из бабушкиного сундука», «От полюшка до хлебушка», «Бабушкин чуланчик», «Россия – родина моя» (состоит из отдельных экспозиций «Я помню! Я горжусь!», «Мой родной край») |
Уголок сюжетно-ролевых игр | Кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; выносные атрибуты для игры - социализации «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую» и др.; куклы в народных костюмах, игрушечные дикие и домашние животные; наборы старинной кухонной посуды, утюги и др.; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения. |
Уголок театрализации | Театр настольный, ширма для театрализации и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; книги |
Книжный уголок | Стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; книги по программе, любимые книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. |
Уголок творчества | Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; школьные мелки для рисования на доске и асфальте. |
Уголок природы | В группе находится комнатные растения; ведется наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Альбомы с растениями нашего края, «Рыбы наших озер», «Наши леса и их обитатели», «Красная книга Новосибирской области» |
3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы
Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется во вторую половину дня.
Возрастная группа | Периодичность | Время |
Средняя | 1 раз в неделю | 20 мин. |
Старшая | 1 раз в неделю | 25 мин. |
Подготовительная к школе | 1 раз в неделю | 30 мин. |
Тематическое планирование образовательной деятельности
Средняя группа
№ | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность взрослого и детей |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Что такое детский сад? | Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе. | Беседы о детском саде, работе взрослых. Подвижные и дидактические игры «Давайте познакомимся», «Назови себя», «Что есть в нашей группе», «Ищем клад», «Ручеек», «Клубочек». Пословицы и поговорки о дружбе. |
2 | Труд взрослых в детском саду | Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить знания названия профессий сотрудников детского сада. | Беседы о дружбе, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, беседы с ними, игры с матрешками. Пословицы о труде. |
3 | Мой дом | Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказать о нем своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека. | Беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, фотовыставка «Я дома». Рисование на тему «Мой дом». Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» |
4 | Моя семья | Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье. | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе, фотовыставка «Моя семья». Дидактические игры «Я люблю», «На кого я похож», «Давайте познакомимся». |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Осенние приметы | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, побуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между Беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, чтение стихотворений об осени, рисование осенних ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Уточнить представление об осени как времени года. | Беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, чтение стихотворений об осени, рисование осенних листочков, лепка овощей и фруктов. Дидактические игры «Что растет на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает». |
2 | Осень на участке детского сада | Сформировать у детей представление об осени как времени года, о приметах осени, сделать акцент на красоте и 3разнообразии родной природы, учить любоваться красотой осенней природы, формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада. | Беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность (наблюдение за ветром), знакомство с названиями деревьев, наблюдение за птицами, составление осенних букетов. Подвижная игра на прогулке «Ворон и зайчата». |
3 | Осень в русском лесу | Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным. | Беседы о красоте осеннего русского леса, рассматривание иллюстраций осеннего леса, загадки о животных русского леса, загадки о животных, дидактические игры «У кого какой домик». Экскурсии в лес с родителями, «Фотовыставка «Мы в лесу», рисование, лепка грибов. |
4 | Осень, осень, в гости просим | Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. | Развлечение для родителей и детей (проводится в форме осенней ярмарки). Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев. Конкурсы, игры, викторины. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Родной город | Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю. | Беседы о малой родине, рассматривание альбомов с видами родного города. Фотовыставка «Мое любимое место в городе». Прослушивание стихов о родине. Дидактическая игра «Кто где живет», «Кто кем работаем» |
2 | Достопримечательности родного города | Закрепить название родного города, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: набережная, цирк, музей, памятник и т.д. | Беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций с видами родного города. |
3 | Русская матрешка | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире. | Рассматривание и игры с матрешками. Загадки про матрешку, разучивание стихотворений. Рисование «Матрешка» (раскрашивание трафарета). |
4 | Дымковские игрушки | Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. | Рассматривание и игры с дымковскими игрушками. Загадки про дымковские игрушки. Рисование «Козлик» (раскрашивание трафарета). |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Зима на участке детского сада | Познакомить детей с первыми признаками зимы в России, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой русской природы. | Беседы о приметах зимы, целевая прогулка, наблюдения в природе, наблюдения за зимующими птицами, подвижные зимние игры на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений о зиме. Фотовыставка «Зимние забавы». Рисование снежинок, зимнего дерева. |
2 | Приметы зимы, зима в родном городе | Расширять представление о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. | Беседы о русской зиме, рассматривание иллюстраций зимних городских пейзажей. Дидактические игры «Что надеть зимой», «Назови зимние игры». Опытно-экспериментальная деятельность со снегом |
3 | Зимние забавы | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, закрепить название родного города. | Беседы о зимних забавах, подвижные игры на прогулках, загадки про зимние игры, рассматривание картины В. Сурикова «Взятие снежного городка» Рисование, лепка снеговика. Дидактическая игра «Когда это бывает?». |
4 | Зима в лесу | Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания о зимовке зверей, птиц. | Беседы о зимних приметах, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника». Подвижная игра «Зайцы в лесу». Рисование «Зимнее дерево», «Снегопад». Труд на участке детского сада: расчистка дорожек, постройки из снега. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Зимующие птицы нашей области | Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, закреплять и расширять знания о способностях птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам. | Беседы о зимующих птицах средней полосы, рассматривание иллюстраций. Прослушивание стихотворений о птицах, изготовление кормушек, наблюдение за зимующими птицами, чтение стихотворений о птицах. |
2 | Поможем птицам | Вызвать в детях гуманные чувства, умение сопереживать зимующим птицам, развивать у детей представления о способностях животных приспосабливаться к сезонным изменениям в природе | Беседы о тяжёлых временах для птиц, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек для зимующих птиц. дидактические игры «Назови птицу», «Чей хвост». |
3 | Как животные готовятся к зиме? | Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить название жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. | Беседы о диких животных русского леса, рассматривание иллюстраций, загадки про лесных животных, придумывание сказок о диких животных. Дидактические игры «Узнай животное», «Кто где живет», «Чьи припасы». Рисование «Лиса», «Ежик», лепка «орешки для белочки». |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Город - село | Познакомить детей с понятием город и село. Учить находить различия: в городе многоэтажные дома, много улиц, разнообразный транспорт. В селе – одноэтажные дома, мало улиц, мало транспорта. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе. Воспитывать уважение к труду людей села. | Рассматривание иллюстраций с изображениями улиц села и города. Дидактическая игра «Город – село». Чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, городе. |
2 | Транспорт родного города | Закрепить знания разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина. | Беседы о городском транспорте, рассматривание картинок с изображением транспорта, загадки про транспорт. Дидактические игры «Светофор», «а чём едем, летим, плывём?» Рисование «Самолёт», «Корабль» |
3 | Труд взрослых в родном городе | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». | Беседы о труде взрослых в родном городе, составление рассказа о труде родителей. Пословицы, поговорки, стихи о родине, загадки о профессиях. Фотовыставка «Мама и папа на работе», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий. Рисование «Кем я хочу стать». |
4 | День защитников Отечества Разучивание стихов, песен, инсценировок. | Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Уточнить представление о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. | Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОв. |
МАРТ | |||
1 | Моя родина – Россия | Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом. | Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине. Выставка рисунков «Моя Родина». |
2 | Государственные символы России – флаг | Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу, умение называть флаг России, знать назначение государственного флага. | Рассматривание иллюстраций государственного флага РФ. Аппликация «Флаг России». Дидактическая игра «Узнай наш флаг». Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть флаг России. |
3 | Государственные символы России – герб | Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба, показать тесную связь современной государственной символики с фольклорным и народным декоративно – прикладным искусством. | Рассматривание изображений государственного герба на монетах, документах. Дидактическая игра «Узнай наш герб». |
4 | Государственные символы России - гимн | Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ | Прослушивание государственного гимна РФ |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Весна | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. | Целевая прогулка. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Весной прилетают». Чтение стихов и художественной литературы о весне. Наблюдение за ростом рассады овощей. Рисование «Весна пришла». Выставка детских рисунков. |
2 | Весна в лесу | Познакомить детей с изменениями в лесу весной, обобщить и систематизировать знания о существенных признаках весны, об основных весенних явлениях в лесу, учить устанавливать связь между живой и неживой природой, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна». | Беседы о весенних приметах, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа Ю.Коваля «Зяблик», художественная литература о весне, загадки, стихи. Рисование «Весеннее дерево». Дидактические игры «Летает – не летает», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что в лесу растет», «Кто в лесу живет». |
3 | Весна на участке детского сада | Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, название перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна». | Целевая прогулка, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов о весне, народные приметы о весне, опытно-экспериментальная деятельность на игровом участке, пускание корабликов, наблюдение за птицами. Подвижные игры «Горелки». Музыкальное развлечение ко Дню Земли (22 апреля) |
4 | Времена года | Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой | Рассматривание иллюстраций, выставка иллюстраций «Времена года», прослушивание стихотворений, художественной литературы, и многообразием. загадок о временах года. Дидактические игры «Когда это бывает», «Найди ошибку». Выставка детских рисунков. Работа на детском огороде. |
МАЙ | |||
1 | Экскурсия в краеведческий музей «Это всё моё родное – это родина моя» | Закрепить понятие «малая родина», название родного города, формировать у детей чувство любви к своему родному краю. | Целевая экскурсия Беседы о малой родине, рассматривание альбомов с видами родного города. Фотовыставка «Мое любимое место в городе». Прослушивание стихов о родине. |
2 | Этот славный день Победы | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. | Экскурсия к мемориалу, возложение цветов, встречи с ветеранами, рассматривание иллюстраций, беседы о подвигах людей во время Вов. |
3 | Времена года | Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой | Рассматривание иллюстраций, выставка иллюстраций «Времена года», прослушивание стихотворений, художественной литературы, и многообразием. загадок о временах года. Дидактические игры «Когда это бывает», «Найди ошибку». Выставка детских рисунков. Работа на детском огороде. |
4 | Итоговый педагогический мониторинг в рамках программы | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе | Беседы с детьми. Дидактические игры «Когда это бывает», «Узнай профессию», «Что где растет», «Кто где живет», «Домашний адрес», «Узнай наш флаг, герб», «На чем мы поедем в гости», «Радиоэфир», «Летает – не летает» |
Старшая группа
№ | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность взрослого и детей |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. | Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. |
2 | Моя улица | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуар, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. | Беседы о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения. Рисование «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице...» Сюжетно-ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада. |
3 | Дома бывают разные | Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дороги. Обогащать словарь: многоэтажный дом. | Беседы о доме, целевая прогулка. Чтение стихотворений, художественной литературы. Рисование «Мой дом». Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом». Сюжетно-ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада. |
4 | Городские здания | Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин. | Беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские здания. Дидактические игры «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом». |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Городские здания дом | Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. пополнять словарь детей: бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, филармония, художественный музей, художник, композитор. | Беседы о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое-нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование «Моё любимое место в городе» |
2 | Золотая осень | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить с поэтическими представлениями русского народа об осени. | Беседы об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени. Народные приметы об осенних месяцах, пословицы и приметы погоды. Составление осеннего букета в группе. Дидактические игры «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла». |
3 | Зачем нужна деревня? | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры «Город – деревне», «Деревня – городу», «Кто живет в деревне». Рисование «Деревенский дом». |
4 | Осенины | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку. | Утренник для родителей и детей в фольклорном стиле. Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Путешествие на почту | Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг и другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес. | Беседы о средствах связи людей в разных городах, рассматривание иллюстраций, экскурсия на почту, чтение произведений Н.Носова «Телефон», С.Михалкова «Почта», загадки. Сюжетно-ролевая игра «На почте», «Отправим письмо», «Телефон». |
2 | Книжкин дом | Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации. рисование иллюстраций к любимой книге. | Беседы о книге, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, ремонт книг в группе, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, трудовые навыки. |
3 | Наземный пассажирский транспорт родного города | Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, маршрутное такси и т.д. | Беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт. Рисование «Транспорт», аппликация «Автобус» и т.д. Дидактические игры «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт». |
4 | Воздушный транспорт | Поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации. Воспитывать чувство гордости за свой край. Пополнить словарь детей: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер. | Беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков. Рисование «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно-ролевая игра «Самолет». |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Водный транспорт | Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь детей: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал. Воспитывать чувство гордости за свой край. | Беседы о профессиях на транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт. Рисование «Теплоход на реке». Сюжетно- ролевая игра «На корабле». Дидактическая игра «Закончи строчку». |
2 | Железнодорожный транспорт родного города | Закреплять у детей представления о разных профессиях, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город. | Беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Поезд». Дидактическая игра «На чем едем, летим, плаваем» |
3 | Новый год у ворот | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Италия, Германия и др. | Беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Рисование «Новогодний подарок» |
4 | Новогодний праздник | Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Утренник для родителей и детей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних подарков для родных. разучивание стихов, песен, танцев. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Прошлое родного края | Познакомить детей с историей заселения Барабы, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. | Беседы об историческом прошлом Барабы, рассматривание иллюстраций. Знакомство с костюмом, с предметами быта, жилищем коренных народов Барабы. Экскурсия в краеведческий музей. |
2 | Герб моего города | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассмотреть иллюстрации герба родного города. |
3 | Мой город | Расширить знания детей о родном городе, полученные в средней группе. Познакомить с историей возникновения города, его названия, постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны. | Экскурсии по городу, чтение стихов о Барабинске. Беседа о родном городе. Экскурсия в краеведческий музей. |
4 | Мы – россияне | Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя родина». |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Растительный мир родного края | Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы | Беседы о растения родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек. Дидактические игры «Какие растут деревья», «Какие бываю кустарники», «С какого дерева листок» |
2 | Лекарственные растения родного края | Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства. побуждать детей восхищаться красотой родной природы. познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях. | Беседы о природе родного края, рассматривание лекарственных растений, загадки про растения. Дидактическая игра «Зелёная аптека». |
3 | Животный мир родного края | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения | Беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных. Дидактические игры «У кого какой домик», «Узнай по описанию». |
4 | День защитников Отечества | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | Утренник для родителей и детей «День защитников Отечества». разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап и дедушек. чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время ВОВы. |
МАРТ | |||
1 | Мама – первое слово | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику, фотоальбома «Вот какие мамы». Дидактическая игра «Какая моя мама». |
2 | Мы – россияне | Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя родина». |
3 | Россия – наша родина | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятием большая и малая Родина. | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о родине, рассматривание иллюстраций с видами разных городов России. |
4 | Государственные символы России: герб, флаг, гимн | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. | Рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация «Наш флаг». Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». |
АПРЕЛЬ | |||
1 | «Жаворонки» | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны. | Занятие-развлечение для детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною». |
2 | О творчестве А.С.Пушкина | Познакомить детей со знаменитым соотечественником. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениями. | Рассматривание репродукций портретов А.С.Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование «Сказки Пушкина». |
3 | Москва – столица нашей Родины | Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства. | Рассматривание иллюстраций с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших правительство в Москве, о столице. Фотовыставка «Моя Москва». |
4 | Город – герой Москва | Познакомить детей с обороной Москвы в годы ВОв, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов. | Прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Москве в годы ВОв. Выставка рисунков «Москва во время войны». |
МАЙ | |||
1 | 9 Мая – День Победы | Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважения к ветеранам ВОВ. | Разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов, чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОв. |
2 | Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России» | Обобщать и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, название народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | Викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». |
3-4 | Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Беседы с детьми. Дидактические игры. |
Подготовительная группа
№ | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность взрослого и детей |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе | Определение первичного уровня знаний детей о Родине. | Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. |
2 | Мир вокруг нас | Формирование у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. | НОД, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом. Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет». Подвижные игры детей разных стран. |
3 | Разноцветные люди | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. | НОД, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка «Разноцветные дети». Дидактическая игра «Иностранец». Подвижные игры детей разных стран |
4 | Наша страна - Россия | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закреплять название родной страны «Россия». | НОД, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина». |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Как жили славяне | Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. | НОД, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц, поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. Фольклорный праздник. |
2 | Богатыри земли | Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. | НОД, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской». Театрализованные игры |
3 | Русские народные промыслы | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | Беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры и дымковскими, каргопольскими, калининскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. |
4 | Климатические зоны России | Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | НОД, знакомство с географической картой России. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова». |
НОЯБРЬ | |||
1 | Жизнь людей на Севере | Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере; с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях. | НОД, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование. |
2 | Русский лес – чудесный лес | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой русской природы. Воспитывать патриотические чувства. | НОД, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека». |
3 | Что такое заповедник | Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. | Беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России». |
4 | Голубые реки России | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. | НОД, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций. Рисование «Озеро-сказка». Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Какие народы живут в России | Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества. | НОД, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ. |
2 | Государственные символы России – флаг, гимн | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | Беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
3 | Государственный символ России - герб | Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным искусством. | Беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб». |
4 | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ | Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятие «гражданство», «гражданин». | Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с конституцией России. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн». |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Мой город Барабинск | Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Расширить знания детей об истории края. Воспитывать любовь к малой родине. Познакомить с гербом Барабинска. Дать некоторые сведения об истории России. | Экскурсии по городу, чтение стихов о Барабинске. Беседа о родном городе. Дидактическая игра «Узнай герб по описанию». |
2 | Знаменитые россияне | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. | Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов. |
3 | Знаменитые спортсмены России | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать их уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны».Объяснить детям, что значит слово «патриот». | Беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах. Чтение стихов. Подвижные, спортивные игры на улице. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Главный город нашей страны | Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр видеофильмов, фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков. |
2 | История Московского кремля | Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля. | Рассматривание иллюстраций про древнюю Москву. Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему «Древняя Москва». Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль». |
3 | Города России | Познакомить детей с такими городами России как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. | Рассматривание иллюстраций с видами городов, фотовыставка «Города России». Чтение литературных произведений о городах России. |
4 | День защитников Отечества | Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. | Праздник «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных. |
МАРТ | |||
1 | Знаменитые земляки | Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Беседы о знаменитых земляках, прослушивание литературных произведений, экскурсии, целевые прогулки. Рисование «Моя профессия» |
2 | Масленица | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. | Развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы. Рисование «Встреча весны» Спортивные состязания. |
3 | Малая Родина - Барабинский район | Расширить знания о Барабинском районе, дате его образования и юбилейных вехах. Закрепить знания об истории его образования, флаге и гербе. | Рассматривание иллюстраций о Барабинском районе. Изучение флага, герба. Беседы об истории Барабинского района. Экскурсии в краеведческий музей |
4 | Главный город Новосибирской области | Познакомить с историей города Новосибирска, его достопримечательностями, памятниками, промыслами, гербом и флагом. Сообщить сведения о происхождении названии города. Формировать восприятие Новосибирска как части большой страны. | Беседы о Новосибирске, рассматривание иллюстраций с видами Новосибирска, чтение литературных произведений о Новосибирске. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Флора и фауна родного края | Уточнить представление детей о животном и растительном мире родного края. | Экскурсия в краеведческий музей, беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. |
2 | Голубые реки России | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. | НОД, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций. Рисование «Озеро-сказка». Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей. |
3-4 | Многонациональная родина | Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны. | Экскурсия в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов. Чтение стихотворений, литературных произведений. Подвижные народные игры |
МАЙ | |||
1 | День Победы | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Формировать чувство уважения к людям военной профессии. Воспитывать патриотические чувства. | Экскурсия к мемориалу, возложение цветов, встречи с ветеранами, беседы о подвигах людей во время ВОв. Рисование «День Победы». |
2 | Мы – патриоты | Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Итоговое занятие-викторина, чтение литературных произведений о Родине, разгадывание кроссвордов. Выставки детских рисунков, фотовыставки. Дидактические игры. |
3 | Итоговая диагностика по программе | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Беседы с детьми. Дидактические игры. |
- Сетевое взаимодействие с социумом
Реализация Программы предусматривает сетевое взаимодействие с Краеведческим музеем, Библиотечным отделом, военно-патриотическим клубом «Юный пограничник» имени героя России Разумовского Д.А.
- Кадровые условия реализации Программы
Осуществление образовательной деятельности осуществляют педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, в рамках сетевого взаимодействия привлекаются методисты библиотечного отдела, краеведческого музея, руководитель ВПК «Юный пограничник».
Педагогическая диагностика в рамках программы
Педагогический мониторинг в рамках программы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.
Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:
1 балл – навык не сформирован,
2 балла – навык сформирован частично,
3 балла – навык сформирован.
Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка содержания программы. Методики педагогической диагностики:
−изучение продуктов детского творчества;
− наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;
− беседы по темам программы.
Средняя группа:
- Блок «Родная семья»
- Блок «Родная природа»
- Блок «Родной город»
- Блок «Родная страна»
Блок «Родная культура»
- Старшая и подготовительная к школе группы:
- Блок «Родная природа»
- Блок «Родной город»
- Блок «Родная страна»
- Блок «Родная культура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Блок « Я и моя семья» для детей 3-4 лет
Рабочая программа по гражданско-птриатическому воспитанию детей 3-4 лет...
Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"
Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...
Патриотическое воспитание дошкольников "Мы живем в России"
Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантн...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формир...
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Я живу в России "
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собст...
ОД по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Государственные символы России – флаг, герб, гимн» для детей старшей группы 5-6 лет
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Обобщить знания о...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия – это я.»
Программа «Россия – это я» предназначена для организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Программа «Ро...