Патриотическое воспитание дошкольников "Мы живем в России"
статья (старшая группа) на тему

Коровина Анна Ивановна

Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой  привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантное отношение к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_my_zhivem_v_rossii.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Воспитатель высшей кв. категории

Коровина А.И.

Патриотическое воспитание дошкольников

"Мы живем в России"

«Что такое патриотизм?».

    Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой  привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантное отношение к другим людям.

   Патриотизм – это воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

   Патриотизм – это знание истории своей страны, народа. Это – преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.  

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

   В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса   воспитания патриотизма дошкольника.  Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственно-патриотического воспитания. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Быть патриотом – это чувство у дошкольника формируется постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду,  к родным местам, родной стране.

 В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать душу ребенка возвышенными человеческими  ценностями, зародить интерес к истории России. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание, физическое развитие.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания, в процессе работы по патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Наблюдения в окружающем мире  обогащают и стимулируют детское художественное творчество. Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты.

 В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые  ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал отечество, чувствовал ответственность за свою родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, отношения в детском коллективе, образ жизни в семье, ведь формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которая не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности, должен соблюдаться принцип совместной деятельности воспитателей и семьи.

   В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям, как  « Отечество», «долг перед Родиной» и т. д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Взрослые должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга  и гордости.

Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения в семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Предметно – развивающая среда в детском саду должна быть структурирована с учетом интересов и потребностей ребенка, предоставлять возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно - развивающей среды,  обладающей разносторонним потенциалом активизации способствует включению ребенка в образовательный процесс, ориентиром в патриотическом воспитании становятся: игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Основной формой работы по патриотическому воспитанию являются тематические занятия: беседы о Родине, о родном крае, о природе родного края, о хороших людях, о «Защитниках Отечества», «Мы гордимся своими земляками», в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Соответствующий подбор песен и стихов для разучивания. Вечера развлечений «День защитника Отечества», «Богатырская наша сила» и т.д.

Чтение художественных произведений на патриотические темы – о войне, о Родине, о Победе.

   «Почему в дни Великой Победы у всякого человека, любящего Россию, ее прошлое и настоящее, так бьется сердце в груди? Почему сами собою, непроизвольно, наворачиваются слезы при звуках военных маршей и песен той, казалось бы, такой далекой, навсегда ушедшей эпохи? Потому, что Родина живет в душе каждого, кто рожден на этой земле. Думой мы вместе с тем поколением наших отцов и дедов, которые « положили» свои жизни во имя Победы. Тема патриотического воспитания чрезвычайно важна сегодня для нашего Отечества. Сегодня нам нужно возродить великую Россию, воспитывать молодое поколение патриотов на примерах святых защитников Родины. Дети должны знать, какой ценой завоевана Великая победа,  и их счастливая мирная жизнь на Земле.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С. Михалков)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию " Мы живем в России"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию проектной деятельности  по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста . Презентация включает в ...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "Я ЖИВУ В РОССИИ. Я - ЧАСТИЦА ЯРОСЛАВИИ"

Представлен проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Я живу в России!"...

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"

Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"

Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Мы живем в России"

Педагогический проектпо образовательной области «Познание»с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно-...

Конспект физкультурного досуга с элементами патриотического воспитания «Мы живем в России»

Цель: Воспитание у детей  патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.  Программное содержание: Формировать  у детей представление о России , как о родной стране, закрепить н...