Инновационно-экспериментальная деятельность
методическая разработка (старшая группа)

Максимова Оюна Доржиевна

Проект "Биракан" (с эвенкийского Ручеек) направлен на этноэкологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_birakan.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Курумканское управление образования

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аллинский детски        й сад «Хараасгай»

Проект

«Экологическая тропа «Биракан (с эвенк. речка)»

Автор:

Максимова Оюна Доржиевна,

Заведующий МБДОУ

 Аллинский детский сад «Хараасгай»

Алла, 2016 г

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Информационная карта  проекта…………………………………………...8
  3. Паспорт проекта……………………………………………………………17
  4. Реализация проекта………………………………………………………...23
  5. Литература …………………………………………………………………32
  6. Приложение………………………………………………………………...34

Введение

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, парка могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.)..

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Посади дерево в детском саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами. На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках  в Парке, находящегося от детского сада в 50 метрах. В Парке предусматриваются осенне-весенние работы по благоустройству, наблюдение, проектно-исследовательская  деятельность детей, педагогов, родителей. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении «Биракан» является актуальной.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного села, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы

  • Дидактические игры

  • Проведение наблюдений за объектами природы

  • Подвижные игры

  • Проведение праздников

  • Организация экскурсий по экологической тропе

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

  • Чтение произведений о животных и растениях

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

  • Составление сказок

  • Оформление материалов проекта

Информационная карта проекта

Структуризация проекта

Название проекта

«Биракан» с эвенк.яз.ручеек

Автор проекта

Максимова Оюна Доржиевна

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании РФ»
  • Экологическая доктрина Российской Федерации
  • Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех».
  • Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014).
  • "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13" (утв. постановлением Главного  государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);  
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ

  • Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.
  • Формирование и развитие экологического сознания и поведения воспитанников.
  • Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе  всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных воспитанников, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования.

Применяемые технологии

  • Технология взаимного обучения
  • Технология проектного обучения
  • Диалог бурятского, эвенкийского, русского культур
  • Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
  • Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)
  • Интегрированные технологии
  • Технология портфолио

Формы работы

  •    Интегративные
  •    Коммуникативные
  •    Активные
  •    Использование ИКТ

Доминирующая деятельность

  •    Самостоятельная деятельность детей
  •    Информационная
  •    Проектно-исследовательская
  •   Практико-ориентированная

Форма организации

  • Групповая

Учебно-методическое оснащение

  • Научная литература
  • Методическая литература
  • Нормативно-правовые документы
  • Энциклопедии  

Информационное оснащение

  •   Печатные источники
  •   Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Биракан»

Аксиологический -предусматривает формирование  навыков  экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья   человека  от  состояния   окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования.

Когнитивный - предусматривает получение детьми знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение  в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологизация сознания – это процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении значимых задач относительно проблемного характера.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

Паспорт Проекта

Название Проекта

Экологическая тропа  «Биракан»

Обоснование актуальности Проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках в Парке.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

Методологический базис Проекта

Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?

Цель Проекта: создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности  будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
  • будет создан Парк, где дети изучают непосредственно растения, животных, птиц.
  • экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования;
  • будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;
  • разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • сделать выводы по результатам реализации проекта;
  •  формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;
  • изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;
  • исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;
  • развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, познавательной, игровой);
  • изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт- (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин).

Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГОС ДО;
  • в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
  • в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ и Парка на модульно-компетентностной основе;
  • в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий,  игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.

Участники

Воспитатель, дети, родители

Срок реализации

Осень, зима, весна, лето

(с сентября по июнь месяцы)

Функции проекта

Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания.

Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего).

Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира.

Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста.

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, чтение художественной  литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.

Предполагаемые результаты

  • повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
  • у детей сформирован  устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
  • формирование  у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
  • дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.


Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки как в группе, на участке детского сада,  так и в Парке, находящегося в 50 метрах от ДОУ:

Цветник

Кустарники

Деревья

Птицы

Луг

Перспективный план по маршруту экологической тропы

(разработан для старшей разновозрастной группы)

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: ромашка, георгины, астра, и др.

«Кустарники»

«Деревья»

-закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;

шиповник;

берёза;

ель;

сосна,

тополь.

«Птицы»

-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к  природному сообществу луга.

-лекарственные растения

- ядовитые растения

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,
  • вживание в игровую ситуацию,
  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме, использование ИКТ.

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Познавательная беседа

«Золотая осень»

«Весна пришла»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках осени, весны

1 неделя  сентября, апреля

Наблюдение за осенними явлениями

Наблюдение за первоцветами в цветнике

Дать представления об осенних явлениях природы

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

2 неделя сентября

2 неделя марта

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»,«Листья», «Грибы»

Закрепление знаний об увядании растений, сбор даров осени

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

3 неделя сентября

3 неделя марта

Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

4 неделя сентября

4 неделя марта

«Осенний лес» поделки

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)

Обучение детей передавать  характерные особенности осенних листьев, конкурс поделок.

 цветов, используя технику оригами.

Развитие воображения

1 неделя октября

1 неделя апреля

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями осенью, весной

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

2 неделя октября, апреля

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

3 неделя октября, апреля

Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация  словаря и словаря признаков

4 неделя октября, апреля

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений

1 неделя ноября, мая

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта  «Экологическая тропа»

2 неделя ноября, мая

 «Зимний коллаж»,«Праздник весны»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

3 неделя ноября, мая

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида

4 неделя ноября, мая

Наблюдение за птицами на территории д/c. Изготовление кормушек, прикорм в зимнее время.

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

1 неделя декабря, марта

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

2 неделя декабря, марта

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

3 неделя декабря, марта

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного  можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации

4 неделя декабря, марта

Беседа  «Как зимуют птицы»

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года

2 неделя января,

1 неделя  апреля

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

3 неделя января,

2 неделя апреля

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки», народные игры

Развитие способности к имитации движений, координации движений

4 неделя января,

3 неделя апреля

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

1 неделя мая

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер», работа в Парке: проектно – исследовательская деятельность

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

2 неделя мая

Наблюдение за насекомыми. Проект

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят. Проект

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

3 неделя мая

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

4 неделя мая

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга». Проект

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

1 неделя июня

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

1 неделя июня

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка»

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию

2 неделя июня

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник»

Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые»

3 неделя июня

3 этап. Итоговый

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Путешествие по экологической тропе (итоговое)

Обобщение  знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

1 неделя июня

Выставка детских рисунков

Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

2 неделя июня

Оформление фотогазеты

Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции.

3 неделя июня

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.

Анализ результативности поставленных задач

4 неделя июня

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Скоролупова О. Основная образовательная программа, 2014 г
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2013г
  4. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / подред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.
  9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  11. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  12. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей  группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  13. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детскомсаду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности

ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...

ИННОВАЦИОННАЯ/ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В детском саду  муз.рук-лем разработана и апробирована программа ансамбля "Веснушки" - новое направление в дошкольной жизни.  В нём занимаются дети старшего дошкольного возраста....

Инновационная/экспериментальная деятельность

Проект: Студия "Мульт.ТВ "РОСИНКА"Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоционально...

Материал по теме:Инновационная /экспериментальная деятельность.

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного обр...

Инновационная/экспериментальная деятельность

В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на занятиях.  Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии....