Статья " Семейская сказка в театральной деятельности детей" (Сценарии сказок)
статья (подготовительная группа)

Слепнёва Елена Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Бичурский район»

Дошкольное бюджетное образовательное учреждение -  детский сад «Подснежник»

                 Семейская сказка в театральной деятельности детей

(Сценарии сказок)

Слепнева Е. А.

 

С. Бичура 2018 год

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение

Использование  детской хрестоматии из УМК «Цветок в янтаре», в работе с детьми побуждает интерес  устному народному творчеству, способствует развитию речи через театрализацию составленных сказок с элементами семейской жизни.  Работа ведется непринуждённой форме и детям нравится. В моей группе очень разные дети, есть непоседы которым можно дать несколько ролей и со всеми справятся. А есть и такие которые стесняются, плохо говорят. В своей работе я использую приемы сотрудничества, когда одну роль играют дети с разным темпераментом. Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев знакомых сказок.

В основе моей деятельности лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Учитываю желание детей в распределении роли, выборе элементов для костюма, гендерный подход.

В театральном уголке, есть разные виды театра с элементами семейской культуры (настольный, пальчиковый, кукольный театр, театр на лопатках, театр масок), магнитная доска, театральная ширма.  Имеется уголок ряженья где дети с удовольствием переодеваются в семейскую одежду. Вместе с детьми были поставлены спектакли по составленным сказкам на семейский лад «Репка», «Три медведя», «Теремок».        

Внедряя в свою работу УМК «Цветок в янтаре» в разделе «Устное народное творчество» задалась целью составить сказки по годовым праздникам семейских Забайкалья и использовать в них элементы семейского говора, быта. У семейских двенадцать годовых праздников, самые большие из них –это «Пасха», «Рождество» «Крещение» «Троица», «Покров» …….

Для этого мы с детьми посетили музейный класс, где познакомились с семейскими бытом, посудой, орудиями труда.  

Составленная сказка «Золотое яичко» рассказывает о великом празднике «Пасха», следующая сказка называется «Рождественский пирог» о «Рождестве Христове» (см приложение)

Родители нашей группы являются, непосредственными участниками воспитательного образовательного процесса всегда оказывают, нам помощь в постановке сказки, учат с детьми роли, шьют костюмы, изготавливают маски.

 Накопленный опыт по использованию сказок на семейский лад поможет педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста в приобщении к культуре и истории семейских Забайкалья.  

Сказка - «Рождественский пирог»

Действующие лица:

  1. Дед.
  2. Бабушка.

Сцена 1.

-Жили были дед Петр да баба Марфа.

Утро: (дет спит, подходит баба)

Баба: - Ну уставай дед. я квашню поставила. а ты вали рыбы поймай, хочу рыбный пирох спечь к «Рождеству»

Дед: Чо ворчишь старая, чичас встану, сани запрягу и поеду за рыбой

(Дед запрягает сани, а баба уходит в избу).

Сцена 2.

Баба: вот и квашня уже подошла, а деда ишо нет. Пойду пока ляпешек напяку.

 (Проходит время. Дед возвращается с рыбалки на санях. Дед наловил целый воз рыбы. Едет по дороге и видит на дороге лисицу.

слезает с саней и подходит к лисе, трогает её, а лиса даже не шевелится. Лиса лежит на дороге и одним глазом подсматривает за дедом)

- Ой чо ето батеньки такое не уж то лиса — вот энто удача! Вот энто подарок старухе! – (громко проговорит дед и перелаживая лисицу с дороги в сани.

Дед залез в сани и поехал дальше, а лиса тем временем очнулась и давай рыбу из саней выбрасывать.)

.

Сцена 3.

(Дед приехал на санях домой. Радостный дед слезает с воза и направляется к бабке, которая встречает его у двери избы с лепешками.)

- Ну, бабка ты моя, - сказал дед, - я тебе такой воротник на шубу привёз, что вся деревня ахнет!

Баба: - а где он?

Дед: - Да тама, в санях глянь: лежить и рыба, и воротник.

(Баба подходит к саням, а там ничегошеньки нет! И начала она ругать деда)

Баба - Ах, ты, обмануть меня решил! Ты даже рыбу не соизволил наловить!

Дед: (почесывая затылок) ни чо не пойму рыба и воротник куда все делось?

- Ах лиса плутовка обманула старого, увижу я ей задам.

Баба: Но ни чего дед пойдем чай с лепешками пить, рыбу на пирог завтра поймаешь.

Сказка- «Золотое яичко».

Декорации: домик, скамейка, яйцо, самовар на подсамоварнике, корзинки с яйцами, и полотенцем, валенок.

Выходит дед и садится, кряхтя, на скамейку:

-Эка сёдни браво солнышко печеть! Посяжу, косточки погрею!

Мимо идут соседки:(как бы разговаривая друг с другом).

Дед (приподнимая шапку, кланяется): Христос воскресе, соседушки!

Соседки(вместе, остановились, поклонились деду):Воистину воскресе, Егор Калинович!

Соседки (подходят и по очереди «целуют» троекратно деда и обмениваются с ним крашеным яичком) :В церкву, Егор  Калинович, иттить пора!

Дед: Дык, чаво-то мне сёдни занеможилося,

Ой,чаво-то худо мине,

Чо-то хрумкаить у спине.

Лучче я пасяжу на завалинте,

Да пачиню-ка сибе валенти.

(берет в руки валенок и рассматривает его).

1 соседка: Глянь-ка, глянь-ка, у соседка, эвон Егориха идеть.

Ишь, цельную корзину старику сваму несёть.

2 соседка: Эва, будеть тута потеха,

Погоди сваття, постой.

У Егорихи харахтер ить прямо скажем усеем – крутой!

(хихикают и уходят, как-бы разговаривая).

Входит Бабка с корзинкой, накрытой полотенцем, ставит ее на пол, всплескивает руками: Ишшо вазьмися!

(отбирает и откидывает валенок, хлопает себя по запану):Паря, батюшки – светы! Чаво же ты дурень старый, пень корявый, у празник  надумал_-валенти подшивать! У праздник люди добраи к друх друху в гости ходють! А ты?

Дед:Чаво расшумелась, как воробишки перед дожжом.

Баба: (показывает в руке яйцо) Дык, матри, чо нашла. Видать вчерась наша курица пеструха под кустом снеслась!

Дед:Ну, паря, сняслась –како –тако важно дело,

Ты , чо, бабка, обалдела?

Бабка:Дык, яйцо –то непростое,

Глянь-ка, старый, золотое!

Дед (рассматривает, царапает пальцем, удивляется):Золотое! У самом деле!

Мы с тобой разбогатели!

Раздается стук в дверь, бабка с дедкой в испуге замирают, бабка прячет руки с яйцом под запан: (шепотом)Каво энто нелегкая принесла?

(Кричит в сторону ворот): Нету дома никаво!

Дед:Прячь яйцо скорей ты в печку! Чичас заслонку уберу!(поворачивается к дому ,чтобы идти).

Баба(останавливает егоза рукав):Чо ты, старый, там ить жар!

Дед(показывая): Ну дык под лавку, аль под опечку….

Баба:Лучче спрячем у самовар..(наклоняется к самовару и роняет яйцо, оно катится, дед и бабка за ним, говоря на ходу): Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось…

Обнявшись – плачут.

Входят соседки(при входе крестятся): Здоровати! А мы стучим-стучим..

1 соседка:А вы чо тута сидите?

Али гулять вы не хотите?

Засиделись пади с утра

Ить на улицу пара!

Дед и бабка в голос: Разбили!

2 соседка:Ну чо вы паря затужили,

Ну разбили, так разбили..

Поглядите-ка сюды!

Мы на ярмарке бывали

Да гостинцы покупали

Вот их целая корзинка -не волшебных, золотых,

А красивых, расписных.

Вместе(протягивая корзинку с яйцами): Угостим мы вас на славу,

Детям вашим на забаву!

Баба: Спаси Христос! Гости дорогие, милости  прошу к нашему столу!

Все уходят в дом.

Воспитатель представляет артистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вгостях у сказки" по театральной деятельности в средней группе

Через сказку ребёнок может понять законы общества, в котором он живёт....

Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «В гостях у сказки»

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В статье предложена модель повышения интереса дошкольников  к театральной деятельности  через реализацию проекта "В гостях у сказки". ...

Семейный клуб: "В гостях у сказки" "Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»"

Семейный клуб: "В гостях у сказки"  "Использование театральной       деятельности в работе с неуверенными детьми»"...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»

План по самообразованию воспитателя  на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»...