Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема "Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Программное содержание:
1. Выявить свойства глины и камня. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия (основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа)
2. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
3. Знакомить с вариантами использования камня и глины. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.
Оборудование: мелкие цветные камни, глина, стаканы с водой, деревянные палочки, дощечки с глиной, салфетки.
Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент: пришло письмо от Знайки, в котором он предлагает детям познакомиться с природными материалами и узнать их свойства.
2. Загадки о глине и камне.
3. Лаборатория для знакомства со свойствами глины и камня(опыты).
4. Опыты с глиной и камнями.
5. Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (карточки с изображением предметов, сделанных из глины и камня).
6. Составление композиции из разноцветных камешков на глиняных дощечках (подарок для Знайки).
7. Вопросы воспитателя по выполнению разных композиций на дощечках (индивидуальная работа с детьми).
8. Рефлексия.
Ход деятельности.
Воспитатель:
-Нам сегодня пришло письмо.
-Как вы думаете, от кого? (от Знайки)
-Как вы догадались? (на конверте изображен Знайка. Он часто присылает нам письма.
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! Предлагаю вам познакомиться с природными материалами и узнать их свойства. А с какими, вы узнаете, отгадав загадки».
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)
Воспитатель: - Отгадали верно. Где мы можем узнать о свойствах этих природных материалов? Как?
Дети: - Узнать о свойствах можно в нашей лаборатории. Для этого нужно провести опыты.
(Дети идут в лабораторию группы. На столе для каждого ребёнка-по два стакана с водой. Возле каждого стакана небольшой камень и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания, салфетки).
Воспитатель: - Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он? (твёрдый, холодный, сухой).
-Надавите пальцами на камень. Он изменил свою форму? (нет)
-Попробуйте разделить камень руками на части. Получилось? (нет)
-Почему? (он твёрдый)
-Теперь возьмите глину. Потрогайте её, какая она? (мягкая, пластичная, похожа на пластилин).
-Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму? (да)
- Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось? (да)
- Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать? (да)
- Почему? (глина пластичная).
- Проведём еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в стакан с водой. Его видно в воде? (да)
- Вода изменила свой цвет? (нет)
- Какая вода? (прозрачная)
- Возьмите палочку, попробуйте размешать камень в воде. Надавите на него. Изменила вода цвет? (нет)
- Камень растворился в воде? (нет)
- Возьмите глину. Опустите её в стакан с водой. Что произошло с глиной в воде? (ничего)
- Размешайте глину. Надавите на неё палочкой. Что произошло с водой? (вода стала мутной)
- Глину в воде видно? (нет)
- Почему? ((глина растворилась в воде).
- Где человек использует глину и камень, мы узнаем, поиграв в игру.
Возьмите карточки. Посмотрите, что на них изображено. (на карточках изделия из глины и камня).
На правую доску будем прикреплять карточки, на которых изображены глиняные изделия, на левую-каменные. (дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит он каменный. Кружка сделана из глины, она-глиняная»)
Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня.
- Что еще можно сделать из глины и камня?
- Подойдите к мольберту, посмотрите, какие красивые панно можно сделать из глины и камня!
- Знайка прислал нам эти фотографии. Что на них изображено? (панно из глины и камня)
- Какие композиции вы здесь видите?
- Закроем глаза и представим, какую композицию вы хотели бы составить. Представили? (да)
- Открывайте глаза. Мы сейчас сделаем панно, сфотографируем, рассмотрим сами и пошлём фотографии Знайке.
Дети садятся за столы. У каждого дощечка, на неё нанесён слой глины, который сверху накрыт влажной салфеткой. Рядом стоят тарелки с мелкими разноцветными камешками.
Воспитанники выкладывают композицию из камней на глине.
После того как дошкольники закончили работу, они рассматривают композиции вместе с педагогом. Он спрашивает, что изобразили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОО «Познание». НОД (ФЦКМ). КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе Тема: «Удивительные пузыри»
ОО «Познание». НОД (ФЦКМ).КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группеТема: «Удивительные пузыри»Цель: Познакомить детей со способами образования мыльных пузыре...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Увлекательное путешествие
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании....
Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Снег и лед»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Аленушка» с. Кызыл- Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Свойства воды"
Опытническая деятельность дошкольников...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный мир магнита ».
Познакомить с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Во...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему:«Волшебный магнит ».
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дет...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный магнит ».
Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Воспитывать доброжелательные отношения, учить ...