Материалы к совместному семинару педагогов дошкольного и дополнительного образования «Влияние конкурсов по начально-техническому моделированию на качество дошкольного образования»
проект (старшая, подготовительная группа)
Конструктор – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей
В конструктор поиграть скорей.
Вам, взрослым будет интересно.
А нам, дошкольникам - полезно!
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного обучения, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, из-дво "Мозаика-Синтез", 2014г. образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает развитие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через конструктивно-модельную деятельность.
В условиях нашего учреждения во всех группах имеются деревянные конструкторы "Томик", Блоки Дьеныша, "Кубики", "Строительные мягкие модули".
Благодаря конструктивно-модельной деятельности у ребенка, совершенствуются навыки и умения, происходит умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.
Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Выделяется два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструктора имеющих разные способы строения, крупно-габаритных модулей), и художественное (из бумаги природного и бросового материала)
Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития.
Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования их при сооружении построек, а так же формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.
В раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшей группе игра уже побуждает к конструированию. К старшему возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры, и более того, приобретает сюжетный характер - дети создают несколько конструкций, объединенных одним сюжетом.
Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных работников технических специальностей. В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров. Этот факт давно отмечен руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов и правительством Российской Федерации.
Одним из значимых проектов, реализуемых в нашем учреждении, является сотрудничество и взаимодействие с учреждением дополнительного образования Станция юного техника, организация дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет.
В рамках проекта на базе учреждения реализуются программы по дополнительному образованию по развитию познавательно-творческой и технической деятельности.
Связь с учреждением дополнительного образования. Организация кружковых занятий «Робототехника» с руководителем- педагогом дополнительного образования.
В соответствии с возрастными особенностями развития детей педагогами используются различные виды конструкторов: мозаики, пазлы, кубики, Лего, программируемые конструкторы.
Основной и приоритетной задачей является развитие познавательно-технических способностей детей. Данный проект важен не только для учреждений, но и для перспектив развития всей системы дошкольного образования.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
1).Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
2). Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
3).Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны зародить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
В современной педагогике принято выделять два вида конструирования:
- техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование;
- художественное – конструирование из бумаги и природного материала.
Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.
Помимо различий в использовании материалов в техническом конструировании отображаются реально существующие объекты и создаются конструкции по ассоциациям с образами сказок, а в художественном, прежде всего, выражается отношение ребенка к образу: передается не только структура, но и цвет, фактура, форма, может использоваться прием «нарушения пропорций».
В рамках нашей темы остановимся более подробно на проблемах развития технического конструирования, к которому, прежде всего, относится конструирование из деревянного строительного материала. Деревянные конструкторы активно формируют у детей начальные инженерно-конструкторские способности, умения разбираться в простейших эскизах и планировать все свои действия. Как отмечает Л.А. Парамонова «Этот вид конструирования является самым изученным, но, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов».
Что же касается более старших детей, то здесь возникают трудности различного характера:
- во-первых, недостаточно разработаны программы обучения и их содержание для дошкольников разных возрастов. Нельзя не отметить системы обучения конструированию таких авторов, как Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван и др. Стоит отметить, что система занятий по обучению детей конструированию З.В. Лиштван носит больше репродуктивный характер т.к. в её основе лежит обучение по образцу. Л.А. Парамонова вводит в методику обучения конструирование по условиям, предложенный Н.Н. Подъяковым, что придает обучению проблемный характер.
Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала» включает в себя все виды конструирования из строительного материала (по образцу, по условиям, по замыслу) на все возрастные группы с дидактическими играми и заданиями, направленными на пропедевтику и закрепление пройденного материала. Репродуктивный метод сводится к минимуму, работа с играми, упражнениями и иллюстрациями носят доминирующий характер. Данный материал усложнен по своей структуре и содержанию.
- во-вторых, не все дошкольные учреждения оснащены строительными наборами на каждого ребенка соответственно возрасту. Чаще всего один и тот же набор используют и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте. Старшему дошкольнику просто не хватает нужных деталей для более сложной постройки, что снижает мотивацию к данному виду деятельности;
- в-третьих, сложности организации данной деятельности: в соответствии с требованиями ФГОС необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, которые подразумевают разноуровневые задания, возможность учитывать различный темп деятельности детей и в тоже время, необходимость уложиться в распорядок дня; необходимость оказывать индивидуальную помощь при проведении фронтальных мероприятий, что может способствовать снижению мотивации к деятельности у тех дошкольников, которые эту помощь ещё не получили; недостаточно широкое использование данного вида конструктора в интегрированной образовательной деятельности по сравнению с другими видами конструкторов («Лего» и т.д.);
- в-четвертых, одним из самых существенных недостатков данного вида конструкторов является неустойчивость постройки и, в связи с этим, сложности её обыгрывания, что так же снижает мотивацию его использования, как у педагогов, так и у детей. Хотя, именно данное свойство позволяет отрабатывать точность движений, развивать глазомер и чувство баланса.
Сейчас в детских садах масштабно используется современный конструктор «Лего», позволяющий решать многие задачи из разных образовательных областей. Его можно считать универсальным. Одно из огромных преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно разработанного методического обеспечения по использованию каждого набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает многофункциональностью, вариативностью применения, учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали). Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию как у детей, так и у взрослых.
К недостаткам можно отнести высокую стоимость (можно использовать конструкторы, аналоговые «Лего» – они намного дешевле, но у них нет методического обеспечения); трудности замены деталей при их потере, или поломке; некорректное с точки зрения науки (в некоторых случаях) название деталей.
К достоинствам конструктора «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.
Использование металлического конструктора с винтовым соединением в старшем дошкольном возрасте позволяет развивать инженерно-техническую наблюдательность, рациональный подход к решению задач. Именно на винтовом соединении держится весь инженерный мир. Овладение этого соединения позволяет практически освоить любую техническую работу, в то время, как соединение конструктора «Лего», не смотря на свою легкость и доступность, редко встречается в промышленных технологиях. Металлический конструктор позволяет дать волю фантазии, смекалке, проявлению конструктивно-технических способностей (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию). Данный конструктор воспитывает реальную самостоятельность (простейший ремонт предметов в быту) и самодостаточность.
Суставные конструкторы благодаря прочному и подвижному соединению позволяют создавать мобильные модели животных, техники, роботов, «живые» молекулы, структуры ДНК и многое другое.
Общим недостатком, как металлического конструктора, так и суставного (да и многих других) является отсутствие системы обучения и способов использования данных видов конструкторов в различных видах организованной образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Зато открывается возможность для настоящего творчества педагога. Ведь, полноценное развитие ребенка зависит не столько от того, какие у него игрушки, а от того, какие взрослые окажутся с ним рядом.
Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект. Педагоги и родители должны помочь ребенку освоить обобщенные способы действий (УУД): целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, понимать логику соединения частей, делать умозаключения и обобщения.
Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.
Учитывая, что современные тенденции развития образования и общества поднимают вопрос инклюзии в системе воспитания и обучения и все чаще дети с ОВЗ посещают общеобразовательные учреждения, осваивая программу для детей с нормой развития, следует помнить, что развитие таких детей отличается глубоким своеобразием и наличием вторичных дефектов. Данные особенности могут вызывать трудности в развитии конструктивных умений у таких детей, что подтверждается исследованиями данной темы в коррекционной педагогике (О.П. Гаврилушкина, С.А. Миронова, Ю.Ф. Гаркуша, Л.А. Ремезова).
Поэтому для детей с ОВЗ процесс обучения конструированию:
- должен быть растянут во времени;
- основываться на полисенсорной основе;
- строиться на принципе многократности повторений;
- учитывать характер дефекта, его глубину и индивидуальные особенности ребенка.
И сегодня педагоги МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Мечта" и МУ ДО "СЮТ" предложат Вам рассмотреть различные формы организации конструктивной деятельности:
1. Конструирование по образцу.
(Педагог ДО- практическое занятие с педагогами)
Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2. Конструирование по модели.
(Педагог ДО - занятие с детьми подготовительной к школе группы "Педагогический дебют")
Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строительного материала. Обобщенные представления о конструируемом объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям.
(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1, руководитель кружка "Веселые ладошки" с детьми среднего дошкольного возраста) - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме.
(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1- НОД в подготовительной к школе группе на тему "Строим мост" c видео-путешествием по Крымскому мосту)
Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.
5. Конструирование по замыслу:
(Педагог ДО - мастер-класс для воспитателей)
это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Каркасное конструирование. Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».
7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам.
(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1- видео совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста "Поможем Незнайке и его друзьям")
Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Конструктор – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей
В конструктор поиграть скорей.
Вам, взрослым будет интересно.
А нам, дошкольникам - полезно!
ВИДЕО ПРОСМОТРЫ ЦРР МДОУ д\с №1
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ МУ ДО СЮТ
ИТОГИ ВЫСТАВКИ
ИТОГИ СЕМИНАРА
Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на индивидуальные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования познавательного развития и технического творчества.
Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.
Однако, стоит отметить, что взаимообогащение практических и мыслительных действий происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление недостатков детского конструирования:
1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
2) неустойчивость замысла;
3)поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею;
4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
5) неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л.А Парамонова, Е. Шаламон и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.
При разработке данного материала использовались исследования Н.Н. Поддъякова, Л.И. Парамоновой, А.Л. Венгера, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Мечта" г.Ртищево Саратовской области"
Проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников "Познаем мир"
Разработала:
воспитатель
Теселкина
Людмила
Александровна
Сентябрь 2017 года
Актуальность проекта.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность ребенка удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый взрослый: родитель или педагог.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка старшего дошкольного возраста – развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, которое осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
В настоящее время повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Как считают российские и зарубежные специалисты, именно в дошкольном детстве осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм к логическим формам, от практического мышления к творчеству. Это обусловлено тем, что у детей от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и совершенствование отдельных участков коры головного мозга и связей между ними.
Использование традиционных методов и приѐмов, которые в основном ориентированы на передачу знаний ребѐнку, не развивают его интеллектуальные и творческие способности, поэтому необходимо использование инновационных форм, методов и приемов интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Отсутствие специальных программ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников, побудило разработать проект «Познаем мир» в детском саду.
Основная задача в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
Данный проект программы "Познаем мир" направлен на расширение знаний детей об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде и организации деятельности с родительским коллективом. В рамках данной проекта:
- у детей развиваются умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (экспериментальной, игровой, познавательной, речевой, изобразительной, художественной, творческой), усваиваются правила поведения в природе и обществе;
- у родителей складывается система организации деятельности по интеллектуальному развитию детей.
Цель проекта– создание условий для успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста путем расширения кругозора об окружающем мире.
Задачи:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, специалисты, родители.
Срок реализации проекта:
сентябрь 2017 года- май 2018 года.
Основные дидактические принципы:
принцип психологической комфортности: создание образовательной среды для обеспечения снятия стрессообразующих факторов образовательного процесса;
принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
принцип минимакса: обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом
принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и систематическое предоставление им возможности выбора;
принцип творчества: построение процесса обучения, ориентированного на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
принцип непрерывности: обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
Дидактические средства:
Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Формы организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
В старшем дошкольном возрасте с детьми используются формы с опорой на развивающую предметно-пространственную среду:
1. Математические развлечения:
- игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т.д.);
- игры-головоломки;
- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
- задачи-шутки.
2. Дидактические игры:
- сенсорные;
- моделирующего характера;
- специально разработанные воспитателями для обучения детей;
3. Развивающие игры:
- игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта;
- игры, основанные на моделировании;
- игры, основанные на процессе поиска решений.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый ребенок– исследователь, познающий окружающий мир через действия с объектами и предметами.
Перспективное планирование с детьми
Содержание программы | Ожидаемый результат |
Мир людей. Профессии. Правила поведения. Правила гигиены. Правила личной безопасности. | Знают и называют своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения. Части тела и лица, их количество. Знают и называют основные трудовые действия людей разных профессий, соотносят предметы труда с профессиями. Имеют представления: -о правилах поведения в общественных местах. -о строении своего тела. |
Времена года. Природные изменения, признаки. Сезонные работы, забавы. | Имеют представление: - обо всех временах года и их характерных особенностях, -о сезонных явлениях - пользоваться календарём погоды |
Наши друзья животные. Растительный и животный мир природных зон. Звери зимой и летом. Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам. | Знают и называют: - название детёнышей домашних и диких животных. - различают деревья и кустарники. Умеют: - различать зверей и птиц - ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Имеют представление: - о погоде в разных частях света в разное время года. - о растительном и животном мире разных частей света |
Растения и плоды. Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты. | Знают: - название деревьев (4-5), травянистых растений (4-5) Умеют: -различать по вкусу, цвету, форме, величине овощи и фрукты. |
Широка страна моя родная. Главный город Москва. Изучение народных промыслов (Городенская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка, Гжель и др.) | Знают: -свой адрес, название страны, столицы, -атрибуты России; - достопримечательности столицы. Имеют представление - об образе жизни людей в других городах. - о народных промыслах. |
Всему своё время. Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток. Дни недели. Название месяцев. | Знают: - части суток, - название дней недели, - название месяцев. Имеют представление: -о действиях детей и взрослых в разное время суток, года. |
План мероприятий с детьми
Формы организации деятельности с детьми | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | Сроки проведения |
Интеллектуальные игры: | "Поле чудес", | "Умники и Умницы", | Октябрь |
"Марафон интеллектуалов", | "Что? Где? Когда?", | Ноябрь | |
Интеллектуальные викторины | "Знаю все и обо всем!" | "Хочу все знать!". | Декабрь |
Познавательные занятия и развлечения | "Познаю мир". | Лаборатория ума (опыты и эксперименты). | Январь |
Акции | "Покормите птиц" | "Сбережем вместе мир". | Ноябрь Февраль |
Подвижные игры | "Летает - не летает", "Караси и щука", "Рыбаки и рыбка" | "Ручейки и озера", "Части тела", "Совушка" | Декабрь Март |
Дидактические игры | "Кто лишний", "Собери друзей" | "Кто где живет?" "Чей хвост?" "Угадай следы" | Декабрь Апрель |
Имитационные игры | "Ходим, плаваем, летаем!" | "Кто как поет?" | Апрель |
Инсценировки экологической направленности | "В гостях у Ромашки" | "Приключения Одуванчика" | Октябрь Май |
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации | Сроки реализации | Формы реализации | Ответственный |
1 этап -Подготовительный | Сентябрь 2017 года | 1. Сбор и анализ литературы по данной теме. | Воспитатель |
2. Подбор и изучение информации о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях по интеллектуальному развитию детей. | Воспитатель | ||
3. Проведение диагностики знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального развития детей. | Воспитатель | ||
4. Изучение уровня педагогической компетентности родителей. | Воспитатель | ||
5. Анализ планирования работы с детьми. | Воспитатель | ||
6. Анализ создания условий в группах. | Воспитатель | ||
7.Изучение запросов от родителей о необходимости разработки проекта по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. | Воспитатель | ||
8.Определение и приобретение необходимых пособий и методической литературы по теме. | Воспитатель | ||
9.Определение зоны ближайшего и перспективного развития по данному направлению. | Воспитатель | ||
10.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. | Воспитатель | ||
11. Консультирование педагогов, родителей, специалистов ДОУ. | Воспитатель | ||
12. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Воспитатель
| ||
13. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. | Воспитатель | ||
2 этап - Основной | Октябрь 2017 года - Апрель 2018 года | 1. Апробация содержания проекта | Воспитатель |
В течение года | 2. Проведение мероприятий с детьми. | Воспитатель | |
Октябрь | 3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. | Воспитатель | |
Ноябрь - декабрь | 4. Организация консультаций, мастер – класса для родителей, педагогов. | Воспитатель | |
Январь | 5. Подбор и распределение развивающих игр и упражнений по интеллектуальному развитию старших дошкольников "Познаем мир" (перспективное планирование). | Воспитатель | |
Февраль | 6.Организация дискуссии с родителями по данной теме. | Воспитатель | |
Март | 7.Проведение конференции для родителей "Организация интеллектуальных игр с детьми старшего дошкольного возраста" | Воспитатель | |
Апрель | 8. Анализ работы по данному направлению. | Воспитатель | |
3 этап -Заключительный | Май 2018 года | 1. Организация выставки методических продуктов "Познаем мир с детьми" | Воспитатель |
2. Создание альбомов в группах "Познаем мир", "Мои наблюдения за питомцем" "Я- исследователь", "Моя коллекция" по продуктам детской деятельности. | Воспитатель | ||
2. Фотомонтаж "Как мы познавали мир вместе" | Воспитатель | ||
3. Презентация проекта "Познаем мир" | Воспитатель | ||
Подведение итогов проекта. | Воспитатель |
Используемые наглядно-дидактические пособия.
Пособия "Расскажите детям о....", "Мир в картинках" и др.
Настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания, наборы открыток «Цветы» «Поймай рыбку», лото «Цветы», «Грибы» и т.п.
Наборы: «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты».
Энциклопедическая литература "Энциклопедия дошкольника", "Дошкольникам о животных".
Загадки о животных, о природе.
Материалы и оборудование: увеличительное стекло, природный материал, атрибуты по уходу за комнатными растениями и др.
Продукты проекта:
1. Центры "Академия познания", "Юный эколог", "Экспериментирования" в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр "Познаем мир", конспекты занятий, сценарии развлечений, разработки интеллектуальных и познавательных игр и т.д.).
3. Библиотечка юного интеллектуала "Энциклопедия знаний".
4. Подборка художественной литературы “О природе и о мире”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Мир камней", "Мир животных", Мир растений", "Мир стихий".
6. Создание тематических модулей, лепбуков.
Ожидаемые результаты с детьми:
1. Создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве.
2. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к растениям, посредством самостоятельной посадки лекарственных цветов и растений, и ухода за ними в течении всего проекта.
3. Формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности - научить видеть разницу до и после эксперимента.
4.Оформление участков с зелёными насаждениями «Зеленый уголок»
5.Создание лаборатории «Мир стихий» - опыты и эксперименты с водой, воздухом и солнечным светом.
6. Обеспечение вариативности реализации интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством расширения и обогащения предметно-развивающей среды по интеллектуальному развитию в группе и помещении ДОУ.
Ожидаемые результаты в ДОУ:
1. Модернизация содержания воспитательно-образовательной и организационно- педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
2. Обогащение содержания образовательного процесса за счет вариативных и форм организации деятельности.
3. Изучение и интеграция современных методик и технологий, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников, во всех видах образовательной деятельности.
4.Обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
5. Повышение педагогической компетентности родителей через конференции, мастерские и мастер-классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»
Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...
Доклад к презентации "Формирование навыков начального технического моделирования у детей дошкольного возраста"(из опыта работы)
Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию....
Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"
Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....
Городской семинар-практикум для педагогов МДОО "Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО"
Общение ребенка и взрослого....
Семинар для педагогов ДОУ. Качество дошкольного образования. Содержание работы в ДОУ.
Качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образоват...
Моделирование оценки качества дошкольного образования через организацию и развитие инновационной деятельности в ДОУ
quot;Плавание с детьми ЗРР, ЗПР"...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...