Доклад к презентации "Формирование навыков начального технического моделирования у детей дошкольного возраста"(из опыта работы)
материал по конструированию, ручному труду на тему
Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ № 22 г. Аши
Судкова С.В.
«Формирование навыков начального техническомого моделирования у детей дошкольного возраста»
( из опыта работы)
Век накопления знаний и теоретической науки сменился новой эпохой – когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир.
Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам начального технического моделирования и робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Начальное техническое моделирование в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей, начиная уже с младшего возраста. Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у детей способность ориентироваться в окружающем мире.
В нашем Учреждении работа по формированию навыков начального технического моделирования началась с 2016года в качестве образовательной площадки РАОР г. Москвы, реализующей модель сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования в рамках организационной формы –
технопарк, в группах для детей старшего и подготовительного возраста.
Анкетирование родителей воспитанников показало, что 67% опрошенных родителей отдали предпочтение развитию у детей конструктивных навыков, занятиям технической направленности.
Педагоги при составлении рабочих программ сделали извлечения из методических материалов программы «Начальное техническое моделирование» Л.А.Хамцовой, М.В.Космачевой, и внесли в свои календарно-тематические планы темы занятий по НТМ в раздел «Художественно-эстетическое развитие» - конструирование.
Были определены формы организации занятий и время для такой работы: совместной деятельности со взрослым в течение дня;вне НОДа,в самостоятельной и использование активных форм организации воспитательно-образовательного процесса –участие в выставках, конкурсах, акциях, ролевых играх, экскурсиях и т.д.
После того, как была выполнена вся необходимая работа по подготовке к работе педагогов и родителей, началась работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах. Была определена рабочая зона для занятий с детьми, где можно было бы в любой отрезок режимного времени детям и взрослым заниматься деятельностью по НТМ. Педагоги эти зоны назвали по-разному: «Самоделкино», «Школа юного инженера», «Мастерская дяди Федора», «Фиксики» и т.д.. В одном месте, в группе были собраны все материалы и пособия, дидактические игры, бросовый материал – все то, что понадобится для реализации программы НТМ. Вместе с тем были учтены все требования к организации РППС - дети в течение дня свободно играют и «работают» в рабочей зоне не только со взрослым, но и самостоятельно.
Целенаправленное создание такой зоны дало детям возможность более детально знакомиться с современными конструкторами, достижениями науки- иллюстрации и фотографии с техническими дизайнами, журналы с объектами архитектуры, схемы для моделирования объектов, инженерные книги и т.д.. Детям стали доступны пособия и материалы, с которыми они ранее не сталкивались, но они были им очень интересны всегда: шило, иглы, циркули, скрепки, кнопки, пуговицы и т.д.
Вместе с курсом НТМ дети стали осваивать и Правила по технике безопасности - общие правила поведения и обращения с опасными предметами.
В ходе активных поисков необходимых и достаточных методов для формирования у детей навыков начального технического моделирован педагоги разрабатывали конспекты занятий в соответствие с перспективными планами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, фиксировали результаты деятельности в фото и видео - отчетах; разработывали схемы по темам занятий с подробным описанием деятельности и т.д.
Были разработаны карты показателей уровня развития детей дошкольного возраста со следующими параметрами оценки.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществлялась в течение всего срока реализации программы, начиная с сентября 2016года. Это помогло своевременно выявить пробелы в знаниях, умениях детей старших и подготовительных групп Учреждения, спланировать индивидуальную работу, отследить динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы были выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления.
По итогам работы за два года, можно сделать вывод о том, что дети проявляют стойкий интерес к занятиям НТМ; контингент детей не уменьшился, сохранился и увеличился ( в соответствие со списочным составом старших и подготовительных групп).
Результатом усвоения программы на сегодняшний день( по итогам анкетирования родителей и педагогов) по каждому уровню программы являются:
- устойчивый интерес к занятиям по НТМ,
- сохранность контингента на протяжении 2-х лет обучения,
- результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, областных конкурсах-выставках.
За прошедшие два года были защищены детские проекты -
«Когда я вырасту, я буду…», «Робо-помощники в семье…»; были обобщены результаты работы педагогов МКДОУ № 22 г. Аши – С.В.Судкова «Формирование навыков творческо-конструкторской деятельности у детей дошкольного возраста»; С.В.Никонорова «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста Начальное техническое моделирование в детском саду»; Е.В. Финеева «Конструирование и робототехника, как средство комплексного решения воспитательно-образовательных задач в условиях ФГОС ДО»; М.В.Иванцова «Техническое творчество и современные технологии».
Дети и педагоги участвовали в конкурсах:
-Конкурс – выставка по легоконструированию – Диплом победителя,2015г.
-Муниципальный этап Международных состязаний роботов «ИкаРенок» - Диплом победителя, 2016г.
- Первый открытый региональный фестиваль технического творчества «Техностарт», посвященный 55-летию первого полета человека в космос – Диплом победителя,2016г.
- Робототехнический фестиваль «Робофест – 2017» - Диплом победителя, Диплом призера, 2017г.
-Муниципальный этап регионального робототехнического фестиваля «РобоФест – Челябинск 2018» в категории «ИкаРенок»,Диплом победителя, 2017г.
- Региональный конкурс проектов «Самолет построим сами» - 2018г., г.Челябинск, участник.
Старший воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши, Судкова С.В., учавствовала в деловой программе третьего Всероссийского технического форума «От технического творчества к современным технологиям в агропромышленном комплексе» г. Челябинск, 2016г.
В Учреждении разработаны конспекты для детей старшей и подготовительной группы по начальному техническому моделированию с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Весь практический опыт работы по данному направлению собирался в течение двух лет.
В прошлом году была разработана дополнительная модифицированная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей технической направленности «Самоделкино».
Программа модифицирована на основе образовательной парциальной программы И.А.Лыковой «Умные пальчики», М.,2015г.; дополнительной общеобразовательной программы по начальному техническому моделированию с элементами ТРИЗ Л.А.Хамцовой, М.В.Космачевой «Технорята», М., 2016г., программы Крулехт М.В.,Крулехт А.А.«Самоделкино» СПб., «Детство-Пресс», 2004г. Педагоги отмечают, что дети с удовольствием занимаются начальным техническим моделированием. Планируется в 2018-2019 учебном году продолжить работу в данном направлении уже в рамках оказания дополнительных платных и бесплатных образовательных услуг.
Анкетирование родителей, занимающихся начальным техническим моделированием оценило работу в данном направлении следующим образом:
Критерии оценки апробируемого УМК, программы/кол-во человек | 2016-2017гг./84 анкеты | 2017-2018гг./85 анкет | |||||||
да | нет | частич. | затруд отв. | да | нет | частич. | затруд отв. | ||
1. Нравятся ли Вам занятия, которые посещает ваш ребенок?
| 78 | 0 | 6 | 0 | 84 | ||||
| 80 | 0 | 0 | 0 | 84 | ||||
3. Стимулируют ли занятия познавательную активность ребенка? | 67 | 0 | 9 | 8 | 80 | 5 | |||
4. Направлен ли учебный материал на развитие:
| 60 | 0 | 9 | 15 | 83 | 2 | |||
5. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала:
| 84 | 0 | 0 | 0 | 85 | ||||
6. Способствуют ли занятия:
| 82 | 0 | 0 | 2 | 80 | 5 | |||
7. Обеспечивают ли занятия возможности для формирования умений:
| 65 | 0 | 13 | 10 | 83 | 2 | |||
| 83 | 0 | 0 | 1 | 85 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста...
Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональну...

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста ( из опыта работы).
Актуальность, цель, задачи воспитателя в работе с детьми, педагогами и родителями....

Из опыта работы "Формирование навыков технического моделирования у детей дошкольного возраста"
В работе подводятся итоги деятельности по формированию навыков технического моделирования у детей дошкольного возраста за два года в качестве опорной площадки РАОР г.Москвы....

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...