Семинар для педагогов ДОУ. Качество дошкольного образования. Содержание работы в ДОУ.
методическая разработка

Вилкова Юлия Олеговна

Качество образования – это «комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) относит к компетенции детского сада проведение самообследования и формирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Это означает, что в каждой дошкольной образовательной организации должна функционировать собственная система оценки качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_yu.o.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования – это «комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) относит к компетенции детского сада проведение самообследования и формирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Это означает, что в каждой дошкольной образовательной организации должна функционировать собственная система оценки качества образования.

Цель ВСОКО – систематически отслеживать и анализировать состояние системы образования в ДОУ  для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.

Задачи ВСОКО: 

- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в ДОУ;  

- систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в ДОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования;  

- устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности деятельности по достижению соответствующего качества образования.

 Назначение ВСОКО – обеспечение ДОУ информацией:  

- о качестве образовательной деятельности по реализации ОП ДО в ДОУ;

 - качестве условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию ОП ДО;  

- качестве образовательных результатов, достигнутых при реализации ОП ДО.

Требования к ВСОКО.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ. Важно не только выявить недостатки в работе ДОУ, но и выяснить их причины, спланировать систему конкретных действий по исправлению (коррекции) этих недостатков.

ГЛАСНОСТЬ. Прежде чем контролировать, нужно объяснить, как и когда будет проходить контроль, какие аспекты работы педагога будут оцениваться, а затем проинформировать о результатах оценки всех ее участников.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Оценку качества нужно проводить в определенном порядке и в четкой системе: исследовать все составляющие оцениваемого объекта – образовательного процесса в детском саду.

 Какие критерии качества дошкольного образования нужно оценивать?  Если основная образовательная программа дошкольного образования в вашем детском саду грамотно разработана и соответствует требованиям ФГОС ДО, это еще не гарантирует качество дошкольного образования в вашем ДОУ. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы программа была реализована. Окончательные выводы об эффективности программы можно сделать только после достижения детьми планируемых в ней результатов. Поэтому при оценке качества дошкольного образования следует оценивать три основных параметра:  

- качество содержания дошкольного образования, которое определяется ООП;  

- качество условий, созданных в ДОУ для реализации указанного содержания (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды, финансовых);  

- качество достигнутых результатов (планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы).

На основании этих параметров можно выделить три группы критериев ВСОКО, которые подробно представлены в приложении. При выборе инструментов для оценки качества дошкольного образования следует ориентироваться на материалы, которые позволят оценить качество созданных условий, а также качество педагогического процесса и качество результатов дошкольного образования. Несмотря на законное право ДОУ самостоятельно выбирать инструменты оценки, федеральные эксперты не рекомендуют использовать методики импортного происхождения, например, шкалы ECERS как несоответствующие ФГОС ДО. (Решение Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке). Чтобы помочь педагогическим коллективам создать комплексный инструментарий с учетом ФГОС ДО, в журнале «Справочник старшего воспитателя»  можно найти  цикл публикаций, в которых рассказано  о критериях оценки качества.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА ПО ВСОКО. Оценка качества дошкольного образования  – определение степени соответствия образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми установленным требованиям. Уровень качества ДО – степень достижения установленных требований. Система оценки качества ДО –  совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, которые свидетельствуют о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников ДОУ.

Субъекты оценки – юридические или физические лица, которые осуществляют процедуру оценивания качества ДО.

Объекты оценки – процессы и результаты деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми.

Критерии оценки – значения показателей, которые отражают достижения установленных требований, или правила определения степени их достижения.

В статьях представлены критерии оценки деятельности по реализации содержания каждой образовательной области, условий, необходимых для эффективности образовательной работы, и результатов, которых достигли дети.

Каждый детский сад (педагоги, воспитанники, родители воспитанников, администрация ДОУ и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Однако однозначного определения понятия «качество дошкольного образования» нет, а его оценка – проблема.

  1. Что вкладывают в понятие «качество образования» участники образовательных отношений.

Участники образовательных отношений по-разному определяют «качество дошкольного образования»:  

- родители воспитанников соотносят его с развитием способностей и индивидуальности детей, уровнем их подготовленности к дальнейшему обучению в школе;  

- для воспитателей качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО;  

- для воспитанников качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива;  

- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко – ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.

2.  Системный подход к качеству образования.  С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект – это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Система качества образования в ДОУ синтезируется из качества целей, условий, процесса, конечного результата.

  1. Компетентностный подход к качеству образования.  Компетентностный подход – одно из важных концептуальных положений обновления содержания дошкольного образования. Он реализуется, если:  воспитатели моделируют жизненные ситуации, в ходе которых воспитанники осваивают разные виды деятельности (коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.), приобретают необходимый социальный опыт;  педагоги внедряют интерактивные образовательные технологии, которые требуют демонстрации уровней позитивного развития детей дошкольного возраста;  Чтобы реализовать основную миссию ДОУ – полноценное проживание ребенком всех периодов детства и подготовка его к жизни – необходимо принципиально изменить отношения ДОУ с внешней средой.

Такие отношения должны обеспечивать: открытость ДОУ;  ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного и т. п.);  адекватность и своевременность реакции ДОУ         на изменения внешней среды.

Также администрация и педагоги должны уделять внимание качественным изменениям внутренней среды ДОУ (реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма воспитателей, организационной культуре). Качественные изменения внутренней среды ДОУ обеспечивают:  адаптивность, комфортность и успешность воспитания и образования детей;  освоение педагогами продуктивных образовательных технологий;  оптимальное соотношение видов деятельности воспитанников, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности;  развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений. Кроме того, чтобы обеспечить качество образования, необходимо формировать и развивать социальные компетенции у воспитанников и профессиональные компетенции воспитателей. В данном контексте развитие современного  ДОУ связано с моделированием целостной социальной системы, в состав которой входят три подсистемы. Эти подсистемы подчиняются единой стратегии, но требуют разной тактики в управлении их развитием.

Муниципальное методическое объединение

Семинар для воспитателей групп среднего и  старшего

дошкольного возраста

Тема: «Качество дошкольного образования. Содержание  работы в ДОУ».

Старший воспитатель

Вилкова Ю.О.

Июль,  2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОТ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА – К КАЧЕСТВУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Одним из условий профессиональной деятельности педагога является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и...

Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования

Презентация для педагогов " Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования"...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Консультация для педагогов «Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Повышение качества дошкольного образованияс учетом ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов "Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО)"

Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в образовательной организации проходит в 7 этапов:1. Формирование рабочей группы.2. Заполнение профиля ДОО3. Заполнение листов самооценки педагог...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...