Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы работы с семьей"
консультация
Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы рабрты с семьей"
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для молодых педагогов "Формы работы с семьей" | 82 КБ |
Презентация "Формы работы семьей" | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК» «ДЕТСКИЙ САД №147 «РЯБИНУШКА»
Консультация для молодых педагогов ДОУ со стажем работы до 5 лет
на тему «Формы работы с семьей»
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Афимьина Виталина Сергеевна
Архангельск,
2016
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Вот возьмем, к примеру, эти –
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много проку,
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» - сильней, чем «Я»,
«Мы» - друзья, и «Мы» - семья!
И конечно, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Мы» должно звучать и при взаимодействии ДОУ с семьей. Так как именно родители являются основными социальными заказчиками ДОУ и играют немаловажную роль в процессе становления открытости ДОУ.
А чтобы это было действительно так, необходимо использовать различные формы работы с семьей (традиционные и нетрадиционные) и соблюдать принципы организации этой работы. Каковы же эти принципы?
1. Открытость детского сада для семьи. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5)
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
3. Создание активной развивающей среды. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 4, ч. III п. 3.1 п. п. 6)
Проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ необходимо решать в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.
Каждый педагог должен поставить цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей следует работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Все новое, это хорошо забытое старое. Поэтому мы попытались в своей работе разнообразить наиболее эффективные формы работы с семьями воспитанников, активно вовлекая взрослых в деятельность детского сада.
Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:
- Индивидуальная.
Предназначены для дифференцированной работы с семьями воспитанников.
- Коллективная.
Подразумевает работу со всеми или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей.
- Наглядно-информационная.
Играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Формы организации общения ДОУ с семьей:
- Информационно-аналитическая.
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (пример: анкетирование, опрос через почтовый ящик и др.)
- Досуговая.
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, семьями воспитанников. (пример: Совместные праздники, конкурсы, выставки, экскурсии и др.)
- Познавательная.
Цель: Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. (пример: проведение родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов, знакомство с продуктивными видами детской деятельности и др.)
- Наглядно-информационная.
Цель: Ознакомление родителей с работой ДОУ, формирование знаний о воспитании и развитии детей. (пример: просмотр видеосюжетов занятий и других видов деятельности, фотостенды, папки-передвижки и др.)
ЭТАПЫ СОВМЕСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I – этап - до прихода ребенка в ДОУ
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Определение статуса семьи, психологического климата в ней, стиля взаимоотношений и т.д.
- Ознакомление родителей с работой ДОУ – через родительские собрания, индивидуальные беседы, стендовую информацию.
- неоднократные прогулки родителей на участок детского сада с посещением помещений будущих групп
- первичное анкетирование родителей
II – этап – при адаптации ребенка к ДОУ.
Цель: Продолжать устанавливать эмоциональный контакт между педагогами семьями воспитанников.
Сделать адаптацию к детскому саду более безболезненной для малышей, уменьшая стрессовую ситуацию привыкания детей к ДОУ.
Вовлекать взрослых в педагогический процесс.
Формировать у родителей знания о воспитании и развитии детей, развивая их практические умения и навыки
- индивидуальные беседы при поступлении ребенка в детский сад
- анкетирование родителей
- пребывание родителей в группе в процессе адаптации.
III – этап – при посещении ребенком ДОУ.
Цель: Продолжать устанавливать эмоциональный контакт между педагогами семьями воспитанников.
Вызывать у взрослых активное желание участвовать в педагогическом процессе.
Продолжать формировать у родителей знания о воспитании и развитии детей, развивая их практические умения и навыки.
- Опрос «Почтовый ящик» - анкетирование по различным вопросам воспитания и развития детей.
- Проведение собраний, консультаций, семинаров-практикумов в нетрадиционной форме
- Создание педагогических библиотечек в группах – педагогическое просвещение родителей, возможность самим найти ответы на интересующие вопросы воспитания.
- Медиатека - Организация просмотра видеосюжетов занятий и других видов деятельности детей, фотостенды и др.
- День добрых дел – «Что умею сам – научу другого». Могут проводить и воспитатели, и родители. Вызвать у детей чувство гордости за своих родителей, которые в свое личное время обучат детей тому, что любят и делают дома. (выпечка, бисероплетение, изготовление икебана, рисование по шелку, игра в шашки и др.)
- Игротека «Поиграй с детьми» - родители приносят интересные игры и играют вместе с детьми или дети берут игру из группы и играют дома с родителями (по типу библиотеки).
- Парад семейных коллекций или День коллекционеров.
- Семейная газета. Готовит газету семья, тема определяется заранее, например, «Наш ребенок» (стихи, фото, рисунки) – экскурсоводом выступает ребенок.
- Ведение летописей. Папка с файлами, что интересного произошло сегодня в группе.
- Тематические «рюкзачки». Методический комплект для родителей («Подготовка руки к письму»: виды прописей, игры для развития руки, рекомендации по играм с крупой, палочками, литература).
- Проведение экскурсий (на военный аэродром, музей Авиации Севера, памятникам авиации и др.) Экскурсия на военный аэродром помогает сплочению педагогов, детей и их отцов. Способствует неформальному открытому взаимодействию взрослых и малышей, повышая значимость силы мужского воспитания, обогащая дошкольников яркими эмоционально значимыми впечатлениями.
- Акция – Благоустройство предметно-развивающей среды детского сада, озеленению участков и т.д. с целью объединения усилий родителей детей и педагогов ДОУ в благоустройстве нашего микрорайона.
- Ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности. (Цель: Привлечь внимание семьи к результатам продуктивных видов детской деятельности и творчества.)
- Организация «Выставки одного ребенка». (Цель: Повышение статуса ребенка.)
- Неделя одного ребенка. Цель: Ближе узнать семьи воспитанников, их увлечения. Повысить статус ребенка, что благоприятствует его успехам в дальнейшем. От этого общения выигрывают все – и дети, и родители, и педагоги.
- Разнообразие совместных досугов - участие родителей и детей в праздниках, экскурсиях, выставках.
(День Матери, Осенняя ярмарка, Весенние посиделки, «Мама, папа, я – спортивная семья», и т.д.) Цель: создать праздничную атмосферу, общие эмоциональные переживания
- Ведение стенда «От чистого сердца примите слова благодарности…» В котором регулярно вывешиваются слова признательности тем родителям, которые помогли в различных делах. Слова благодарности должны звучать красиво и от чистого сердца.
Сказать «СПАСИБО» - слишком мало,
Вы столько сделали для нас!
Играть теперь не скучно стало
За это мы благодарим всех вас!
Ваши руки – золотые
Помогают нам всегда.
Очень нам нужны такие
«Спасибо!» - молвит детвора.
- Проведение праздника «День рождения ребенка» - давая возможность провести яркие моменты в их жизни в кругу сверстников, обогащая эмоциональную сферу дошкольников.
- Проведение Конкурсов различного уровня. Конкурсы «Наша семейная традиция», «Новогодняя игрушка своими руками», «Самый красивый цветок», конкурс рисунков «Каким будет наш микрорайон, когда я вырасту», «Удивительный мир циркового искусства» и др. (Цель: побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми, раскрытию творческого потенциала и реализации задуманного детей и их родителей).
- Фотографирование педагогами детей во время их пребывания в детском саду в естественной обстановке. Давая возможность запечатлеть одни из самых интересных моментов в жизни малышей.
- Изготовление Портфолио на ребенка – своеобразная копилка достижений ребенка, информации о ребенке, его друзьях, увлечениях и т.д. То есть портфолио дает возможность фиксировать неповторимые и индивидуальные проявления детей в течении всего времени пребывания их в ДОУ. (демонстрация портфолио детей и группы)
- Родительские гостиные – одна из форм оказания консультативной помощи семье ребёнка дошкольного возраста. Цель: оказание психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в поиске адекватных путей, средств, методов воспитания и обучения.
2. Способствовать установлению партнерских отношений ДОУ с семьей.
3. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.
IV – этап – после ухода детей из ДОУ.
ЦЕЛЬ: не прерывать тесную связь, образовавшуюся за многолетнее общение. Помочь предотвратить педагогические ошибки в воспитании детей и оценить эффективность проделанной работы.
- индивидуальные беседы о судьбах воспитанников;
- посещение бывшими воспитанниками групп детского сада, установление контактов с новыми детьми ДОУ: выступления детей, поздравления педагогов, изготовление сувениров, игры, постановка концертов и т.д. (все это, безусловно, с активным или пассивным участием родителей)
Таким образом, совместная активная деятельность дает результаты. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способствует в большей степени иначе взглянуть на своего ребенка и на воспитание в домашних условиях.
От этого выигрывают все – и дети, и родители, и педагоги!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
- Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы организации работы с семьями воспитанников Открытость детского сада для семьи. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5) Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Создание активной развивающей среды. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 4, ч. III п. 3.1 п. п. 6)
Направления работы Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ Совместная работа по обмену опытом
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Индивидуальная Коллективная Наглядно-информационная Традиционный Нетрадиционные
Формы организации общения ДОУ с семьей: Информационно-аналитическая. Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Досуговая. Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, семьями воспитанников. Познавательная. Цель: Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Наглядно-информационная. Цель: Ознакомление родителей с работой ДОУ, формирование знаний о воспитании и развитии детей.
ЭТАПЫ СОВМЕСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I – этап - до прихода ребенка в ДОУ Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. родительские собрания индивидуальные беседы стендовая информация прогулки родителей на участок детского сада первичное анкетирование родителей II – этап – при адаптации ребенка к ДОУ. Цель: Продолжать устанавливать эмоциональный контакт между педагогами семьями воспитанников. индивидуальные беседы анкетирование родителей пребывание родителей в группе
II – этап – при адаптации ребенка к ДОУ. Цель: Продолжать устанавливать эмоциональный контакт между педагогами семьями воспитанников. индивидуальные беседы анкетирование родителей пребывание родителей в группе
III – этап – при посещении ребенком ДОУ. Цель: Продолжать устанавливать эмоциональный контакт между педагогами семьями воспитанников. Опрос «Почтовый ящик» Проведение собраний, консультаций, семинаров-практикумов в нетрадиционной форме Создание педагогических библиотечек Медиатека День добрых дел – «Что умею сам – научу другого» Игротека «Поиграй с детьми» Парад семейных коллекций или День коллекционеров Семейная газета Ведение летописей Тематические «рюкзачки»
Экскурсия на военный аэродром
Благоустройство предметно-развивающей среды детского сада, озеленению участков, создание снежных построек на участке зимой и т.д. Разнообразие совместных досугов
Ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности Организация «Выставки одного ребенка»
Участие членов семьи в Покровской ярмарке
Спортивное развлечение совместно с родителями
Ведение стенда «От чистого сердца примите слова благодарности…» Участие родителей в оформлении мини-музея посвященного годам ВОВ
Празднование Дня рождения ребенка Совместное участие детей и родителей в конкурсах
Участие родителей в подвижных играх с детьми во время прогулки
Фотографирование педагогами детей во время их пребывания в детском саду в естественной обстановке
Родительские гостиные в средней группе Дата Тема сентябрь 2015 г. Играем вместе октябрь 2015 г. Семейные ценности январь 2016 г. Услышьте меня февраль 2016г. Папа в воспитании
Родительская гостиная в средней группе на тему «Играем вместе»
Семейная гостиная в средней группе на тему: «Семейные ценности»
Родительские гостиные в старшей группе октябрь 2016 г. Здоровый ребенок – счастье родителей» (создание фотостенда «Наши спортивные выходные») ноябрь 2016 г. «Волшебные руки мастера» (мастер-класс «Изготовление панно на CD -диске») январь 2017 г. «Бабушки и дедушки в воспитании ребенка» (мастер-класс «Изготовление куклы-берегини») март 2017 г. «Что за прелесть – эти сказки» (театрализованное представление для родителей) апрель 2017г. «Развиваем любознайку» (мини-концерт «Друзья природы»)
Родительская гостиная в старшей группе на тему «Здоровый ребенок – счастье родителей»
Отзывы родителей о Гостиной
IV – этап – после ухода детей из ДОУ. ЦЕЛЬ: не прерывать тесную связь, образовавшуюся за многолетнее общение. индивидуальные беседы о судьбах воспитанников; посещение бывшими воспитанниками групп детского сада
Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирова...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Коротко о нашей работе с семьями воспитанников....
Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....
Консультация для педагогов ДОУ " Формы работы воспитателя с семьей"
Воспитатель опирается на положительный опыт семейного воспитания , всемерно его распространяет , использует в воспитательном процессе ...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Возможные трудности при работе с семьями воспитанников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"
Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровен...