Конспект ООД с детьми 5-7 лет Тема: «Наши имена и фамилии»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_imena_i_familii.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД с детьми 5-7 лет
Тема: «Наши имена и фамилии»
Задачи:
• помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека;
• учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей;
• вспомнить имена сказочных героев;
• развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
• способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».
Оборудование: картинка с изображением мальчика и девочки, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, , аудиозапись плача ребёнка, классической музыки, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, почтальон с письмом, видиозаписи мультфильмов (отрывков) «Алиса в стране Зазеркалье», «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество.
Ход ООД.
Стук в дверь. Приходит почтальон, приносит письмо. Воспитатель читает вместе с детьми, но на письме нет «кому». Говорит, что это письмо не нам и отдаём обратно почтальону.
Воспитатель: Ребята, почему мы отдали это письмо обратно? (ответы детей). Да, на нём нет ни имени, ни фамилии.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. (Загадывает загадку)
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Ответы детей)
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?
Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это женщина.
Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?
Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.
Физкультминутка
Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг)
Вот как много стало рук (Руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена)
И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (Берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг (Все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире)
В этом доме мы живем (руки вверху)
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
(Ответы детей)
Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Воспитатель: Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи»
Вы внимательно посмотрите, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка?
У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?
Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.
Цветика, потому что он любил цветы.
Торопыжку, потому что он всегда торопится.
Воспитатель: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? (Ответы детей)
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
(Ответы детей)
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?
Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась (от дедушки)
- Можно прожить без фамилии?
Очень трудно. У нас в группе две Насти. Как мы их различаем?
Когда то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии. Фамилии придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.
Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику — Плотников, рыбаку — Рыбаков. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров, Сидору — Сидоров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумилин, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.
Игра. Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Солнцев, Худяков.
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович,
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?
Дети: Илья.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Показывает на Кота).
Дети: Кот.
Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Когда человек подрастает, его уже начинают называть по-другому. Как вы называете меня? Почему меня так зовут? Назовите имя вашего папы. Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Например: папу мальчика Серёжи зовут Владимир, значит, отчество мальчика будет — Владимирович. Когда он подрастёт, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.
Вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.
Это наш альбом с семейными фотографиями и чью фотографию открою, тот и называет своих родителей по имени, отчеству.
Молодцы дети, знаете, как зовут ваших родителей.
Пока вы ещё маленькие и вас называют по детски, ласково, но когда вы вырастите и станете взрослыми к вам будут обращаться по имени, отчеству.
Ребята, давайте поиграем: Представьте, что вы стали взрослые и пришли на конференцию, но мы незнаем, как вас зовут. Вы должны представиться по взрослому.
(Дети подбирают себе атрибуты – шляпу, галстук, шарфик, очки, сумочку, папку для бумаг и др.).
Хорошо играли, правильно представлялись.
У вас у всех есть имена и фамилии и они очень красивые.
Стук в дверь. Вносят бандероль. Читаем. Написано: Кому: Денису, Кате и т.д.
Открываем бандероль, там «капельки доброты».
Воспитатель раздает их детям.
Воспитатель: Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и свою фамилию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД с детьми старшего возраста на тему: "Наша улица"
материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Презентация к конспекту беседы с детьми 4-5 лет Тема: «Наша армия сильна».
Цели и задачи:· дать детям элементарные представления об армии,· расширять и обогащать представления детей о родах войск;·...
Конспект беседы с детьми 4-5 лет Тема: «Наша армия сильна».
Цели и задачи:· дать детям элементарные представления об армии,· расширять и обогащать представления детей о р...
Конспект беседы с детьми старшей группы на тему: "Наши игрушки"
Конспект для проведения беседы с детьми старшей группы на неделе "Игры и игрушки" на тему: "Наши игрушки"....
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Наша малая Родина»
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:«Наша малая Родина» составила воспитатель 1 категорииКонстантинова О.В.Цель:Образовательная:- ввести понятие Родина (малая...
Конспект развивающего занятия в старшей группе на тему "Наши имена"
Цель – развитие эмоциональной сферы детей 5 - 6 лет.Задачи:· Познакомить детей со значением имени в жизни человека;·...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»
Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с историей возникновения и образования...