Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и образования фамилий;
- расширять знания о родословной своей семьи;
- закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
Развивающие:
- развивать умение называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей;
- развивать интерес к своему имени и фамилии;
- развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности; создание родословного древа; выставка рисунков на тему «Моя семья»; беседа «Зачем человеку имя?».
Развивающая среда: картинки (фотографии) с изображением девочки, подростка, девушки, женщины, бабушки, мальчика, подростка, юноши, мужчины, дедушки; свидетельство о рождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Наши имена и фамилии»
Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и образования фамилий;
- расширять знания о родословной своей семьи;
- закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
Развивающие:
- развивать умение называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей;
- развивать интерес к своему имени и фамилии;
- развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности; создание родословного древа; выставка рисунков на тему «Моя семья»; беседа «Зачем человеку имя?».
Развивающая среда: картинки (фотографии) с изображением девочки, подростка, девушки, женщины, бабушки, мальчика, подростка, юноши, мужчины, дедушки; свидетельство о рождении.
Ход ОД:
Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте её отгадать.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
Удочки есть, у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Педагог: Правильно, имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как, например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Святослав – святая слава.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, девочка это или мальчик, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
Педагог: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Ванечка», а к другому «Анна Васильевна». Что же вы скажете про «Ванечку» и про «Анну Васильевну»? Кто они?
Дети: «Ванечка» - это мальчик, а «Анна Васильевна» - это женщина.
Педагог: Правильно. Если ребенка позвали «Кирилл», а другого «Маша». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Педагог: Молодцы, ребята. По имени можно узнать, кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Педагог: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Педагог: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей. А сейчас внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: Сколько девочек и как их зовут?
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Дети: Одна девочка и зовут её Маша.
Педагог: Правильно. Хоть и разные были названы имена, но так называли одну девочку, Машу. Когда она вырастет, её будут называть…
Дети: Мария.
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Аня – Анюта, Анечка, Аннушка, Нюрочка)
Педагог: Молодцы! А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дом имён»
Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)
Вот как много стало рук. (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)
Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена.)
И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху.)
А теперь за руки взялись, (Берутся за руки.)
И по кругу пробежались. (Бегут по кругу.)
Сделали поуже круг (Все дети соединяют руки над головой.)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен, (Взявшись за руки, делают круг шире.)
В этом доме мы живем. (Руки вверху.)
Педагог: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
(Ответы детей.)
Педагог: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. А что же означает само слово «фамилия»? Фамилия - это семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Имя каждому из нас подбирали родители. Отчество образовано от имени отца, которое, в свою очередь, ему дали его родители - наши дедушка и бабушка. У меня фамилия тоже, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда.
Ребята, а откуда у вас фамилия?
Дети: От мамы и папы.
Педагог: А откуда фамилия у мамы и папы?
Дети: От бабушек и дедушек.
Педагог: А как вы думаете, откуда берутся фамилии?
(Ответы детей.)
Педагог: Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Если оказывалось, что в селении живут два Ивана, то тогда про них говорили: это Иван – сын Федора, а этот Иван – Иванов сын.
Со временем людей стало больше, и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии. Сначала фамилии давали только богатым людям, а потом фамилии появились у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию. Но, где же взять так много разных фамилий?
Их придумывали по имени отца: Иванов – от имени Иван, Петров – от имени Пётр, Богданов – от имени Богдан; по месту жительства: Нагорный – жили на горе, Леснин – жили рядом с лесом, Болотов – жили около болота; по роду занятий, профессий человека: Столяров – столяр, Сапожников – сапожник, Бочкарев – мастерил бочки. Потом фамилия переходила от отца к сыну, а от сына к его сыну и т.д. Сын уже мог не иметь профессию отца, но фамилия у него осталась. Например, папа Ани Кузнецовой работает инженером, и фамилия его, наверное, произошла от его предка, который был кузнецом. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек – Тишин, шумный – Шумилин, весёлый – Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.
Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушаков происходит от слова «ушак» - человек небольшого роста.
Давайте попробуем угадать, от чего произошли ваши фамилии.
Например, Филатов – основой фамилии Филатов послужило церковное имя Филат. Мужское имя Филат, которое легло в основу фамилии Филатов.
Фатеев – русская фамилия, произошла от измененной формы имени Фотий.
Косенко – от прозвища Косой – это человек, который либо косарь, либо, который изготавливал или точил косы.
Татьянина – фамилия произошла от женского имени Татьяна.
Бондарь – фамилия образована от прозвища «бондарь», так в старину называли бочара – ремесленника, который выделывал бочки и другую обручную посуду.
Новикова – образована от прозвища Новик. В старину всякого новичка, пришельца (прибыл из другого места) называли Новиком. Отсюда и фамилия Новиков (а).
Есть ученые, которые разгадывают происхождение имён и фамилий. Наука эта называется ономастика. Вам не обязательно запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.
Ребята, я предлагаю вам поинтересоваться о происхождении вашей фамилии у своих родителей, а потом нам рассказать о том, что вы узнали. Договорились?
Педагог: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении», когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ - паспорт. В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Вы уже знаете, что имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.
А вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.
Это наш альбом с семейными фотографиями. Чью фотографию я открою, тот должен назвать своих родителей по имени, отчеству.
(Дети называют своих родителей по имени и отчеству)
Педагог: Молодцы! Вы все знаете, как зовут ваших родителей.
Пока вы ещё маленькие и вас называют по-детски, ласково, но когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству.
Предлагаю поиграть. Представьте, что вы стали взрослыми и пришли на конференцию, но мы не знаем, как вас зовут. Вы должны представиться, назвать свою фамилию, имя и отчество.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: Ребята, вы все прекрасно справились с заданием.
А сейчас, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение Сергея Михалков, которое называется «Финтифлюшкин».
У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) —
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.
Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины…
Но все же Финтифлюшкины —
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками —
Что сами лезли в рот.
Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.
Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше — Иванов!
Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия —
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!
А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!
А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!
Педагог: Ребята, у вас у всех есть имена и фамилии, и они очень красивые. Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел и прославите своё имя и фамилию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»
Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема «Воздух — невидимка».Доминирующая образовательная область:"Познавательное развитие"...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «НАША РОДИНА - РОССИЯ».
Данный конспект формирует представление детей о своей Родине, учит детей любить и восхищаться её красотой, закрепляет знания детей пословиц о Родине, воспитывает желание и стремление с...
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и мое имя»
закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей....