Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной логопедической группе
материал (подготовительная группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Данный материал является итогом работы по обогащению предметно-пространственной среды с подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной логопедической группе № 12 «Почемучки».

                                                                        Воспитатели:   Муллахметова Г.А.

                                                                                                            Шамсетдинова А.А.

2019 год

Подготовительную логопедическую группу №12 посещают 21 воспитанник из них девочек 7, мальчиков 14.

       Предметно-пространственная среда, организуемая в нашей группе,  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
        А так же, при организации предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной логопедической группе, воспитатели руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с  ОНР.

Все групповое пространство  нашей группы распределено на центры. 

СОДЕРЖАНИЕ  ДЕТСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ И ИГРОВЫХ ЦЕНТРОВ

В ГРУППЕ №12

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Центр «Речевичок»

Задачи: Закреплять речевые навыки, обобщать, систематизировать знания детей, полученные в непосредственно образовательной деятельности с учителем-логопедом. Способствовать развитию связной речи; расширению словаря, употреблению обобщающих понятий существительных, синонимов, антонимов, прилагательных и т.д. Воспитывать устойчивое внимание, способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

- настенное зеркало;
- стульчики для занятий у зеркала;
- стол для пособий;
- пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи;
- настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; магнитная азбука;
- сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
- «алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов;
- лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам;
- шнуровки, цветные палочки;
- карточки-задания, тематический раздаточный материал;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, подвижных, хороводных игр и упражнений (по лексическим темам).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Центр экспериментирования , центр природы

Задачи: Стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

 Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством органов чувств; учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки; совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины;
- календари природы, погоды;
- комнатные растения;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне»;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы, коллекционный материал «Насекомые»;
- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- прочие материалы: зеркало, цветные и прозрачные стекла, свеча и др.
- сито, воронка, безмен, пластиковые стаканы, соломки для коктейля, формы для льда;
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, телескоп, лупа;
- фартуки.

Центр занимательной математики

Задачи: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в прямом и обратном порядке; упражнять в решении и придумывании задач. Развивать глазомер. Совершенствовать навыки распознания геометрических фигур, закреплять их названия; навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Уточнить и расширить представления о временных отношениях.

- счётный материал;
- комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур;
- занимательный и познавательный материал, логико-математические игры;
- набор объёмных геометрических фигур;
- действующая модель часов;
- счётные палочки;
- учебные приборы (линейки, сантиметр);
- дидактические математические игры.

Центр сенсорики

Задачи: Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний о цвете, величине, форме. Развитие пространственного мышления Развивать глазомер. Совершенствовать навыки распознания геометрических фигур, закреплять их названия; навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.

- мозаика , шнуровка , лото, пособие на липучках и пуговицах ,предметные, сюжетные картинки, рамки  вкладыши с геометрическими формами , матрёшки, логический куб, массажные мячики, игра «Геометрик», игры с прищепками.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Центр книги

Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- стеллаж для книг;
- детские книги по теме недели;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
- портреты детских писателей;
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

Центр конструирования

Задачи: Развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

- мозаика и схемы выкладывания узоров из неё;
- разрезные картинки, пазлы;
- конструкторы «Lego» с деталями разного размера;
- сборная игра «Транспорт»;
- кубики с картинками;
- строительный материал (деревянный, пластмассовый): кубики, призмы, кирпичики, пластины и др.;
- игрушки для обыгрывания построек;
- набор «Железная дорога»;
- машины легковые и грузовые.
- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.

Центр детского творчества

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- тематические трафареты, образцы рисования предметов;
- книжки-раскраски с образцами, магнитная доска;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- картон, ткани, нитки, ленты, бусины;
- акварельные краски, мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки, пластилин;
- инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, палочки, поролон,
- клеенчатые и матерчатые салфетки, банки, подставки.

Центр музыки, центр театра

Задачи: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, на песни разного характера. Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений; отражать в движении и игровых ситуациях различные образы. Воспитывать артистизм, развивать эмоции, воображение, фантазию.

- детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, бубен, маракасы), деревянные ложки;

-  музыкально – дидактические игры;

- настольная ширма (сундучок);

- маски сказочных персонажей;

- куклы и игрушки для различных видов театра;

- плоскостной театр;

- теневой театр.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Центр патриотического воспитания

Задачи: Формировать чувство любви к родному городу, к  России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу. Приобщение детей к башкирской  народной культуре.

- символика страны, , родного города, карты России и Башкортостана);
- альбомы  «Столица России – Москва», «Мой родной город –Агидель» (фотографии страны, родного города);
- литература по патриотическому воспитанию;
- портреты президента России и президента РБ.

- куклы в национальных башкирских костюмах.

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи: Развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Моряки»,     
«Больница», «Парикмахерская», «Военные», «Шофёры»;
- куклы разных размеров;
- комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол, кукольные сервизы и мебель, коляски для кукол;
- атрибуты для ряжения;
- предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр;
- настенное зеркало

Центр труда

Задачи: Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное отношение к безделью.

- этажерка, тазики, ведёрки, ковшики, лейки, распылитель для воды;
- совок, щётка, контейнер для мусора, прищепки, верёвка;
- фартуки;
- садовый инвентарь;
- ёмкость с материалами для рукоделия.

В групповой комнате воспитателями оборудован центр уединения (мягкая мебель, журнальный столик), где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физкультурно-оздоровительный центр

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

- иллюстрации с видами спорта, настольно-печатные игры;
- картотека подвижных игр, народных забав: высокой, средней и малой подвижности,
- картотека упражнений дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений, упражнений для укрепления ОДА;
- картотека общеразвивающих упражнений;
- спортивный (традиционный и нестандартный) инвентарь;

В групповом помещении  имеется телевизор, компьютер. Для оптимизации образовательного процесса используются информационно-коммуникативные технологии по всем направлениям работы:   с детьми, с родителями, с педагогами. В работе с детьми применяются специальные компьютерные развивающие и обучающие коррекционные программы, презентации  для индивидуальной работы с детьми по следующим направлениям: автоматизация и дифференциация звуков, развитие словаря, формирование навыка чтения, развитие словесно-логического мышления. Использование ИКТ в работе с детьми позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребёнка, повысить мотивацию детей к занятиям и интерес к обучению, способствует более тесной взаимосвязи воспитателей  и ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОГО УЧАСТКА

Название уголка

Стационарный материал

Выносной материал

« Цветники», «Огород»
Задачи: Развитие познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной сфер, воспитание трудовых навыков, выработка навыков правильного отношения к природе.

По всему участку расположены цветники
в них посажены как многолетние, так и однолетние садовые цветы. Имеется грядка  в общедетсадовском огороде.

Ведра
Лейка
Мотыга
грабли

«Песочница»
Задачи: изучение правил поведения при игре с песком, формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят; воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;

На участке находится песочница с  закрытой специальной крышкой

Совочки
Формочки
 Сеялки
Ведерки
машинки

«Зона  для индивидуальной работы»
Задачи: Закрепить умение сравнивать, анализировать. Развивать умение объединятся по интересам в группы. Воспитывать дружелюбие.

Веранда, стол, скамейка, качели

Дидактические игры, кубики, домино.

« Площадка для игр малой подвижности»
Задачи: Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Развитие познавательной и двигательной активности, развитие игровых умений детей, умения взаимодействовать друг с другом в свободной деятельности.

«Классики разной формы»,  «змейка»,
« гусеница»

Кольцеброс,
мелки,
скакалки,
ракетки для игр в бадминтон
малый теннис, мячи разных   размеров  ледянки,

клюшки и шайбы,

микролыжи.

Все оборудование на участке хорошо закреплено и исправно.

     Таким образом, предметно-развивающая среда в группе  и на прогулке, создает условия для взаимодействия и сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его всестороннее развитие.

Вывод:  продолжать пополнять и обновлять предметно-развивающую среду, необходимую для   разностороннего развития детей, отвечающей принципу целостности образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды

Схема самоанализа педагогом развивающей среды группы....

"Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе"

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, ...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе № 5 "Колокольчики"

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выр...

Самоанализ развивающей предметно – пространственной среды в первой младшей группы

Развивающая предметно – пространственная среда в группе "Гномики" организована воспитателями группы  соответствии с ФОП и ФГОС ДО, программой, реализуемой ДОУ, c учётом возрастных...