"Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе"
материал (младшая группа) на тему

Бушина Любовь Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razv._sreda.odt21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г. Льгова»

Доклад

на тему:

«Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе №1».

                                                                                         Воспитатели:

                                                                                                                Бушина Л.В.

                                                                                                                Ромашова Е.А.

Создание предметно-развивающей среды

во второй младшей группе

У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».

Уильям Блейк

             Краткая характеристика 2 младшей группы (возрастные особенности физического и речевого развития и пр.). Общая характеристика группы, выделить подгруппы детей, имеющие особенности в развитии, требуют специального подхода или внимания.

    1.    Во второй младшей  группе «Капельки» 18 человек, из них  11 мальчиков и 7 девочек.

Возраст детей от 2.7 до 3 лет.

    В 3 – 4 года  ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка носителем  определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

    В основном дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты, они справляются с программными требованиями по всем областям, хотя у  каждого ребенка свой темп развития.

       Но в группе есть такие дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно в развитии звуковой культуры речи. С этими детьми проводится постоянная индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематическеского слуха (Ромаш.  Никита).

      Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

  1. 2. Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Оно обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и  исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.

В группе выделены различные центры (зоны),

     В центре дидактических игр расположены:

Материалы по сенсорике и математике:.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.  Материалы по развитию речи и познавательной деятельности:                                          Наборы картинок : домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, времена года, сюжетные картинки.                                                                     В книжном уголке:                                                                                                                                     Книжки по программе, любимые книжки детей, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года».

В уголке природы  3-4 вида комнатных растений, календарь природы, поделки из природного материала.

Спортивный инвентарь оснащен: мячами средними и малыми, кеглями, скакалками.

В уголке маленького строителя расположены:

- Средний строительный конструктор,

- набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

- Конструкторы типа «Лего».

- Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки  животных и т.п.).

- Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины.

      3.Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

     Интерьер группового помещения оформлен в соответствии  с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год), промаркирована и расположена таким образом, что бы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, полки и игровые уголки, полотенечницы). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

     Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.

     4.Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации , в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

       Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. В игровой комнате расположен бассейн с шарами, который можно располагать в любом месте комнаты в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей.

             5 Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе в группе выделены различные центры, они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

  1. В группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Центр экологического воспитания (уголок природы, )

Центры сюжетно-ролевой игры:  "Повар", "Поликлиника" ("Доктор"), "Семья".

Центр чтения и театрализованной деятельности

Центр изо-деятельности "Творческая мастерская"

Центр конструирования и игр с машинами (уголок игрушек)

Центр дидактических игр (Н.п.и., игры с предметами и п.д.)

Выше перечисленные центры (зоны, уголки) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

  1. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей.  Например в уголке театрализованной деятельности есть возможности выбора определенного вида театра, который интересен детям.  В книжном уголке обновляется подборка книг, в центре дидактических игр постоянно обновляются настольно печатные игры (в соответствии тематикой недели или месяца) и т.д..

Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

  1. Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие). 

 Предметно-пространственная среда  рационально логична и удобна для детей.

Например в строительном центре дети могут создавать различные сооружения как реалистичные, так и фантастические. Занимаясь строительством у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки. В центре физической культуры есть спорт-инвентарь для гармоничного физического развития.

  1. Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.

Группа оснащена необходимыми материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. У мальчиков есть наборы  инструментов, у девочек кухонные наборы, .  

Так как в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.

Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность .

        10.        Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Например: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры..

  1. В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.

  1. Вывод: 

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

План-проект предметно-развивающей среды.

     Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

     Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Дети очень любят театрализованные игры, в которых они могут перевоплощаться в любимых персонажей, инсценировать знакомые сказки и любоваться театральными постановками в исполнении взрослых. Поэтому мы решили в своей группе создать театральный уголок.

В зоне театрализованной деятельности будут представлены следующие материалы:

- ширма для показа настольного театра;

- атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки сказочных персонажей, нагрудные знаки-эмблемы;

-для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр,  театр из ложек, конусный театр,  театр би-ба-бо;

- для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Три медведя», «Репка»,  «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек;

- для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки-погремушки, бубен, барабан.

Главными задачами создания театрального уголка являются:

- ознакомление  детей с различными видами театров;

-  создание условий для развития творческой активности детей;

- воспитание любви к театру и  гармонически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды

Схема самоанализа педагогом развивающей среды группы....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной логопедической группе

Данный материал является итогом работы по обогащению предметно-пространственной среды с подготовительной группе....

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе № 5 "Колокольчики"

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выр...

Самоанализ развивающей предметно – пространственной среды в первой младшей группы

Развивающая предметно – пространственная среда в группе "Гномики" организована воспитателями группы  соответствии с ФОП и ФГОС ДО, программой, реализуемой ДОУ, c учётом возрастных...