"Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе"
материал (младшая группа) на тему
Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razv._sreda.odt | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Льгова»
Доклад
на тему:
«Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе №1».
Воспитатели:
Бушина Л.В.
Ромашова Е.А.
Создание предметно-развивающей среды
во второй младшей группе
У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Краткая характеристика 2 младшей группы (возрастные особенности физического и речевого развития и пр.). Общая характеристика группы, выделить подгруппы детей, имеющие особенности в развитии, требуют специального подхода или внимания.
1. Во второй младшей группе «Капельки» 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек.
Возраст детей от 2.7 до 3 лет.
В 3 – 4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
В основном дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты, они справляются с программными требованиями по всем областям, хотя у каждого ребенка свой темп развития.
Но в группе есть такие дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно в развитии звуковой культуры речи. С этими детьми проводится постоянная индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематическеского слуха (Ромаш. Никита).
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
- 2. Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Оно обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.
В группе выделены различные центры (зоны),
В центре дидактических игр расположены:
Материалы по сенсорике и математике:.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. Материалы по развитию речи и познавательной деятельности: Наборы картинок : домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, времена года, сюжетные картинки. В книжном уголке: Книжки по программе, любимые книжки детей, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года».
В уголке природы 3-4 вида комнатных растений, календарь природы, поделки из природного материала.
Спортивный инвентарь оснащен: мячами средними и малыми, кеглями, скакалками.
В уголке маленького строителя расположены:
- Средний строительный конструктор,
- набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.
- Конструкторы типа «Лего».
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки животных и т.п.).
- Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины.
3.Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год), промаркирована и расположена таким образом, что бы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, полки и игровые уголки, полотенечницы). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.
Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.
4.Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации , в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. В игровой комнате расположен бассейн с шарами, который можно располагать в любом месте комнаты в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей.
5 Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.
Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе в группе выделены различные центры, они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
- В группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
Центр экологического воспитания (уголок природы, )
Центры сюжетно-ролевой игры: "Повар", "Поликлиника" ("Доктор"), "Семья".
Центр чтения и театрализованной деятельности
Центр изо-деятельности "Творческая мастерская"
Центр конструирования и игр с машинами (уголок игрушек)
Центр дидактических игр (Н.п.и., игры с предметами и п.д.)
Выше перечисленные центры (зоны, уголки) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
- Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей. Например в уголке театрализованной деятельности есть возможности выбора определенного вида театра, который интересен детям. В книжном уголке обновляется подборка книг, в центре дидактических игр постоянно обновляются настольно печатные игры (в соответствии тематикой недели или месяца) и т.д..
Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
- Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Предметно-пространственная среда рационально логична и удобна для детей.
Например в строительном центре дети могут создавать различные сооружения как реалистичные, так и фантастические. Занимаясь строительством у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки. В центре физической культуры есть спорт-инвентарь для гармоничного физического развития.
- Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.
Группа оснащена необходимыми материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. У мальчиков есть наборы инструментов, у девочек кухонные наборы, .
Так как в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.
Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность .
10. Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Например: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры..
- В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.
- Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
План-проект предметно-развивающей среды.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Дети очень любят театрализованные игры, в которых они могут перевоплощаться в любимых персонажей, инсценировать знакомые сказки и любоваться театральными постановками в исполнении взрослых. Поэтому мы решили в своей группе создать театральный уголок.
В зоне театрализованной деятельности будут представлены следующие материалы:
- ширма для показа настольного театра;
- атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки сказочных персонажей, нагрудные знаки-эмблемы;
-для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр, театр из ложек, конусный театр, театр би-ба-бо;
- для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек;
- для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки-погремушки, бубен, барабан.
Главными задачами создания театрального уголка являются:
- ознакомление детей с различными видами театров;
- создание условий для развития творческой активности детей;
- воспитание любви к театру и гармонически развитой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды
Схема самоанализа педагогом развивающей среды группы....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной логопедической группе
Данный материал является итогом работы по обогащению предметно-пространственной среды с подготовительной группе....
Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе № 5 "Колокольчики"
Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выр...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...
Самоанализ развивающей предметно – пространственной среды в первой младшей группы
Развивающая предметно – пространственная среда в группе "Гномики" организована воспитателями группы соответствии с ФОП и ФГОС ДО, программой, реализуемой ДОУ, c учётом возрастных...