Коррекционная программа по ориентировке в пространстве
методическая разработка (старшая группа)
Корекционная программа по ориентировке в пространстве для детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korektsionnaya_programma.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Коррекционная программа
Рассмотрено Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 69» «Детский сад № 69»
Протокол _______________ ____________ /Н.И. Боярова/
Приказ № _____ от __________
Согласовано
Председатель М/К
___________/Васютина Т. В./
Планирование образовательной деятельности
по ориентировке в пространстве
в старшей группе №8 (от 5 до 6 лет)
для детей с ОВЗ, (нарушение зрения)
на 2016 - 17 учебный год
Разработала: Епихова О.В.
Должность: учитель-дефектолог
г. Энгельс
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка 1
1.2 Цели и задачи по реализации программы 2
1.3 Принципы реализации программы
1.4 Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения 8
1.5 Планируемые результаты освоения программы 8
1.6 . Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Перспективный план 10
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Список детей 11
3.2 Материально техническое обеспечение программы 12
3.3 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса 13
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами, разграничивающими компетенцию и ответственность:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Работа ведется на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной Л. И. – М, 2003 г.
При организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья. Поэтому темп работы может быть ниже ожидаемого или выше, а сроки выполнения смещаться.
Актуальность
В последнее время выросло число людей с патологией органа зрения. Состояние здоровья и развития современных школьников не может не вызывать тревоги. В течение 11 лет обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз..
Снижение уровня здоровья детей является результатом влияния не только экологических и социально-экономических факторов, но и целого ряда педагогических факторов, таких как раннее начало систематического обучения, несоответствие программ и технологий образования функциональным возможностям организма, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям пребывания в школе, частичное разрушение служб школьного врачебного контроля и т.д.
Около 80% информации об окружающей среде воспринимаются человеком через зрительную сенсорную систему. Именно через зрительный анализатор человек получает больше впечатлений об окружающем мире. Такие признаки предметов и явлений, как свет, цвет, величина, форма, протяженность, направление, движение, покой человек познает лучше через зрение.
Необходимо заметить, что в случае глубоких нарушений зрения наблюдается хроническое недоразвитие психики в связи с отсутствием у слепых и слабовидящих визуальных впечатлений. Нарушение зрения влияют на ход духовной жизни человека. Причины возникновения качественных особенностей чувственного отражения у людей с дефектами зрения кроются в том, что, во-первых, ослабляются или полностью нарушаются связи между зрительными и другими системами, которые участвуют в восприятии. Нарушения в исторически составленной системе взаимодействия анализаторов вызывают изменения в процессах чувственного познания, негативно отражаются на уровнях чувствительности отдельных анализаторных систем и на процессах восприятия и формирования представлений например, известный связь зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительный контроль влияет на качество движений руки, а с нарушениями зрения это качество снижается, поскольку рука одновременно и выполняет движение, и контролирует его. Таким образом глубокие нарушения зрения влияют на качество получения информации, поступающей через другие анализаторы. Вследствие компенсаторного приспособления нарушена система взаимодействия анализаторов перестраивается и начинает более адекватно отражать внешние воздействия.
К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения от 0,05 до 0,4 (с оптической коррекцией в виду, которое лучше видит) или с сужением поля зрения до 20о от точки фиксации. Дети с таким положением зрения испытывают трудности в обучении и в познании окружающей среды.
В тифлопедагогике накоплено значительное количество данных по обучению детей со зрительным отклонением в дошкольных учебных заведениях (Л. Солнцева, Л. Григорян, Т. Свиридюк, Л. Плаксина), однако круг методик для формирования пространственных представлений дошкольников не расширен современными и инновационными методиками. Именно поэтому я считаю тему «Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения через развивающие игры В.В. Воскобовича» актуальной и своевременной.
1.2 Цели и задачи по реализации программы
Раздел образовательной области «Ориентировка в пространстве»
Цель:
Обучение детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов.
Задачи:
1. Совершенствовать умения выделять и анализировать пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
2. Сформировать у детей теоретические знания, практические приемы и навыки ориентировки в пространстве, используя метод развивающих игр В.В. Воскобовича на занятиях по ориентировки в пространстве.
3. Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
-систематичности;
-научности и достоверности;
-сознательности.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий.
Использование игр на занятиях по ориентировке в пространстве
Игры В.В. Воскобовича проводятся 2 раза в неделю в первую половину дня в течение 7-10 минут. Количество занятий: 8 занятий в месяц.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Работа программы рассчитана на один учебный год
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 3 раза в год: в сентябре, в январе, в мае.
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:
- родительские собрания;
- консультации для родителей;
- газеты для родителей;
- выставки
1. 3 Принципы реализации программы
- гуманизации и демократизации
- воспитывающего характера обучения
- развивающего обучения
- наглядности обучения
- доступности
- систематичности, последовательности и постепенности
- связи обучения с жизнью
- активности и сознательности
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
1.4 Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Ориентирование в пространстве - одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушениями зрения, в частности, детей с косоглазием и амблиопией, изучались Е.О.Незнамовой, Л.И.Плаксиной, Е.Н.Подколзиной, Л.В.Рудаковой и др. При данной форме зрительных нарушений особенно страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленность, пространственную длину, глубину, высоту, ширину, объемность и т.д. Особенно значительный дискомфорт в пространственной ориентации дети испытывают в период окклюзионного лечения.
Результаты исследований показали, что у детей старшего возраста с этой патологией представление пространства носят еще диффузный, нерасчлененный характер; являются неточными, фрагментарными, значительно ниже уровня, чем в нормальновидящих дошкольников того же возраста. Это касается как микро, так и макроориентирования: дети способны выделить только отдельные признаки пространства при ориентировании на плоскости, без установки связи между ней и предметами; система ориентиров и точек отсчета не сформирована в них даже в старшем дошкольном возрасте. Опосредованное словом представление пространства находится на уровне приблизительных словесных обозначений, а имеющиеся представления приобретают чаще всего вербальный характер, что обусловлено монокулярным характером зрения, при котором нет возможности точно отражать эти признаки.
Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).
Детально анализируя своеобразие монокулярного зрения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
1. Умение ребенка ориентироваться на собственном теле.
2. Умение соотносить пространственные направления себя и стоящего напротив ребёнка.
3. Умение определять стороны предметов.
4. Умение составлять схемы пространства на столе, на листе бумаги.
5. Использование в речи терминов направления, пространственных предлогов.
1.6 Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов программы
Оценка полученных результатов осуществлялась по трём основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
I уровень - у ребенка не сформированы навыки ориентирования, задания самостоятельно не выполняет;
II уровень - при выполнении заданий пассивен, действует только при постоянном контроле взрослого, требуется помощь взрослого.
III уровень - предлагаемые задания выполняются правильно, помощь взрослого не требуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69
Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....
Конспект коррекционного занятия по ориентировки в пространстве с детьми 7-го года жизни: «Электроприборы»
Цель коррекционной работы:- Развитие ориентировки в микро- и макро- пространстве.- Совершенствование умения детей ориентироваться на листе, на фланелеграфе.- Развитие глазодвигательной и прослеживающе...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...
конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....
Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы.
Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы....