«Использование потенциала ИКТ в проектной деятельности в ДОУ через интеграцию образовательных областей».
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_potentsiala_ikt_v_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование потенциала ИКТ в проектной деятельности в ДОУ
через интеграцию образовательных областей».
Компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.
Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.
В рамках данного вопроса педагогами нашего ДОУ используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования это - принцип интеграции образовательных областей, который помогает максимально заинтересовать и включить детей в поисково – исследовательскую деятельность через различные формы взаимодействия. Одной из таких форм являются совместные проекты- исследования.
В дошкольном возрасте именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Еще Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, а это способствует интенсивному интеллектуальному развитию.
Любое исследование начинается с постановки проблемы перед детьми, на этом этапе могут использоваться следующие формы:
- видеообращение (педагога, персонажа, ребенка);
- видеозагадка (озвучивает ребенок, педагог, персонаж).
Приход анимированного персонажа, озвученного ребенком, помогает детям применить знания в любой области. Например, в познании оживить свой рисунок, рассказать о животном Севера или юга, в области физической культуре организовать любую форму работы: провести гимнастику, ору, подвижную игру; учит улавливать и различать звуки, действовать в соответствии с ними, помогая узнать особенности движений животных, пытаться передать их через имитационные упражнения, звуковые дыхательные упражнения, зрительную гимнастику и т.д.
Как один из вариантов интеграции образовательных областей в образовательном учреждении на заседаниях КМО, школьных проблемных групп в этом учебном году мы решили взять метод проектов в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Под руководством Маматовой А.С. реализуется внеурочная деятельность «Проектирование праздников», где создаются минипроекты на все календарные праздники, которые проходят в ОУ.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
- постановка конкретных целей и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- выделение проблемных вопросов;
- поиск нужной информации в разных источниках;
- проведение исследования;
- презентации результатов своей деятельности;
- практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.
Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т.к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.
Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте, выполняя действия по предложению взрослого или путём подражания ему.
В старшей группе (дети 5–6 лет) согласовывают действия, оказывают друг другу помощь, принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
В подготовительной группе для детей 6–7 лет взрослые поддерживают их творческую активность, создают условия для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В нашей работе реализовались проекты разных видов: социальные («Пришкольный участок», «Цветочный калейдоскоп») исследовательско -творческие («Лето-удивительная пора!»); творческие («День матери», «Бабушкин сундук»). В основном проекты краткосрочные – недельные, месячные; долгосрочный проект («Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»).
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практико ореентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность, через интеграцию образовательных областей музыка, художественное творчество для младшего и среднего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст многими педагогами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На за...
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Проектная деятельность дошкольников как средство интеграции образовательных областей
Презентация об инновационной педагогической технологии, применяемой в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В презентации представлена проектная деятельность, которую использует инструктор по фи...
«Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей».
Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знани...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию у дошкольников анализу ситуаций (причинно – следственные связи)...
Проектная деятельность через интеграцию образовательных областей, как средство развития познавательной активности у детей.
Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность...
План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...