"Формирование личности дошкольника на основе приобщения к устному народному творчеству"
статья

Конощук Наталья Викторовна

Авторская идея в моей педагогической практике "Формирование личности дошкольника на основе приобщения к устному народному творчеству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_ideya_v_moey_pedagogicheskoy_praktike_3.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская идея в моей педагогической практике:

Развитие познавательной активности старших дошкольников через детское экспериментирование

Конощук Н. В., воспитатель Маслянского детского сада «Аленушка»,

                                             филиала МАОУ Маслянская СОШ

Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает  формирование достижений у  дошкольников целей развития любознательности, самостоятельности, познавательной активности.

Вопросы развития познавательной активности детей дошкольного возраста широко исследованы в теоретических и практических трудах выдающихся психологов и педагогов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковская и многих других. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы – любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важнейшей движущей силой всестороннего развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации в обществе. В своей педагогической практике мы часто сталкиваемся с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Что можно доказать исследованиями Н. Н. Подьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Когда мы развиваем у детей дошкольного возраста познавательную активность, вместе с ней и развивается детская любознательность, стремление к самостоятельному познанию, размышление.  Но, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда оно переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций. Одним из решений может стать экспериментирование.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольников называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Как раз экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Детское экспериментирование стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природой, с основами математических знаний, здоровью и этическими правилами в жизни общества.

В настоящее время очень актуальна работа по познавательному развитию детей дошкольного возраста через детскую экспериментальную деятельность.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В настоящее время согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Таким образом, была поставлена цель моей работы – формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через включение их в экспериментальную деятельность.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Создать условия для стимулирования детской познавательной активности;
  2.  Развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности;
  3. Формировать у детей умения самостоятельно проводить исследования.

Объект исследования - познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть следующую гипотезу: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, при следующих условиях:

- обогащение предметно-пространственной среды;

- организация детского экспериментирования;

- проявление активности ребёнка.

Особое внимание мы уделили созданию предметно – пространственной среды, которая способствует самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации их познавательной активности. Для этого в группе оборудован уголок экспериментирования. Создавая мини-лабораторию, вместе с детьми мы придумали ей название «Почемучки» и эмблему галчонка, которому всё интересно. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами, а также с  количеством проведенных опытов.

Весь материал, имеющийся в лаборатории, был разделён на четыре раздела:

Неживая природа: разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.; бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

Свойства материалов: красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Приборы и оборудование: приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Наряду с этим имеется картотека экспериментов. В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии: «Я познаю мир…», «Всё обо всем» и другие.

Дети постоянно работают в уголке экспериментирования, опыты организуют по желанию, но при этом мы уточняем, что они хотят получить, но в ход не вмешиваемся. Ребята пробуют и если ошибаются, то самостоятельно находят решение и добиваются результата.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного процесса.

Опираясь на требования программы «Мозаика», мы спланировали совместную организованную и самостоятельную деятельность детей по следующим направлениям.

  1. Чтение литературы, в том числе энциклопедического характера, а также загадки как определения понятий.

Энциклопедии «Я познаю мир» (составитель А.А. Яковлев), «Всё обо всём» (составители Г. Шалаева, Л. Кашинская); Я. Аким «Где живёт вода?», С. Городецкий «Первый снег», И. Бунин «Первый снег», А. Блинов «Ветер – водонос», П. Соловьёва «День и ночь», В Даль «Старик-годовик» и др.

Чтение рассказов-сказок с постановкой эксперимента: («Принцесса на горошине», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Тёплый хлеб», «Золушка», «Кошкин дом» и другие). Например, после прочтения сказки И. Игошиной «Почему льдинка исчезла?» дети увлеченно искали ответ на вопрос: «Куда девалась льдинка?».  И дети решили провести эксперимент во время прогулки. Они проверили, куда может деться льдинка. Нашли на участки две льдинки. Одну льдинку они оставили на улице, а другую занесли в группу. Каково же было удивление ребят, когда они обнаружили, что та льдинка, которую они оставили в группе растаяла. А вечером на прогулке они увидели свою льдинку целой и невредимой.  Нам очень нравится наблюдать, как дети самостоятельно делают свои маленькие открытия!

  1. Беседы. Многие мои дети могут смело рассуждать на   предложенную тему, но есть и такие, чью мысль нужно выманивать на поверхность. Для этого я использую беседы. Часто замечаю, что дети быстрее включаются в ситуативные беседы, которые происходят «здесь и сейчас». Они чувствуют себя расслабленно, свободно излагают свои мысли. Например, выходя на прогулку, один ребёнок спрашивает, чем мы с вами дышим? Этот вопрос заинтересовал всех ребят, после возвращения с прогулки была организована беседа на данную тему. В ходе беседы другой ребенок предложил исследовать, есть ли в камне, песке, кирпиче воздух?  Так зародилась идея недельного проекта «Кто и что дышит воздухом?»
  2. Наблюдения. Самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдения будят мысль, приводят к появлению новых вопросов, новых экспериментов, новых открытий!
  3. Опыты и эксперименты. Экспериментальная деятельность распределена по направлениям:

Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и другие. С детьми проводила опыты: ««Как движется вода в растениях?», Как растения пьют воду», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», и другие. Ребята с очень большим интересом наблюдают за всей экспериментальной деятельностью, которую они проводят.

Неживая природа: провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», ««Магнитное притяжение земли». Дошкольники очень любят опыт с электричеством «Как увидеть молнию?». С большим интересом наблюдают, что чёрный цвет притягивает тепло. При проведении опыта «Лёд не тонет в воде» дети узнают о том, что при замерзании вода расширяется и, значит, становится менее плотной. Поэтому лёд не тонет.

Человек: раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Солнечные зайчики» и др.

  5. Проблемные ситуации. В любую деятельность стараюсь включать проблемные ситуации, дать детям возможность найти пути их решения. Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Просим помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).

6. Проектная деятельность. Провожу длительные проекты «Тайна пещер», «Как создаётся мультфильм?», «Из чего состоит карандаш?», в течение которых дети много экспериментируют, узнают много нового.

  1. Тематические и целевые экскурсии. Посещаем школьный краеведческий музей, сезонный экскурсии по участку детского сада, экскурсия «Деревья нашего посёлка» и другие.
  2. Настольные и дидактические игры, работа со схемами.
  3. Трудовая ручная деятельность.

Организация экспериментальной деятельности осуществляется в организуемой образовательной деятельности, входе режимных моментов, художественно-продуктивной, музыкальной, самостоятельной деятельности, на прогулке.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьями дошкольников. С этой целью активно привлекаются к совместной деятельности родители воспитанников. Важно не только заинтересовать их, но и донести важность, ценность того, что экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности. Для того чтобы поддержать интерес родителей проводится:

 Педагогическое просвещение: информационные стенды; памятки, буклеты; личный сайт педагога; папки-передвижки, родительские собрания, семинары «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение экспериментов летом», консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование».

  Вовлечение родителей в образовательный процесс группы: помощь в создании опытно – экспериментальной среды; пополнение книжного уголка детскими энциклопедиями.

Так же родители с удовольствием участвуют в выставках поделок из природного материала: «Чудесные превращения», «Дары осени»; конкурсе осенних букетов: «Осенняя фантазия»; конкурсе на лучшую поделку из бросового материала: «Отходы в доходы».

В результате проведенной работы с родителями мы можем сделать вывод: выбранные нами методы и приемы принесли значительную пользу в развитии познавательной активности детей через детскую экспериментальной деятельность.

Оптимальными педагогическими условиями развития познавательного интереса у дошкольников являются: обогащение предметно-пространственной среды, позволяющей организовывать детское экспериментирование, во время которого дошкольники проявляют детскую познавательную активность.

        Внешняя результативность практической работы в данном направлении:

- районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» «Из чего состоит карандаш?» /участие/;

- районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» «Золотая рыбка» /участие/;

- районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» «История появления сумки» /участие/;

- районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» «Как создаётся мультфильм?» /1 место/;

- районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» «Тайна пещер» /1 место/;

- областной фестиваль-конкурс детский тематических проектов «Питание и здоровье», «Хлеб – богатырская еда» /участие/;

- региональном проект "Здоровое питание", /участие/;

- областной Креатив - фестивале "Надежда", «Из чего состоит карандаш?», /участие/.

Первые промежуточные итоги показали, что изучение детской экспериментальной деятельности повышает познавательную активность дошкольников, развивает любознательность, стремление к самостоятельному познанию и мышление, что подтверждается диагностическими данными.

Для изучения уровня познавательной активности используем методику исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования по методике О. В. Афанасьевой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой (приложение 1). Детям представляем ситуацию «Кораблекрушение», в которой ребята самостоятельно проводят эксперимент и разрешают данную проблему. Из обследованных детей 54% детей имеют высокий уровень познавательной активности,  40% - средний уровень, 6% - низкий уровень.

Также для изучения познавательной активности детей проводим наблюдения за их экспериментальной деятельностью в мини-лаборатории. В процессе наблюдения обращаем внимание на инициативность, любознательность, мышление, стремление к самостоятельному познанию (приложение 2). Из обследованных детей: 33% имеют высокий уровень познавательной активности активности, 54% - средний уровень, 13% - низкий.

Некоторые промежуточные результаты становятся новой отправной точкой педагогического поиска, а представленные ниже показатели познавательной активности детей (по Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой), отражают исходное состояние вопроса, с которым впоследствии будут сравниваться результаты работы по заявленной теме.

Список литературы

1. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через

экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2015.

2.   Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4.  Прохорова Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.

5. Гармоза К. Н. Игры-эксперименты как средство формирования познавательной активности дошкольников// Детский сад – всё для воспитателя, 2018. - № 7-8.

6. Борисова Е. А. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Научные забавы" - https://infourok.ru/proekt-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nauchnie-zabavi-849709.html 

7.  Наумова Н. С. Развитие познавательной активности детей через экспериментирование -https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/15/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-cherez 

Приложение 1

Методика диагностики познавательной активности через экспериментальную деятельность дошкольников

Ситуация «Кораблекрушение

(Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

                        Изучение уровня познавательной активности

Методические указания

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

Приложение  2

Методика уровня познавательной активности

Ситуация  «Что мне интересно?»

(О.В.Афанасьева)

Методические указания

Проводим наблюдения за детьми, за их познавательной активностью.

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению.

После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

После наблюдения данные фиксируются.


Конощук Н. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мыс...

Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»...

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

Развитие связной речи ребенка возможно лишь при овладении им родным языком...

Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе по теме :  «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков» Автор конспекта НОД...

Формирование социокультурных навыков на основе приобщения к истокам народного творчества и толерантного отношения к жителям родного края.

В последнее время часто возникают дискуссии мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Поэтому в своей рабо...