Проект «Я хочу в школу»
материал (старшая группа)

Зулаева Ирина Амангельдыевна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                             Венгер Л.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_proekt.docx23.86 КБ
Файл 2_etap.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Я хочу в школу»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                             Венгер Л.А

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7-годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта.

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

  • Формирование у детей правильного представления о школе;
  • Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

  • Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
  • Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
  • Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
  • Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
  • Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

  • Воспитатели;
  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Родители.

Срок реализации проекта

Учебный 2014– 2015 гг.

Ожидаемый результат

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
  • Накопление большого багажа знаний о школе;
  • Снижение тревожности и у детей и у родителей;
  • Изменение мотивации детей к школьному обучению;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
  • Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы.

Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели диагностическое обследование (диагностика психолога) и проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя, ярко прослеживающиеся во всех рисунках: мотивация, тревожность и страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь 5 детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения

(в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т.п.

К тому же часть рисунков выполнена в темных, мрачных тонах, что отображает боязнь школы; затруднения, связанные с учебной деятельностью (коричневый цвет); негативное отношение к школе (черный цвет); отсутствие чувства ответственности ученика (фиолетовый цвет); боязнь учителя и плохих оценок (отсутствие учителя на рисунках или изображение его синим цветом).

Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после диагностического собеседования с психологом и разговора с родителями о выборе школы.  Данир пришел утром в детский сад и объявил всем, что мама его запишет в гимназию. У детей возник спор: гимназия - это школа или нет? В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что мы знаем о школе, что мы хотим узнать о школе, как мы это можем узнать.

По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:

  • Что такое школа?
  • Какие бывают школы?
  • Чему учат в школе?
  • Есть ли в школе кружки и секции? Какие?
  • Какими школы были раньше?
  • Как и где учились наши родители?

Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь». «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т.п. Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать?» Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, родители не скупятся на критические замечания, чем добиваются того, что дети не предпринимают никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Гипотеза

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным,  если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней,  о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем.  Если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

3 этап. 

  •  Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай»
  •  Праздник «Путешествие в страну АБВГДейку»
  •  Выставка  фотоальбома «Наши мамы и папы – школьники»
  •  Альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики
  •  Иллюстрации «Все о школе», выставка книг о школе в уголке чтения.
  •  Выпускной бал.

 



Предварительный просмотр:

2 этап. Организация реализации проекта.

Направление работы с детьми

Направление работы с родителями

 

Задачи

Формы организации работы с детьми

Формы организации работы с родителями

 

Формирование правильных положительных представлений о школе

Сформировать у детей первоначальные знания о школе.

Создать психологическую положительную установку на школу.

Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Развитие положительного образа школы.

Диагностика. Психологический тренинг

Проективное рисование «Рисунок школы»

Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу»,наст.печат. игра «Школа».

Рассматривание картин о школьной жизни

Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,Дентелинә Рая «Медрлин шат», Җимбин Андрей «Сурһульч күүкн Бадм» А.келвр Маньков «Ичр», «Мектә сурhульч»,А.Александрова «В школу»,Тѳвкнкин Эрнест «Сентябрь сарин негнлә»,Тачин Анжа «Хальмг келн»,келвр «Медрлин ѳдр».

Занятия: «Создание лесной школы», «Скоро в школу».

Д/и «Третий лишний».

Рисование «Дошкольник – первоклассник»

Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка, библиотека, кабинет англ.яз.,русского яз.и литературы, хальмг келнә хора, музей ветеранов педагогов, музей Великой Отечест. Войны)

Анкетирование родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Родительское собрание «Готовим детей к школе».(совместно с детьми)

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

Семинар-практикум «Развиваем мелкую моторику»

Формирование представлений о готовности детей к школе

Формирование интереса к школьному обучению

Вызвать положительные эмоциональные переживания.

Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Ознакомить с содержанием школьного обучения.

Показать важность и значимость школьных знаний.

Закрепить знания о школьных атрибутах.

Закрепление полученных знаний и представлений о школе.

Выявление особенности внутренней позиции детей.

Развитие интереса к школе.

Общение по детским рисункам «Рисунок школы».

Саңган Л. «Медрлин түлкүр».

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», стихи Төвкнкин Эрнест «Гиич» А. Барто «В первый класс»,.М Бородецкого «Первоклассник» Бембин Тимофей «Мел белн» загадки, пословицы и поговорки школьной тематики «Хувцн биш – уята ,Күнбиш-келтә»(дегтр), «Сурһульд – көгшн уга».

Экскурсия в школу№10

Посещение школьной библиотеки

Занятия: «Игры в школе», «Сурһульугакүн-сохр мет», «Күүнә кеерүл-келн,Келнә кеерүл-үлгүр»

Развлечение «Самые главные школьные слова»С/р игра «Школа», «Первоклассник»

Д/и «Скоро в школу»

Беседа «Подготовка детей к школе»

Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»

Тренинговые занятия с психологом:

  • «Знакомство»
  • «Мотивационная готовность»

«Формирование самооценки»

«Язык принятия и непринятия»

«Первый раз в первый класс»(совместное занятие с детьми)

Родительское собрание «Этнокультурное воспитание».

Формирование интереса к подготовке ребенка к школе

Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение

Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Формировать знания о школьной дружбе.

Помочь лучше подготовиться к школе.

Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!»,«Завср» (переменка), «Я хочу играть!»

Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Игры в школе», «Жадность», Төвкнкин Эрнест «Мана багш», «Байчха дегтр умшна» В, Драгунский «Денискины рассказы», Шугран Вера «Нүдн, нүдн үз»

Занятия: «Школьные правила», «Незнайка идет в школу»

С/р игра «Ложная тревога»

Д/и «Собери портфель»

Консультация «Скоро в школу»

Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптация)».

Информация в родительский уголок «Что у вас ребята в рюкзаках?»

Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей

Признание роли и авторитета учителя

Создать образ доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Закрепить интерес к учителю.

Чтение стихотворения Шугран Вера «Багш дегтрән секәд», «Эрдм» Г.П. Шалаевой,Тачин Анҗа «Дегтр», рассказы К.Д. Ушинского

Встреча и беседа с учителем начальных классов

Родительское собрание «Пора в школу»

Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Составители:

Педагог-психолог Зулаева И.А.

Воспитатель Батырова А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я хочу в школу!»

Проект «Я хочу в школу!»Подготовительная группа.Долгосрочный проект. Проблема:Внешняя мотивация к учёбе в школе.Обоснование проблемы:1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школ...

Мастер класс по проекту Я хочу в школу для воспитателей

Добрый день, уважаемые слушатели! Сегодня мы хотим вам представить мастер- класс по проекту «Я хочу в школу». Нашей беседе отведено не так много времени, поэтому приглашаем  Вас к активному и про...

Мастер класс по проекту "Я хочу в школу для воспитателей

Добрый день, уважаемые слушатели! Сегодня мы хотим вам представить мастер- класс по проекту «Я хочу в школу». Нашей беседе отведено не так много времени, поэтому приглашаем  Вас к активному и про...

Ежегодный проект «Я хочу в школу» (экскурсия)

знакомство со школой, совместная деятельность с учениками...

Проект "Я хочу в школу!"

Проект формирует у детей старшего дошкольного возраста мотивационную готовность к обучению в школе через использование педагогических технологий;и создает  условия для информационной подготовки р...

Проект "Я хочу в школу". Практико - ориентировочный проект для подготовительной группы.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе.Школа - это совершенно новая жизнь для ребенка.Она создает такие правила , с которыми он еще не вст...