Проект "Я хочу в школу!"
проект (подготовительная группа)
Проект формирует у детей старшего дошкольного возраста мотивационную готовность к обучению в школе через использование педагогических технологий;
и создает условия для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт проекта "Я хочу в школу!" | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта « Я хочу в школу!»
Сроки реализации: среднесрочный
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема:
- Несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Цель:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе через использование педагогических технологий;
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
- Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
- Формировать учебно-познавательные мотивы.
- Продолжать формировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
- Способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
- Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
- Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); знакомство детей со школой и профессией учителя.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.
Реализация проекта предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Актуальность проблемы. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Дошкольник в это время открывает для себя совершенно новый мир. Каким будет этот мир и как должен вести себя сам ребенок, остается для него загадкой, неким непреодолимым страхом. У ребенка в этот момент должны появляться такие новые качества, как, например, ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он также начинает и свою общественно-трудовую жизнь. Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. Поступление в школу – качественно новый этап в его развитии, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. В период подготовки к школе важно не допустить большую ошибку, связанную с тем, что ребенок воспринимает школьную жизнь как очередную игру (а школьные принадлежности – атрибуты к ней), которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается. В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. В литературе по данной проблеме и ФГОС ДО подчёркивается необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. При этом практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, мы решили остановиться именно на этой методике. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта, привлечь к участию в жизни группы (сбор информации)
- Создание методической базы, разработанной в соответствии с примерной основной образовательной программой детского сада
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать
- Формулировка целей и задач проекта
- Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно – образовательного процесса
- Планирование деятельности педагога и детей
- Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику; оформление уголка школьника.
- Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
Основной этап. Реализация проекта: (таблица)
План образовательной деятельности по подготовке детей к школе
Мероприятие | Задачи |
Экскурсия в школу. | Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. |
Беседа «Профессия-учитель». (приложение 1) | Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
Рассматривание картин, иллюстраций, открыток на школьную тематику, составление рассказов. | Расширять представления детей о школе. |
Сюжетно-ролевая игра «Школа». | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным. |
Создание фотоальбома «Кто у нас в семье был первоклассником» (составление рассказов) | Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, вызвать у детей положительные эмоции, развитие монологической речи. |
Просмотр мультфильмов на школьную тематику
| Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться. |
Дидактическая игра «Собери портфель», «Что лишнее?», «Одень ученика в школу», «Что сначала, что потом?» (приложение 4) | Закрепление знаний о школьных принадлежностях и их назначении, классификации предметов, распорядке дня школьника, о его внешнем виде. Развитие внимания, речи. |
Интеллектуальная игра «Почемучки». | Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи. |
Выставка иллюстрированных книг на тему «Школа», заучивание стихотворений, чтение рассказов. (приложение 2) | Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности. Н. Некрасов «Школьник»; И. Лысцов «Как тетрадка родилась»; М. А. Панфилова «Школа»; Л. Барбас «Кому нужна пятёрка»; А. Барто «Первоклассница». |
Беседа « Чем детский сад отличается от школы?», НОД «Беседа о школе?» (приложение 3) | Формировать знания дошкольников о школе и ее назначении. |
Экскурсия в школьную библиотеку. | Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. |
Вечер загадок «Скоро в школу». (приложение 5) | Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления. |
Беседа об уроках, переменах и | Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. |
Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе». (приложение 10) | Развивать внимание, память, мышление. |
Составление заповедей ученика (приложение 6) | Учить детей отражать свои впечатления в речи, кратко формулировать мысли |
Составление макета «Что должно быть в классе» (приложение 7) | Расширить и закрепить представления детей о классе, его наполняемости различными предметами интерьера |
| Учить детей отражать свои впечатления в речи и рисовании. Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки |
Рекомендовано на занятиях по подготовке к школе воспитателю выполнять следующие задачи:
- Формировать у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;
- Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;
- Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;
- Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.
Работа с родителями
- Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок – будущий первоклассник»(приложение 8). По результату – планирование консультаций, папок – передвижек и собрания.
- Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
- Консультация педагога-психолога (родительское собрание) «Психологическая готовность к школьному обучению» (приложение 9).
- Родителям принести атрибуты к созданию уголка «Школа» (обшить куклы, сделать макет парты и т.д.)
- День открытых дверей в школе.
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление лепбука «Школа»
- Создание фотоальбома «Кто у нас в семье был первоклассником»
- Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
- Оформление папки с консультациями для родителей..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ДНЯ ЖЕЛАНИЯ НА ТЕМУ: МЫ ВСТРЕЧАЕМ ДРУЗЕЙ – ШКОЛЬНИКОВ, В РАМКАХ ПРОЕКТА «ХОЧУ В ШКОЛУ».
Конспект для подготовительной к школе группе...
проект "Хочу в школу"
"Хочу в школу"...
Проект "Хочу в школу"
В последнее время проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне – среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, ш...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
Проект "Хочу в школу"
проект позволяет ребёнку познакомиться со школой и обучению в ней.Развить мотивацию к учебе в школе!...
Информационно – практико - ориентированный проект «Хочу в школу» для детей 6-7 лет
Формирование положительной мотивации к организованной учебной деятельности....
Проект "Хочу в школу"
Проект "Хочу в школу"...