«Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОУ» (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)
проект (средняя группа)
Проект направлен на на возможность практического претворения практических идей и методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_detskogo_sada_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki_v_dou_1.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОУ» (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)
Тема проекта:
Инновационные и информационные технологии
Описание проекта:
Проект направлен на возможность практического претворения педагогических идей и методик. Тема музейной педагогики остаётся актуальной, так как музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребёнка музейными средствами с целью формирования у него определённых навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции и решается одна из главных задач педагогического коллектива взаимодействия с родителями, а средства музейной педагогики помогают привлечь к сотрудничеству семьи воспитанников.
Концептуальная основа музейно-образовательной среды ДОО – культурологический подход к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада в создании мини-музея – это одна из инновационных технологий моделей воспитания, развития и социализации воспитанников в образовательном процессе ДОУ, которая оказывает большое влияние на развитие личности детей.
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
Создание мини - музеев в группах детского сада, как форма работы с детьми и родителями.
Задачи проекта:
1.Реализовать направление: «музейная педагогика» в педагогическом коллективе.
2. Обогатить душевное и физическое здоровья ребёнка через приобщение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, истина, традиции).
3. Освоить новую форму работы с детьми и родителями: сплочение коллектива воспитателей, родителей, детей; гармонизация семейных и родительско-детских отношений; привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Формировать проектно-исследовательские умения, навыки взрослых и детей. Продуктивная деятельность детей совместно с родителями.
Достигнутые результаты:
Таким образом, проект музейной педагогики расширил социализацию детей, подготовил к посещению музеев любого профиля, обогатил кругозор, способствовал формированию картины мира. По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение слушать русские народные сказки, играть в народные игры, рассказывать о сказочном персонаже, проводить экскурсию.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни, в выполнении художественно - продуктивной деятельности. Пополнились способы внедрения проектной разработки в образовательную практику ДОУ.
После оборудования мини – музея педагоги проводят занятия с детьми, организовывают выставки для детей и родителей, представляют родителям работу с детьми по данному проекту.
Реализация данного проекта в условиях интеграции образовательного процесса позволило обеспечить более эффективное развитие каждого ребёнка при создании развивающей среды для формирования познавательных потребностей дошкольника в музейной педагогике и приобщить к общечеловеческим ценностям (добро, красота, истина, самостоятельность). Обращение детского сада к историческим корням, традициям и обычаям народа дало способность активизировать потенциал личности и сохранить личностные качества каждого ребёнка. Позволило обеспечить не только освоение культуры, но и возможность творить её.
Достигнутые результаты: * Повысился интерес дошкольников к истории родной страны;
* Раскрылись творческие способности детей и родителей;
* Возрос уровень информированности родителей о деятельности ДОУ и деятельности Каширского Краеведческого музея.
Социальная значимость проекта:
Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зёрна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в будущем. Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим близким, дому и Родине. Необходимо помочь детям осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего детства, дети нуждаются в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Сбор информации, работа с педагогами, с родителями, подготовка оборудования. Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по данной теме, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения. Воспитатели: подготовка цикла бесед для детей, консультации для родителей, проведение родительского собрания «Я поведу тебя в музей».
Заместитель заведующего по ВМР: педагогический совет-дискуссия, работа по организации музейной среды, сбор экспонатов и их оценка, коллективное творческое дело, методическое оснащение и изготовление дидактического материала, самообразование, планирование по культурологическому воспитанию и работе с детьми, консультации, утверждение совместного плана работы по музейной педагогике с музейным комплексом, работа педагогического коллектива по созданию культурной среды в ДОО, ярмарка педагогических идей, презентация. Родители: участие в организации выставок игрушек, сувениров и поделок, рисунков мини-музея, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды. Работа с детьми: беседы с детьми, занятия, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, песен, проведение в развлечениях, праздниках.
2.Основной.
Работа с детьми (проведение познавательных занятий, организация совместной деятельности). Работа по данному проекту строилась на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.
- ознакомительные беседы;
- народные, дидактические, подвижные игры;
- стихи, песни;
- создание мини-музея в группе;
-посещение мини-музея;
- художественно-продуктивная деятельность;
- проведение экскурсий воспитателями, старшими детьми.
3.Заключительный.
Систематизация материала, проведение викторин, развлечений, праздников, организация выставки старинных, современных игрушек в мини-музее, смотр-конкурс мини-музеев.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
* Повышение уровня коммуникативных и интеллектуально познавательных способностей у детей;
*Овладение основными терминами музейной педагогики, расширение кругозора, обогащение словаря, повышение познавательного процесса;
*Успешное усвоение общеобразовательной программы;
*Умение видеть красоту окружающих вещей, оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
* Умение самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения художественных образов;
* Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов;
* Установление дополнительного взаимодействия ДОУ и семьи, обогащение родительского опыта новыми средствами общения с детьми;
* Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ: * Создание тематической коллекции.
1.Методические рекомендации для воспитателей по музейной педагогике.
2.Непосредственно-образовательная деятельность.
3.Родительские собрания.
4.Консультация для родителей.
5.Подбор, изучение, чтение научной и художественной литературы.
6.Сбор коллекции экспонатов для мини-музея.
7. Создание мини-музея «Снегурочки». 8. Вечер развлечений "В гостях у Снегурочки»".
9. Творческая презентация мини-музея «Снегурочки».
10.Создание мини-музея «Военная техника».
11.Спортивный праздник, посвящённый 23 февраля.
12.Создание мини-музея «Космонавтики».
13.Продуктивная деятельность детей и родителей.
14.Спортивно-музыкальный праздник, посвящённый «Дню Космонавтики».
15.Создание музея «Победы».
16.Художественное творчество детско-родительских поделок.
17.Выставка рисунков.
18.Праздник, посвящённый «Дню Победы».
19.Смотр-конкурс мини-музеев.
20.Проведение экскурсий.
21.Посещение Каширского краеведческого музея.
Достигнутые результаты
Одной из инновационных технологий в личностном воспитании дошкольников является создание мини-музеев. В нашем детском саду в разновозрастной группе (4-6 лет) воспитателем Леоновой Ларисой Петровной был создан мини-музей "Снегурочки". Снегурочка - один из самых интересных и известных героев всех времён. Она герой десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, песен, картин Русского народа. Цель мини-музея: вовлечь детей в общение и воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музей "Снегурочки" играет важную роль в развивающей среде. В создании мини-музея принимали участие не только родители, но и дети группы. Это результат совместной деятельности воспитателей, детей, родителей.
В связи с введением ФГОС ДО, проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стала одной из актуальных. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Использование инновационной деятельности для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, согласно годовому плану в нашем детском саду №6, создан в начале февраля в подготовительной к школе группе воспитателями Светланой Владимировной Воронковой и Светланой Григорьевной Гетман мини-музей "Военной техники", который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию о Родине, защитниках нашего Отечества, узнавать о музейной культуре, приобретать знания о военной технике.
Ко Дню космонавтики, который отмечается 12 апреля, воспитателями подготовительной к школе группы Воронковой С.В. и Гетман С.Г. создан мини-музей "Космонавтики". Согласно ФГОС ДО разработан цикл занятий о космосе. Дети знакомились с нашей голубой планетой, с Солнцем - самой яркой звездой, солнечной системой, созвездиями. Из научной и художественной литературы дети познакомились с различными летательными аппаратами, которые изготавливали в свободной деятельности из конструктора, картона, пластилина, делали зарисовки. Беседовали о героях космоса, о нашей землячке - летчике-космонавте, Герое России, депутате Госдумы Елене Олеговне Серовой. А самое главное - наши воспитатели раскрыли перед детьми значение космических полётов для человека.
Воспитателями подготовительной к школе группы Алямкина Г.Н. и Советникова О.В. совместно с родителями создан "Музей Победы" для детей. На основе ранее полученных представлений о событиях Великой Отечественной войны, воспитателями была проведена предварительная работа по патриотическому воспитанию с детьми и родителями: чтение книг в детском саду и дома, рассматривание иллюстраций, открыток; заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне, разучивание танцев, песен с военной тематикой на музыкальных занятиях, спортивные игры и соревнования, подбор различного материала, беседы и занятия, посвящённые ВОВ, художественное творчество. Вся работа была направлена на то, чтобы подвести детей к пониманию того, что народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев воздвигаются памятники. Чувство патриотизма, уважение к русскому солдату, уважение к ветеранам войны, чувство гордости живёт в наших сердцах и каждый год наш народ отмечает великий и светлый праздник - День Победы!
1 апреля воспитанники "Детского сада № 18" приняли активное участие в праздничной программе, мастер-классе "Пернатые наши друзья" в Мордовском краеведческом музее. Детям предлагались творческие задания с элементами изобразительной деятельности (лепка из глины, оригами - «Птицы»). Ребёнку недостаточно зрительного восприятия и словесного рассказа взрослого, ему нужно использовать движение как способ постижения нового. Детям разрешалось не только трогать объект, но и играть с ним, брать на себя роль. Диалог включал элементы сказочности, сюрпризности. В продуктивной деятельности дети закрепляют усвоенный материал, приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, свистулькой и т.п. Дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминая сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.
Охват проекта:
Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...
Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»Родительское собрание в старшей группе
Цель: Подвести родителей к выводу о том, что реализация направления «Музейная педагогика», играет огромную роль во всестороннем развитии дошкольников....
Родительское собрание на тему «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условия реализации ФГОС дошкольного образования»
Методическая разработка...
Родительское собрание в средней группе Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условиях ФГОС ДО»
Знакомство родителей воспитанников с технологией музейной педагогики в ДОУ. Повышение уровеня педагогической культуры родителей в аспекте музейной педагогики.Сформировать у родителей и детей пре...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка. Когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольни...
Родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условиях ФГОС ДО»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству. Раскрыть значение музейной педагогики во всестороннем развитии личности ребёнка....