«Помощники в путешествии: глобус, карта»
учебно-методический материал (старшая группа)

Наталья Зайдель

Задачи:

  • познакомить детей с глобусом – моделью земного шара,
  • раскрыть смысл понятия «карта» – развернутое изображение поверхности Земли на плоскости бумаги, ее назначение;
  • развивать у детей внимательность, наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshchniki_v_puteshestvii_globus_i_karta.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

1 тематическая встреча

1) Тема: «Помощники в путешествии: глобус, карта»

2) Задачи:

  • познакомить детей с глобусом – моделью земного шара,
  • раскрыть смысл понятия «карта» – развернутое изображение поверхности Земли на плоскости бумаги, ее назначение;
  • развивать у детей внимательность, наблюдательность.

3) Методы и приемы руководства: показ, объяснение, пояснение, вопрос.

4) Материал:

Демонстрационный: презентация по теме,  глобус, географическая мира.

Раздаточный: бумажный круг – «модель земного шара» на каждого ребенка, ножницы.

5) Предварительная работа: чтение арабской сказки «Приключения Синдбада - Морехода».

6) Ход встречи:

1 часть – вводная (организационно-мотивационная ) часть.

- Ребята, помните мы с вами читали о путешествиях  Синдбада – Морехода? Каких только приключений с ним не случилось, сколько интересного и нового он узнал из них! А вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Сейчас многие люди путешествуют, ездят в разные города, разные страны. А в далёкие времена люди путешествовали мало, ведь давным-давно люди думали, что земля плоская как тарелка. Стоит на трёх слонах, а они стоят на большой черепахе…(слайд 3) И мечтали дойти до края земли, но у них не было современного транспорта, они не знали, куда им идти и ехать. Люди мало знали о планете Земля, на которой мы с вами сейчас живём. Но вот они научились строить корабли: сначала небольшие, потом корабли становились всё больше и больше, они могли отправляться в далёкое плавание по морям и океанам (слайд №4). Иногда приходилось плыть много дней и ночей. В те далёкие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звёздам. Но звёзды появляются только ночью и только при хорошей погоде. С древних времён между учеными были споры о форме Земли. Но потом путешественники обратили внимание, что если идти вперёд, то никакого края земли нет, а вернёшься туда откуда пришёл. Значит Земля не плоская, а имеет форму шара. Свои знания путешественники передавали другим, то есть учили их, так появилась наука география. И, чтобы другим было понятно, придумали модель Земли – ГЛОБУС (слайд №5). Но брать его в путешествие было неудобно, поэтому  люди стали  изображать нашу планету на плоском листе бумаги, так появилась карта. На карте ученые отражали новые земли, которые они открыли и отмечали маршруты своих путешествий (слайд №6).

2 часть – основная (деятельностная часть).

- Ребята, а как выглядят современные глобус и карта? А разобраться в этом нам поможет следующий видеосюжет (показ мультфильма, слайд №7).

- И так вот он современный глобус (слайд №8) (демонстрация глобуса). Давайте с вами подумаем, почему же глобус называют маленькой моделью Земли. А вы знаете, что такое модель? (Ответы детей) Например, есть большие машины, а есть маленькие модели машин. МОДЕЛЬ – это маленькая копия большого объекта. И вот наш глобус – это маленькая копия планеты Земля.

Физкультминутка «Я - Земля»

Я планета, зовусь Земля,

Очень большая я.

Вокруг себя я кружусь,

Так как в космосе нахожусь.

(сведение и разведение рук в стороны)

(шествие вокруг себя)

(наклоны туловища вправо-влево)

(наклоны туловища вперед-назад)

(руки в боки, «пружинка», справа-слева)

- Ребята давайте с вами рассмотрим глобус. Глобус имеет форму немного приплюснутого шара, потому что наша планета Земля – это шар. На глобусе мы видим только  одну сторону Земли и чтобы увидеть другую – его надо повернуть (поворачиваю). Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете. А какие цвета есть на нем? (слайд №9)

Обсуждение цветов и их значения на глобусе (синий – вода; зеленый, желтый, коричневый – суша; белый – лед). Ответы детей корректируются по мере необходимости. Воспитатель обращает внимание на то, что ответ нужно давать полный.

- Сейчас я быстро покручу глобус (кручу глобус). Какого цвета на нем больше? (слайд №10).

Ответы детей (Синего) (слайд №10).

- Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей (На нашей планете больше всего воды) (слайд №10).

- Действительно, если Землю представить в виде круга, то воды будет гораздо больше, чем суши (слайд №10). А, чтобы это проверить, предлагаю вам следующее задание.
(Дети проходят к столам и садятся). 
- У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?
Ответы детей (Потому что, наша Земля круглая)
- Правильно (слайд №10).  Посмотрите, круг разделен линиями на 3 части: 2 части – синие и одна зеленая. Синие части это вода, а зеленая - суша. Вырезаем зеленую часть (дети вырезают зеленую часть).  Сравните их по величине, что больше?

Ответы детей

- Вода занимает 2 части из 3 всей поверхности Земли, а суша всего 1 часть.

- Ребята, давайте с вами посмотрим, как устроен глобус (слайд №12). Посередине  Земли проходит воображаемая линия - экватор (слайд №12). Экватор - это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. Экватор делит глобус пополам, на северный полюс – самая верхняя точка глобуса и южный полюс – самая нижняя точка глобуса (слайд №12). Полюса - самые холодные места на земле, а на экваторе всегда жарко (слайд №12).

- (слайд №13) Давайте же разберемся почему на полюсах холодно, а на экваторе жарко. Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда, а вот на экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега.

- С глобусом познакомились, а теперь давайте рассмотрим современную географическую карту (демонстрация карты миры) (слайд №14).

- Как мы уже и говорили карта – это плоское изображение нашей планеты. На ней в отличие от глобуса можно увидеть всю планету сразу (слайд №15). На карте и глобусе встречаются одни и те же цвета:  синий, коричневый, желтый, зеленый, белый. На карте, так же как и на глобусе мы видим экватор, указаны северный и южный полюс. Т.е. мы можем сделать вывод, что на карте и глобусе планета Земля изображена одинаково, но в отличие от карты на глобусе мы не сможем увидеть мелкие объекты: города, улицы, сады и т.д..

3 часть – заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.  

-  (слайд № 15) Так зачем же людям глобус и карта? Послушайте.

Дети показывают сценку.

Сценка:

Глобус: Я лучше тебя, ведь я точная модель земли.

Карта: Зато на мне все сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку.

Глобус: Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе суша и вода разорваны.

Карта: Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезишь…

- Давайте попробуем их примерить. Кому нужна карта?

Ответы детей (морякам, летчика, военным, путешественникам)

- А глобус?

Ответы детей (школьникам, всем кто изучает землю)

- И кто же из них нужнее?

Ответы детей (и карта и глобус нужны людям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОМОЩНИКИ В ПУТЕШЕСТВИИ: ГЛОБУС И КАРТА»

Конспект открытого занятия по курсу «Здравствуй, мир!»для старшей группы...

Конспект занятия для страшей группы.«Помощники в путешествии: карта и глобус».

Конспект занятия по  позновательному развитию  детей по программе Вахрушевой "Здравствуй мир". тема:"Помощники в путешествии:карта и глобус"...

Презентация дя детей старшей группы на тему: " Помощники в путешествии карта и глобус"

В этой презентации дети познакомятся с картой и моделью нашей земли - глобус. О том, как люди раньше представляли нашу планету Земля, для чего ее нужно беречь....

"Дружные помощники" (конспект и технологическая карта занятия по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с РАС подготовительной группы компенсирующей направленности)

Данный материал разработан в соответствии с такими особенностями развития детей с РАС, как:- трудности с пониманием языка,- трудности с употреблением языка,- трудности с построением социального контак...

Конспект занятий для детей старшей группы на тему Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)

Конспект занятий для детей старшей группы на тему: Помощники в путешествии (глобус, карта, транспорт)...

Помощники в путешествии глобус и карта

Помощники в путешествии глобус и карта. презентация...

Конспект занятия по познавательному развитию №8 в старшей группе Тема: «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Помощники в путешествии: глобус и карта»...