Конспект занятия по познавательному развитию №8 в старшей группе Тема: «Помощники в путешествии: глобус и карта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_pomoshchniki_v_puteshestvii_globus_i_karta.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №8

 в старшей группе

Тема: «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: познакомить детей с глобусом и картой.

Программное содержание: познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле-своему дому.

Материалы и оборудование: демонстрационный – глобус, географическая карта, плоская тарелка, маленький человечек, бумажный круг (разделён линиями на три равные части), ножницы; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети знают что такое глобус и карта.

Структура занятия

I

Вводная часть

4 мин

II

Основная часть

20 мин

1

Сказка

«Царство двух сыновей»

5 мин

2

Работа с пособием

«Познакомься с условными знаками…»

7 мин

3

Физкультминутка

«Путешествие»

2 мин

4

Работа с пособием

«Раскрась прямоугольники…»

3 мин

5

Работа с пособием

«Помоги Айболиту»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

1 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

I. Вводная часть   

- На прошлом занятии мы совершили прогулку по своему району, проходили мимо своих домов. «Вот мой дом, – говорили вы. – Вот моя улица». 

- А в доме вы где живёте? (В квартире.) 

- Удобно  ли  вам  там  жить?  

- Да,  ведь  и  водопровод и  свет,  и  отопление. Со всем,  что  есть  в доме, вы  обращаетесь  бережно,  если  что-то  испортилось, приводите в порядок.

- Ваша  квартира  находиться  в  подъезде,    подъезд  в… (доме),  дом – на… (улице), улица  – в… (городе),  город  – в… (стране), а  страна  – на нашей Земле! Вот и получается, что Земля – наш общий дом.

 - Удобен ли  этот дом  для  человека?

- Да, в нём есть всё, что необходимо для жизни. Что  же?  

- Вода, пища, свет, тепло. И всё это надо беречь, любить и пользоваться с умом. Вот послушайте сказку.  

II. Основная часть

  1. Сказка

- История эта началась  давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и о матери. Как только подошёл срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озёра….  

- И решил старший сын переделать свое царство так, как ему нравится. Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного, что, переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые досаждали ему… И завизжали пилы, и посыпались яды на поля… Но  когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг, то не увидел он ничего, кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери и птицы, засохли реки и озёра….

- А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире,  а  работник. И  как хороший хозяин должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал свое царство.  Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью. Потому что  знал, он в ответе за тех, кого приучил. А земля платила ему за заботу своей щедростью.  

- Помните, что ни за какие сокровища не сможете вы купить ни ласковых лучей солнца, ни пения птиц, ни чистого воздуха, ни счастья. Платить за всё это вы должны своей любовью, добром и трудом.  

- Какой же он, наш общий дом? Об этом думали люди всегда. Очень-очень давно они считали, что наша Земля похожа на тарелку и что если долго идти, то можно дойти до её края, то есть до края земли.

Воспитатель показывает детям большую плоскую тарелку и ставит на нее маленького человечка.

- До сих пор сохранилось выражение «на краю земли» – значит, очень далеко. Но сколько ни ходили люди, до края земли, не дошёл ни один.

- Как Вы думаете, какой же формы должна быть наша Земля, чтобы это происходило?

Надо дать детям возможность проверить эту задачу, представив её на разных поверхностях: цилиндр, конус, куб, шар.

  1. Работа с пособием (задание 1)

- Наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса. На нём есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Синего.)

- Как по-вашему, что обозначено этим цветом?

- Чем темнее цвет, тем глубже в этом в этом месте море или океан. Какие ещё цвета есть на глобусе?

- Зелёный – это равнины. Как вы думаете, что такое равнины?

- Коричневым цветом обозначают горы. Чем темнее цвет, тем горы выше. Что обозначено жёлтым цветом?

- Белым?

- Если Землю представить в виде круга, то воды будет 2/3,остальное – суша. От какого слова образовано слово «суша»?

- Вырезаем круг, делим его линиями на 3 части. Разрезаем его. Возьмём 2 части. Вот сколько места занимает на Земле вода.

- А что находиться на оставшейся части?

- Больше половины суши приходиться на пустыни, льды, горы, то есть на те места, где человек жить не может. Отрезаем от отставшего куска больше половины. Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека.

- Наш общий дом совсем невелик.

Сложите все куски вместе, чтобы дети увидели, какую часть от целого круга составляет пригодная для жизни Земля.

- Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно. Для этого есть карты. Карта – это тоже изображение нашей Земли. Давайте найдём на карте место, где мы сейчас находимся.

- Как называется наша страна?

- На карте она занимает немного места, её всю можно закрыть ладонью. На самом деле Россия – страна большая.

- Где живут люди?

- В городах, сёлах, посёлках. На глобусе обозначены только большие города. Но есть карты, на которых нанесены небольшие города, посёлки, деревни.  В каком городе живём мы с вами?

- На карте города обозначены точкой. Таких точек на карте России много.

- Какого цвета больше всего на карте России? (Зелёного.) 

- Что это значит? (В России много лесов, полей, лугов.)

- Есть ли горы в нашей стране? Покажите их на карте.

- Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (Это реки.) 

- Не зря, в песни поётся: «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек».

- Мы с вами будем много путешествовать и постараемся побольше узнать о своей стране.

  1.  Физкультминутка

- Давайте представим себе, что мы тоже отправились в путешествие.

Сначала мы шли, долго, долго (ходьба на месте)

Потом поехали на лошадке (делают щелчки язычком, управляют

                                                                                                  вожжами)

Пересели на осла (на «и-о», управляют ослом)

Пересели на верблюда (имитируют плавное покачивание туловища)

Пересели на лодку (имитируют управление веслами)

Снова шли, шли,  и домой пришли (ходьба, присаживаются)

  1. Работа в пособии (задание 2)

- Что изображено на картинках?

- Раскрасьте прямоугольники под рисунками тем цветом, которым изображается на глобусе и карте эта местность.

  1. Работа в пособии (задание 3)

- Доктору Айболиту нужно добраться до своих пациентов. На чём он сможет это сделать?

- Соедините линиями.

III. Заключительная часть

Итог

- Как вы думаете, для чего люди рисуют карты?

- Нужна ли будет карта в нашем путешествии?

- Людям каких профессий необходимы карты на работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные помощники. Бытовые электроприборы»

Конспект  занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные помощники. Бытовые электроприборы»          Программные задачи:О...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...