Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в группе
материал

Творкунас Галина Владимировна

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  разновозрастной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комбинированного вида № 32 «Страна чудес».

Образовательный процесс осуществляю в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Развивающую предметно-пространственную среду в группе я обустроила с учетом возрастных особенностей детей (. Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  разновозрастной группы средний - старший возраст Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комбинированного вида № 32 «Страна чудес».

Образовательный процесс осуществляю в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Развивающую предметно-пространственную среду в группе я обустроила с учетом возрастных особенностей детей (. Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности.

Развивающая предметно – пространственная среда организована с учётом требований ФОП.

Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.

Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

В связи с этим мною были созданы:

Центр по ПДД и ОБЖ. Центр по ОБЖ учит безопасности жизнедеятельности детей. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. В центре дорожного движения – рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены различные машины, дорожные знаки, макеты улиц с перекрестками, светофором, макеты домов, игры по данной тематике.

Центр патриотического воспитания.  В нем находятся: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, семьи, столицы области, страны; семейные фото-коллажи литература по патриотическому воспитанию, настольные игры «Народы России»; «Животный мир края» и т.д..

Центр развития речи включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы. Созданные руками детей книжки, наборы игр, картотеки загадок, пословиц и поговорок.

 Центр сюжетно-ролевой игры. Здесь развивается игровой опыт каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Магазин» «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Моряки», «Мы - пожарные» и т.п.

Центр музыкально - театральной деятельности, в котором подобраны разнообразные маски сказочных персонажей, пальчиковый театра, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты. Различные театральные костюмы.

Центр «игротека»  имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук.  

Центр науки и экспериментирования включает в себя различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления,  пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центр опытно - экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Имеется картотека опытов и экспериментов.

Центр воды и песка. Организуя игры с песком и водой, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребёнка. Для игр с песком я подобрала совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

Центр творчества. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым бросовым материалом для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Отведено место для презентации или выставки детских работ.

 Оборудован центр для физического развития, который стимулирует физическую активную детей. Для него отведено пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком,  разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

 Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Все игры и пособия расположены на уровне роста детей и находятся на открытых стеллажах.

Среда вариативна, состоит из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных центров, библиотеки, игровых и т.д), которые дети выбирают по собственному желанию. Предметно-пространственная среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей.

 Игровое оборудование в группе разнообразно и легко трансформируется. Игровая среда стимулирует детскую активность и  обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.

  Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе); возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель (шкафы, стеллажи и полки) в группе и в зонах активности прикреплены к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Развивающая средасозданная в группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Такая организация развивающей предметно-пространственной  среды группы кажется мне наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды второй компенсирующей группы

   Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокульт...

Аналитическая справка "Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе"

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, ...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в детском саду, с учетом принципа интеграции образовательных областей....