Аналитическая справка "Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе"
материал (подготовительная группа)

Бондарчук Светлана Валерьевна

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Организуя развивающую предметно – пространственную среду в подготовительной группе мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_rpps.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Группу посещают дети 6-7 лет. Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует возрастным возможностям и потребностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено в соответствии с требованиями основной образовательной программы МДОУ д/с №17, а также ФГОС ДО и представлено игровыми материалами и игрушками, дидактическими пособиями и материалами, спортивным оборудованием и инвентарем. Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование групповых помещений безопасное, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и способствует развитию детей.

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Организуя развивающую предметно – пространственную среду в подготовительной группе мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями дошкольников.

Размещение оборудования по центрам активности позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: центр конструирования, творчества,   книги,  театрально-музыкальной деятельности,  природный, центр наблюдений и опытов, развития речи, физкультурный, и др.

Для решения задач образовательной области «Физическое развитие» в приемном помещении группы оборудован Центр физкультуры и спорта, оснащенный оборудованием, соответствующим возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Кроме материала фабричного производства присутствуют игры и пособия, выполненные руками родителей и воспитателей. Это массажеры, мягкие мячи, флажки, ленты, приспособления для развития мелкой моторики рук, а также пособия для развития воздушной струи. Также в приемном помещении находится доска для презентации детских работ, магнитная доска, выполняющая несколько задач в зависимости от необходимой ситуации. Это и информационное табло для детей и родителей, и место для обозначения выбора ребенка, и дополнительное место для самопрезентации. Для повышения самозначимости личности ребенка персональные шкафчики оформлены каждым ребенком самостоятельно.

Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребёнка, помогают знакомиться с окружающим миром. Главная задача – воспитание интереса и любви к книге, как к источнику знаний, стремление к общению с ней. Центр книги расположен в центре группы рядом с удобным столиком. Литература подобрана по возрасту, разнообразная тематика, книги периодически меняются. Кроме книг в центре имеются детские журналы, энциклопедии.

В «Патриотическом центре» собрана информация о нашей Родине, столице, о родном городе, крае. Представленные детям игры, альбомы-презентации о достопримечательностях, помогают расширить представления детей о своей родине. Здесь же находятся личные фотоальбомы детей с семейными, памятными фотографиями детей.

В «Центре творчества» в нашей группе находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага разной фактуры, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, ножницы, раскраски, пластилин).  Здесь же присутствует разнообразный природный и другой неоформленный материал, что позволяет детям реализовать свои задумки. Свои творческие работы дети презентуют в разных местах группы на специально выделенных местах: тут же на доске, на двери в спальное помещение, на специальных подставках в приемной, или в коридоре сада.

 Для успешного развития познавательного интереса детей большое место в группе отведено под «Центр наблюдений и опытов». И самостоятельно, и под руководством воспитателя дети могут совершать свою опытническую деятельность. Для этого центр оснащен разнообразным инвентарем: стаканчики, лупы, пинцеты, весы, мерные емкости, иллюстрации опытов, цветные стекла и т.п.  Рядом находится «Центр дидактических игр», где воспитанники могут закрепить полученные знания, или получить новые от сверстников или взрослых. Имеются игры и пособия на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

«Центр природы» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Кроме получения знаний по уходу за комнатными цветами, основной задачей является формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Также в группе имеются детские энциклопедии и красочные издания о растительном и животном мире планеты. Это материал, который стимулирует познавательный интерес.

Большое внимание в группе уделяется речевому развитию. Поэтому в «Речевом центре» есть игры, способствующие развитию фонематического слуха, слоговой структуры слова; имеются пособия для составления рассказов, разгадывания ребусов и др. Детям представлен наглядный материал для самостоятельного проведения артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

«Центр безопасности» оснащён необходимыми атрибутами для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности. Здесь представлены и игры, и макеты, и журнал с иллюстрациями по теме безопасности, изготовленный самими детьми. Данные пособия позволяют детям понять ценность здоровья, необходимости следить за своим поведением, чтобы не навредить себе и окружающим, помогают освоиться ребенку в мире разрешающих и запрещающих символах-знаках мира взрослых.

Конструкторская игра у детей 7 – го года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт что – то нужное, полезное. В связи с этим, в уголке всегда есть материал, необходимый для выражения своей цели. Это разнообразный конструктор и по материалу изготовления, и способам крепления, и по способу строительства. Здесь же находятся в распоряжении детей альбомы со схемами и фотографиями готовых построек. Для своих построек ребята используют разнообразные поверхности группы: пол, столы, передвижной подиум. Подиум удобен тем, что позволяет сохранить начатую игру. При этом дети могут использовать знак «Не разбирать», что позволяет другим «строителям» согласовывать свои планы.

«Театрально-музыкальный центр» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Кроме традиционных масок фабричного производства в центре есть место хранения для масок, изготовленных руками детей, которые используются для детских постановок. Музыкальные инструменты позволяют детям выразить свое настроение, или дополнить свои постановки новыми гранями. Разнообразные аксессуары, находящиеся здесь помогают юным артистам в перевоплощении. Здесь же находится импровизированная сцена. Наличие большого занавеса на ней позволяет детям превращать эту зону в дополнительное место для уединения, игровую площадку в сюжетно-ролевой игре в соответствии с замыслом героев.

«Центр сюжетно-ролевой игры» дает возможность детям примерить на себя роль взрослого. В этом возрасте дети уже в состоянии объединять в одной игре несколько сюжетов, выстраивая ее в соответствии с согласованным между собой планом. Недостающие атрибуты к игры дети подготовительного возраста способны подготовить сами. Для этого в группе созданы все условия.

Главная идея по оформлению группового помещения состоит в том, что группа должна принадлежать детям. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Сочетание нескольких функций в одном предмете дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (мебели, модулей, ширм и т.д.). Эту же функцию выполняют и предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, пригодным для использования в разных видах детской активности.

Организация предметно - развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Используя возможность изменений образовательного пространства группы: преобразование, превращение, видоизменение пространства создает дополнительную мотивацию, заинтересованность и активизирует детей в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся их интересов и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в группе

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  разновозрастной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комби...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды второй компенсирующей группы

   Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокульт...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью...