«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_pavlovoy_gyuzyal_tahirzyanovny.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №9, структурное подразделение
«Детский сад «Родничок»
«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
\
Павлова Гюзял Тахирзяновна,
педагог – психолог
г. Новокуйбышевск,2023
Характерологические особенности ребенка с ТНР 5-7 лет.
У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы. У ребенка с ОНР недостаточный объем и устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у ребенка с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Тема занятия. Путешествие в страну Радость
Цель: коррекция и развитие внимания, памяти ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста с применением приемов нейропсихологии.
Задачи:
- формировать произвольную регуляцию и контроль поведения
- развивать межполушарное взаимодействие
- стимулировать развитие произвольного внимания
- развивать зрительную и слуховую память с помощью элементов нейропсихологии
Ожидаемые результаты.
Занятия по выбранному направлению будет способствовать:
- дошкольник следуют инструкции взрослого человека;
- способен к концентрации и устойчивости произвольного
внимания;
- улучшены показатели слуховой памяти;
- умеет выполнять несколько дел одновременно;
- улучшены навыки мелкой моторики.
Продолжительность занятий 20 - 25 минут.
Структура занятия.
- Ритуал приветствия -3 минут
- Основная часть. Нейродинамические упражнения 5 минут.
Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, внимания, снятия напряжения.10 минут
- Завершение. Рефлексия. 5 минут
Вводная часть Давай, поздороваемся с тобой! Вспомни, какие слова приветствия ты знаешь?
А как можно поздороваться, без слов (невербальным способом).
Как ты думаешь, здороваться могут только люди? (Ответы детей).
Верно, все, что нас окружает, имеет свой язык. Давай представим, что ты деревья и поздороваемся.
(Психолог предлагает поздороваться как деревья, кусты, трава, птицы).
Психолог: - Я хочу пригласить тебя в путешествие в сказку. Какие сказки вы знаешь?
- Ритуал входа в сказку
• формировать произвольную регуляцию и контроль поведения, память, воображение
Смотри, какая красивая коробка, интересно, что в ней? Давай посмотрим! Здесь книга сказок (Ребенок рассматривает волшебную книгу вместе с психологом). Слышишь, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Ты готов к путешествию? Тогда, давай успокоимся, возьмемся с тобой за руки, пройдем через волшебные ворота. (сухой душ).
Где же мы с тобой оказались? Кажется, я поняла, слышишь это шумит море и кричат чайки. Мы оказались на берегу моря, ну что пошли? (Аудио запись «Звуки моря»)
Психолог: - Вот мы и на берегу моря. Давай ляжем на песок, на коврики: и подставим свои лица под морской ветерок, он такой мягкий, так нежно прикасается к нашим волосам, ладошкам, лицу. Морской воздух оказывает целебное действие на органы. Давай еще раз вдохнем его и почувствуем, как он исцеляет нас (упражнения на дыхание).
- Ой дождик! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давай коснемся водички, какая она, да, она прохладная, приятная, Послушай, как шумит море. А кто живет в море? Медузы, дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), различные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (показывает, как ходят крабы). Просит повторить ребенка.
С берега мы отправляемся в страну Радость.
- На чем поплывем? Нарисуем корабль.
Корабль готов, полный вперед.
2. Основная часть (психогимнастика)
• сформировать произвольную регуляцию и контроль поведения,
Вижу остров, это и есть страна Радости. Причаливаем! Поможем друг другу выйти с корабля!
Психолог:
«Раз рука и два рука! (Поднять руки вверх)
Вот ладошка левая, вот ладошка правая. (Смотрят по очереди на ладони)
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не боятся помочь. (Сгибают руки в локтях)
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить. (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить.
Почувствуй тепло моих рук!
Улыбнись мне мой друг
Ведь мы прибыли в страну Радость.
• развивать межполушарное взаимодействие, произвольность внимания, память.
- А ты знаешь, море всегда дарит какой-то подарок, давай посмотрим, может и нам море что-то приготовило? Вот песок, окуни свои ладошки. Что ты почувствовал? Какой он на ощупь, действительно он чуть прохладный, мягкий, нежный, приятный. Набери его немного и высыпь, действительно замечательные ощущения! Посмотри, в песочке что-то есть! (находит в песке ракушки и камешки).
- Рассмотри свои камешки, на что они похожи?
- Рассмотри ракушки?
Давай выложим дорожку из камней слева, а справа из ракушек.
Посмотри, какая огромная ракушка есть у меня. Давай послушаем ракушку, что ты слышишь?
- Да, мы слышим, как в ракушке шумит море. А мне раковина что-то рассказывает. Давай послушаем историю, которую рассказала мне вот эта большая раковина.
Дыхательные упражнение
Способствует концентрации внимания, снижению напряжения.
«В море живут волшебные существа — Крибли и Крабли. Они очень дружелюбные, веселые и общительные. Нам нужно передать им очень важное послание. Сделать это можно только с помощью волшебных предметов: стакана (пластиковой бутылки) и трубочки. Тебе нужно дуть в стакан (бутылку) через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое “булькание”. Нужно дуть как можно дольше, чтобы Крибли и Крабли смогли услышать сигнал»
Сигнал услышан!
- Посмотри, Крибли и Крабли оставили сундучок, а в нем сюрприз. Включается музыка и проводится нейроигра: «Кулачки, ладошки». (последняя схема демонстрирует прощание с героями истории).
6. Ритуал выхода из сказки (рефлексия)
Психолог предлагает вернуться в детский сад, пройдя под волшебным куполом. (сухой душ)
- Как хорошо все получилось, волшебный купол вернул нас в детский сад.
- Наше путешествие закончилось.
ИТОГ
-Мы с тобой вернулись. Посмотри мы снова в своем родном детском саду. Я хочу тебя поблагодарить за путешествие со мной в страну Радость.
(можно спросить у ребенка, какое настроение или подвести к экрану настроения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»
Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на созд...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»
Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....