«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pavlovoy_gyuzyal_tahirzyanovny.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №9, структурное подразделение

«Детский сад «Родничок»

 «Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

\

Павлова Гюзял Тахирзяновна,

педагог – психолог

г. Новокуйбышевск,2023

Характерологические особенности ребенка с ТНР 5-7 лет.

У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы. У ребенка с ОНР недостаточный объем и устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у ребенка с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Тема занятия. Путешествие в страну Радость

Цель: коррекция и развитие внимания, памяти ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста с применением приемов нейропсихологии.

Задачи:

  • формировать произвольную регуляцию и контроль поведения
  • развивать межполушарное взаимодействие
  • стимулировать развитие произвольного внимания
  • развивать зрительную и слуховую память с помощью элементов нейропсихологии

Ожидаемые результаты.

Занятия по выбранному направлению будет способствовать:

- дошкольник следуют инструкции взрослого человека;

- способен к концентрации и устойчивости произвольного

внимания;

- улучшены показатели слуховой памяти;        

- умеет выполнять несколько дел одновременно;

- улучшены навыки мелкой моторики.

Продолжительность занятий 20 - 25 минут.

Структура занятия.

  1. Ритуал приветствия -3 минут
  2. Основная часть. Нейродинамические упражнения 5 минут.

Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, внимания, снятия напряжения.10 минут

  1. Завершение. Рефлексия. 5 минут

Вводная часть Давай, поздороваемся с тобой! Вспомни, какие слова приветствия ты знаешь?

А как можно поздороваться, без слов (невербальным способом).

Как ты думаешь, здороваться могут только люди? (Ответы детей).

Верно, все, что нас окружает, имеет свой язык. Давай представим, что ты деревья и поздороваемся.

(Психолог предлагает поздороваться как деревья, кусты, трава, птицы).

Психолог: - Я хочу пригласить тебя в путешествие в сказку.  Какие сказки вы знаешь?

  1. Ритуал входа в сказку

•        формировать произвольную регуляцию и контроль поведения, память, воображение

Смотри, какая красивая коробка, интересно, что в ней? Давай посмотрим! Здесь книга сказок (Ребенок рассматривает волшебную книгу вместе с психологом). Слышишь, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Ты готов к путешествию? Тогда, давай успокоимся, возьмемся с тобой за руки, пройдем через волшебные ворота. (сухой душ).

Где же мы с тобой оказались? Кажется, я поняла, слышишь это шумит море и кричат ​​чайки. Мы оказались на берегу моря, ну что пошли? (Аудио запись «Звуки моря»)

Психолог: - Вот мы и на берегу моря. Давай ляжем на песок, на коврики: и подставим свои лица под морской ветерок, он такой мягкий, так нежно прикасается к нашим волосам, ладошкам, лицу. Морской воздух оказывает целебное действие на органы. Давай еще раз вдохнем его и почувствуем, как он исцеляет нас (упражнения на дыхание).

- Ой дождик! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давай коснемся водички, какая она, да, она прохладная, приятная, Послушай, как шумит море. А кто живет в море?  Медузы, дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), различные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (показывает, как ходят крабы). Просит повторить ребенка.

С берега мы отправляемся в страну Радость.

- На чем поплывем? Нарисуем корабль.

Корабль готов, полный вперед.

2. Основная часть (психогимнастика) 

•        сформировать произвольную регуляцию и контроль поведения,

Вижу остров, это и есть страна Радости. Причаливаем! Поможем друг другу выйти с корабля!

Психолог:

«Раз рука и два рука! (Поднять руки вверх)

Вот ладошка левая, вот ладошка правая. (Смотрят по очереди на ладони)

И скажу вам, не тая:

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не боятся помочь. (Сгибают руки в локтях)

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить. (Гладят щеки)

Чуткие руки умеют дружить.

Почувствуй тепло моих рук!

Улыбнись мне мой друг

Ведь мы прибыли в страну Радость.

Песочная терапия

•        развивать межполушарное взаимодействие, произвольность внимания, память.

 - А ты знаешь, море всегда дарит какой-то подарок, давай посмотрим, может и нам море что-то приготовило?  Вот песок, окуни свои ладошки. Что ты почувствовал? Какой он на ощупь, действительно он чуть прохладный, мягкий, нежный, приятный. Набери его немного и высыпь, действительно замечательные ощущения!  Посмотри, в песочке что-то есть! (находит в песке ракушки и камешки).

- Рассмотри свои камешки, на что они похожи?

- Рассмотри ракушки?

Давай выложим дорожку из камней слева, а справа из ракушек.

Посмотри, какая огромная ракушка есть у меня. Давай послушаем ракушку, что ты слышишь?

- Да, мы слышим, как в ракушке шумит море. А мне раковина что-то рассказывает. Давай послушаем историю, которую рассказала мне вот эта большая раковина.

Дыхательные упражнение

Способствует концентрации внимания, снижению напряжения.

«В море живут волшебные существа — Крибли и Крабли. Они очень дружелюбные, веселые и общительные. Нам нужно передать им очень важное послание. Сделать это можно только с помощью волшебных предметов: стакана (пластиковой бутылки) и трубочки. Тебе нужно дуть в стакан (бутылку) через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое “булькание”. Нужно дуть как можно дольше, чтобы Крибли и Крабли смогли услышать сигнал»

Сигнал услышан!

- Посмотри, Крибли и Крабли  оставили сундучок, а в нем сюрприз. Включается музыка и проводится нейроигра: «Кулачки, ладошки». (последняя схема демонстрирует прощание с героями истории).

6. Ритуал выхода из сказки (рефлексия)

Психолог предлагает вернуться в детский сад, пройдя под волшебным куполом. (сухой душ)

- Как хорошо все получилось, волшебный купол вернул нас в детский сад.

- Наше путешествие закончилось.

ИТОГ 

-Мы с тобой вернулись. Посмотри мы снова в своем родном детском саду. Я хочу тебя поблагодарить за путешествие со мной в страну Радость.

(можно спросить у ребенка, какое настроение или подвести к экрану настроения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на  созд...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»

Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....