Психотерапевтические техники в работе с клиентами
методическая разработка

Канева Ольга Александровна

Методичнские рекомендации для психологов и специалистов центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihoterapevticheskie_tehniki_v_rabote_s_klientami.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В методических рекомендациях раскрывается понятие психотерапевтических техник, описывается их практическое применение в работе с различными возрастными категориями клиентов. Техники направлены на решение широкого спектра психологических проблем.

Данная методическая рекомендация предназначена для специалистов и психологов-практиков, работающих в центре, специализирующихся в различных областях прикладной психологии и консультирования.

Автор: психолог отделения психолого-педагогической помощи Бюджетного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» О.А. Канева

Пояснительная записка

В последние десятилетия становятся популярными различные психологические техники воздействия на психику и поведение человека, позволяющие адекватно использовать ресурсы психики для достижения поставленных целей. Исследования данной проблемы активно применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе и менеджменте. Они положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб и прочее.

Психотерапевтические техники представляют собой действия, которые служат для выявления и нейтрализации дезадаптивных поведенческих стратегий, с одной стороны, и замены их на продуктивные, ведущие к повышению уровня адаптивности и субъективному улучшению качества жизни клиента, с другой.

Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник: принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

Т.С. Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.

• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.

• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.

• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия.

Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.

А теперь перейдем к конкретным примерам психотерапевтических техник и их применению на практике.

Содержание

Психотерапевтические техники в работе с клиентами.

В некоторых случаях реальную помощь способны оказать быстродействующие психотерапевтические техники, которые безопасны только при правильном их применении. Это несложные упражнения на воображение и самовнушение. К помощи воображения мы прибегаем в обычной жизни постоянно: при любой игре, прослушивании приятной музыки, просмотре кинофильмов. Любое искусство невозможно представить без элементов творческого воображения и перевоплощения. А самовнушение используется нами самостоятельно на протяжении всей нашей сознательной жизни.

Надо понимать, что данные техники рассчитаны на получение дополнительных психологических и физических ресурсов в экстремальных условиях и обстоятельствах. А это значит, что в стабильной, нормальной ситуации прибегать к ним не следует по причине того, что если дополнительный ресурс получен, то его непременно со временем придется возвратить. Бесконтрольно стимулировать психологические ресурсы нельзя. Поэтому на свое усмотрение и по собственному желанию делать такие упражнения длительное время без контроля специалиста категорически запрещено. Помните, что одно и то же лекарство может и навредить, и исцелить. То, что хорошо и полезно в тяжелейшие моменты, когда речь идет о жизни и смерти, может быть плохим и вредным, когда критические обстоятельства миновали.

Если во время выполнения техник, вы почувствовали любого рода дискомфорт, необходимо сразу же прекратить упражнение. Еще раз напоминаем, что они рассчитаны на тех, кому необходим дополнительный психологический ресурс.

Упражнение «3 по 5».

Люди нередко испытывают сильный стресс, шок, тревогу, могут терять контроль над собой, впадать в состояние паники, истерики, реально ощущать себя и оценивать свои поступки, отдавать отчет своим действиям, им становится трудно управлять собой и думать о последствиях. Это естественное состояние психологической защиты, но оно не только мешает человеку в такой острой и опасной ситуации, но и может стоить ему или окружающим жизни.

Часто людей тревожат мысли о будущем, неизвестность, усиливающаяся повторным переживанием травмирующих событий. Важно вывести человека из состояния шока, привести его «в себя», чтобы он снова начал воспринимать окружающий мир и контактировать с ним, мог проявлять осторожность, продумывать свои действия и контролировать ситуацию.

Данный метод помогает вернуть человека в реальность. Для этого находящийся рядом должен попросить его:

  • Быстро назвать 5 цветов, которые он сейчас видит перед глазами.
  • Назвать 5 звуков, которые он слышит в данное время.
  • Назвать 5 ощущений своего тела в текущий момент.

После таких упражнений человек обычно возвращается в состояние «здесь и сейчас». При необходимости можно дополнительно хлопнуть ладонями перед лицом, как бы давая сигнал.

Упражнение «Дыхание на обратный счет».

Данную технику можно использовать, чтобы остановить панику, прогнать страх, взять себя под контроль. Первое, что необходимо сделать в случае панической атаки и сильного страха, - успокоиться. Но это легко сказать, а вот как? Конечно, с помощью техники дыхания на обратный счет.

Меры предосторожности - безопасное место.

Лучше начинать упражнение до того, как паника и страх захлестнули.

Закройте глаза. Начинайте глубоко медленно дышать. Не менее 10 дыхательных циклов. Глубокий быстрый вдох - и медленный выдох. Теперь представьте в воображении электронное табло. С цифрой, например, 50 (вообще от 10 до 100). На каждый такой вдох и выдох цифра на табло уменьшается на один. То есть 50..49..48...47.. и так до нуля. Пятьдесят циклов дыхания с глубоким комфортным вдохом и медленным выдохом. Не делайте очень глубокий вдох. Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза. Результат не заставит себя ждать.

В зависимости от условий можно уменьшать или увеличивать количество циклов.

Упражнение «Поплавок».

Когда все вокруг кажется ужасным, наступает отчаяние, теряются силы, хочется сдаться, нет веры в собственные силы, отсутствует всякое желание, одолевает безразличие, человеку необходим хотя бы лучик уверенности и надежды, чтобы разогнать мрачные мысли и чувства, придать уверенность, подавить страх и испуг. Для этого можно использовать следующую технику.

Сначала прочитайте содержание упражнения, потом закройте глаза, успокойтесь и только тогда проделайте его.

Живо представьте, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны, силу ветра, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? Поплавок - ваша душа. Она может всегда бороться со стихией и победить. Так она устроена. И стихия, буря тоже не вечна, утихнет, будет солнце и штиль. Тянитесь вверх. Сейчас надо верить и надеяться, а не отчаиваться.

Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с «застреванием» на личностной проблеме.

Упражнение «Прогони проблему».

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: «Уйди!».

Упражнение «Вращающийся куб».

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение «Стирание негативной информации».

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно «стирать» с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Еще раз напоминаем, что при любом неприятном ощущении сразу необходимо прекратить выполнение любого из перечисленных упражнений.

Арт-терапевтические техники для работы с взрослыми.

Некоторые техники для арт-терапевтической работы в парах.

1. «Рисование в парах». Рисуйте с партнером на листе бумаги. Если вы испытываете затруднения из-за отсутствия «правил игры», можете следовать следующим условиям: один рисует извилистыми линями, другой – прямыми, каждый использует свой определенный цвет или группу цветов, один пытается копировать то, что рисует другой (одновременно).

2. «Каракули Д. Винникота». Нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ. Варианты: нарисуйте символ или образ текущего момента или состояния. Поменяйтесь с партнёром и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им. Затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Аналогично предыдущему, но с выбором темы или, напротив, совершенно спонтанно.

Техники семейной арт-терапии.

1. «Семейный портрет». Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.

2. «Кинетический рисунок семьи». Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д., изобразите себя в любой роли, которую вы играете в семье, изобразите план вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.

3. «Скульптура семейных отношений». Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от центра - «я», создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. д. Изобразите, «семейное дерево». Части дерева должны символизировать разных членов семьи.

4. «Детские воспоминания». Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем - то же самое в определенный момент вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома». Вашу семейную ситуацию, когда вы были  ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).

5. Отношения родителей. Разбейтесь на две группы: «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей... Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.

6. «Эмоциональные портреты». Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть. Вариант: создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы вас видеть.

7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

8. «Проблемы и их разрешение». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь, например, алкоголизм, заболевание, инвалидность, безработица и т. д.

Техники арт-терапии в работе с детьми.

Коррекция эмоционального неблагополучия детей.

  1. «Свободный рисунок в круге».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.

  1. «Рисование по сырому листу».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

  1. «Водный салют».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень — не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

  1. «Мелки — наперегонки».

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно - быстро) делает штрихи на листе.

  1. «Разноцветье камней».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

  1. «Картины».

Цель: развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

  1. «Лицо».

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Материалы: шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Орнамент».

Цель: развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

  1. «Семья».

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.

Материалы: шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Зеркальный монстр».

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы: зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.

  1. «Маска».

Цель: осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.

Материалы: заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

  1. «Создание образов в цвете».

Цель: развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.

Материалы: болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Специалист обращает внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).

  1. «Маленький жираф».

Цель: раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка внимания и творческого мышления.

Материалы: акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.

Инструкция: после прочтения сказки «Маленький жираф» попросить ребенка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.

Сказка «Маленький жираф» (Сучкова Н.О.).

Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам!! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:

- Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?

Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»

- Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?

- Нет. Я сам!

Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:

- Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!

14. «Рисование на кукле».

Цель: лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы: гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

  1. «Разноцветные листы».

Цель: совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Материалы: четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.

Инструкция: ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.

Заключение

Итак, психология на сегодняшний день имеет очень и очень много техник и методов, — как индивидуальных, так и групповых, — и в начале своего профессионального пути психолог выбирает между ними, но с ростом его опыта он начинает смотреть на психологию как на целое. С этого момента психолог либо начинает использовать все техники и методы — т.е. любую технику, которая подходит под индивидуальность клиента, либо он остается в своем избранном направлении работы — и это направление начинает распространяться и включать в себя множество техник и методов. И психолог тогда становится своего рода артистом, творцом своего пути.

Список литературы

  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  2. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003
  3. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике / Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001
  4. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - е...

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

Реализация психотерапевтической функции в работе воспитателя посредством игротерапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия в работе воспитателя,способствующий преодолению психологических и социальных проблем....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник в работе педагога ДОО

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе педагога ДОО»...

Психотерапевтические техники в работе педагога ДОУ

Использование элементов арттерапевтических техник в работе педагогов дошкольного учреждения....

Работа с родителями "Инновационные и традиционные техники в работе с детьми раннего возраста"

Работа с родителями "Инновационные и традиционные техники в работе с детьми раннего возраста"...

Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.

Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...