«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме
Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. «Очевидно, что игрушки для детей – слова, а игра – речь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_i_master-klass_shevchenko_i.n.2.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение воспитателей старших групп ДОУ Белгородского района
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №18 п.Разумное Белгородского района» Шевченко Ирина Николаевна |
апрель 2011г.
Раскрывая тему можно сказать, что главным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является – игра.
К великому таинству игры уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги.
Благодаря их трудам и исследованиям Организация объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Ребёнка, выходящего на «жизненную дорогу».
В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически к понятию «воспитание», что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. По Платону, игра – это источник удовольствия.
И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «принято само по себе».
Русский педагог начала 20 века Н.В Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка.
Так значит, игра и призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.
Игра – прежде всего работа фантазии, «а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению;
Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства: тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта и нет игры.
Итак, игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.
В работе с детьми используются следующие игровые психотерапевтические техники:
Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми?
Всё дело в том, что игра для ребёнка - естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. «Очевидно, что игрушки для детей – слова, а игра – речь».
Детям бывает иногда очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом, разыгрывая тем самым вновь проживая определённые ситуации.
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребёнок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребёнка естественная среда общения — это игровая деятельность.
Наблюдение за игрой ребёнка и участие в ней позволяет понять, как он познает мир. Для ребёнка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребёнок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребёнка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребёнка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать свои переживания. Игра для ребёнка — это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы
Игротерапия - это процесс совместного взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего.
Особенностью игротерапии является тесная связь с реальностью, бытом, истинными ценностями народа.
Цели:
- Предоставление ребёнку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;
- Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала ребёнка, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи:
- оказание помощи детям ощутить свою способность справляться с изменчивостью окружающего мира и разочарованием, и, мобилизовав внутренние ресурсы, сохранить свою безопасность;
- формирование адаптивных защитных механизмов в условиях потенциального пространства игровой терапии;
- развитие у ребёнка чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, принятие себя;
- создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения средствами человеческого общения;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния;
- развитие памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
- помощь ребёнку в осознании своего реального Я, повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.
Работа состоит в несколько этапов:
1-й этап — установление контакта — свободная игра ребёнка, его знакомство.
2-й этап — введение в игру ребёнка какой-либо ситуации. В процессе разыгрывания, ребёнок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль на активную, деятельную роль;
3-й этап — продолжение свободной игры ребёнка, позволяющая ребёнку полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности.
Задача воспитателя - наблюдение за процессом игры ребёнка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организован его поведение? Каков основной сюжет игры?);
• анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);
• оценка навыков общения ребёнка (Чувствуется ли контакт с ребёнком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребёнок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?)
Сказочная игротерапия.
*Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребёнка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.
* Сказкотерапия для детей основана на том, что ребёнок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках.
Сказкотерапия для детей часто проводится в сочетании с цветотерапией, игротерапией или музыкотерапией.
Рассказывание историй.
Задачи:
*Помочь ребёнку отработать травматические ситуации:
используются метафоры, не лобовые и не угрожающие.
*помочь понять роль семьи и окружающих в жизненных обстоятельствах;
*помочь ребёнку увидеть самого себя в этих ролях.
*Помочь ребёнку выразить и исследовать свои чувства — тревоги, страхи, вину и т. п.
*Помочь ребёнку в формировании творческих вариантов выхода из ситуации:
*подкреплять высвобождение творческой энергии.
*Помочь ребёнку принять различные решения ситуации и их последствия.
Методическое объединение воспитателей старших групп ДОУ Белгородского района
МАСТЕР - КЛАСС:
«Применение игровых техник при обучении рисованию»
Подготовила: воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №18 п.Разумное Белгородского района» Шевченко Ирина Николаевна |
апрель 2011г.
Цель мастер – класса: Освоение и последующее активное применение психотерапевтических техник в практической деятельности педагога- воспитателя.
Большие возможности для эстетического развития ребёнка заложены в детской изобразительной деятельности. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, использования оптимальных методов и приемов обучения. В советской и зарубежной педагогике ведётся поиск эффективных методов художественного воспитания (Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комаровa и др., за рубежом - Б. Джефферсон, В. Лоуенфельд, М. Хамильтон и др.).
В связи с этим особое внимание следует обратить на применение игровых приёмов (техник), которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.
Близость игры и художественной деятельности как разновидностей творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью
Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности и потому способствуют оптимизации процесса руководства ею.
Система игровых приёмов обучения - это совокупность приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных; и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.
Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых приёмов осуществляется: во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. По своему характеру такие мотивы близки общественно направленным, присущим зрелой художественной деятельности и оказывающим наибольшее виляние на поиск выразительных средств создания образа и его качество.
В соответствии с содержанием предложенного мотива детские рисунки (аппликации) используются в игровом плане. Возникновение таких мотивов у детей обеспечивает понимание и принятие ими поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству и способам изображения, от выполнения которых зависит успешность игрового использования детских работ; вызывает активность при создании изображений, а затем их осмысленный и заинтересованный анализ.
Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.
Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью – качества, характеризующие по мнению Н.А. Ветлугиной, наличие творческого начала в детской художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.
Н.П. Сакулина рассматривала игровые ситуации как одно из средств, позволяющих придать детской изобразительной деятельности художественно-творческий характер, и использовала их при обучении детей сюжетному рисованию. Она вскрыла при этом один из механизмов действия игровых приемов обучения: «оживление» образа, которое дает детям толчок для развития содержания рисунка, а педагогу – основу для руководства работой над выразительностью образа. В связи с этим игровые приемы применялись как одно из средств формирования образного начала (Т.Г. Казакова), самостоятельности (Н.Я. Шибанова) в изобразительной деятельности младших дошкольников.
Выделяются две группы игровых приёмов и их варианты.
1. Обыгрывание изображаемого предмета, игрушек, картин-панорам. Эта игровая ситуация может состоять из имитационных или внеобразных действий (загадывание-угадывание; прятание-поиск и т.п.). Содержание сюжетно-игровых ситуаций может быть основано на литературных сюжетах (инсценировки сказок, потешек и т.п), или впечатлениях от окружающей жизни (инсценировки жизненных сюжетов).
2. Обыгрывание изображения. В зависимости от характера обыгрываемого образа следует различать сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) образом и обыгрывание готового (законченного) образа.
Кроме того, занимаясь творчеством, ребёнок не задумывается о конечном результате, он поглощен процессом, который для него достаточно терапевтичен. Так, в процессе изодеятельности у детей актуализируются их переживания, они, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Происходит эмоциональная разрядка, и состояние ребёнка меняется. Он избавляется от плохого настроения, перестаёт бояться, проявляет свою агрессию безопасным способом – на бумаге.
Уважаемые коллеги я хотела бы более подробно познакомить вас с некоторыми игровыми техниками, используемыми при обучении рисованию.
Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен)
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из – за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнок. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники: Педагог имеет клубок ниток или (верёвки) цвета и толщины. Разматывая нить, показывает детям, образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью « рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того,как все дети «порисовали»,педагог обсуждает с ними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
*Можешь ли ты увидеть здесь какие – либо буквы?
*Какие фигуры ты здесь видишь?
* Можешь ли ты здесь разобрать какие – либо цифры?
* Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие – нибудь события?
После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Показания и рекомендации к применению.
Описанная техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.
А теперь предлагаю вам поучаствовать в коллективной работе при использовании игровой техники на занятии.
Техника: "Сказочная страна"
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: Свободное размещение на общей плоскости.
Цели:
1) Развивать чувство красоты и гармонии, чувство радости труд художника, дающему возможность в художественном творчестве все отношение к добру и злу, раскрыть связь конструкции, назначением постройки с образом жизни человека, развивать навыки декоративной работы.
2) Развивать творческую активность детей, художественные способности, способность развитию воображения.
3) Воспитывать интерес к сказкам, воспитание художественного вкуса, воспитание ответственности за свою работу на уроке. Воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к формам совместной деятельности на занятияхизобразительного искусства.
Задачи: Построить сказочный город.
Рисунки сказочных героев, домики которых должны нарисовать дети.
Литературный ряд: Русские народные сказки, "Терем-теремок", "Муха Цокотуха", "Дюймовочка,"Снежная королева", "Красная шапочка"Кот в сапогах" и другие.
Музыкальный ряд: Как фон во время практической работы песня "Маленькая страна", "Золушки"
Методы обучения: Наглядный, метод развития образного мышления, объяснительно-иллюстративный.
Методы обучения:
словесные: рассказ, объяснение, беседа
наглядные: демонстрация образцов
практическая: самостоятельное выполнение
Ход занятия -игры
На переднем плане помещена большая тонированная бумага, на которой в центре нарисован терем.
В: Ребята! Что это?
Дети: Терем - теремок!
В: Терем - теремок, кто в тереме живёт?
Дети:
Я - мышка - норушка,
Я - лягушка - квакушка,
Я - комар - пискун,
Я - лисичка - сестричка,
Я - мишка - косолапый.
В: Ребята! А вы не ошибаетесь? Дело в том, что на этой поляне совсем недавно жили-поживали Золушка, Мальвина, баба Яга, Снежная королева и много, много других сказочных героев, но злая фея на зло всем нам стёрла сказочное государство (она ведь не может без подлости) и лишь этот чудо - теремок остался здесь. Может там злая фея живёт?
Дети: Нет! В таком красивом, резном домике не может жить злая фея. Её дом должен быть злым и тёмным.
В: Выходит по внешнему виду можно судить о назначении здания?
-А какие вы здания можете назвать?
Дети: Здание тюрьмы, например, я видел, оно большое, но какое - то придавленное, мне даже страшно было около него стоять. И я думаю, что в такое здание даже Царевну Несмеяну не посадишь, хотя она и плачет весь день.
В: Да ребята! Вы правы. Каждое здание имеет своё назначение:
Дети: Например здание Дома Культуры нашего посёлка. Здание очень красивое , сказочное и в нём могут жить только волшебники.
В: А здание храма, на вопрос о церквях дети отвечали:
Дети: Церковь - она отличается красивыми куполами и крестом на самом верху и когда мы стоим рядом с этим зданием, то кажется , что так спокойно на душе.
В: Да ребята! Церковь - это величие, это молчание. Когда снизу смотришь на купола, кажется, что они уплывают в небо. Перед зданием церкви всегда хочется остановиться, постоять в молчании, подумать о близких
В : Ребята! А кто может жить в этом домике?( изображение мрачного дома)
Дети: Колдун, наверное. Дом или скорее покосившаяся избушка, все мрачно, таинственно.
В: В этом таинственном домике может жить, наверное, одинокий человек, а это жилище действительно напоминает избу колдуна.
В: Ребята! А ведь мы уже забыли о наших героях. Ведь злая фея оставила их без жилищ.
В:Что же сегодня мы будем рисовать?
Дети: Мы будем рисовать дома для сказочных героев.
В: А вот и наши герои. Кто там в слезах?
"Муха - цокотуха по полю пошла,
Муха - цокотуха денежку нашла.
Пошла муха на базар,И купила самовар.
Да вот беда, пока муха была на базаре, злая фея и оставила её без уютного домика. Кто поможет мухе - цокотухе?
В:А это что? (звучит музыка и песня "Золушка")
Дети: Это Золушка!
В: Первый угадавший и помогает Золушке. Зачитываются отрывки из сказок с описанием героев и дети сразу, отгадывая, приступают к работе.
После завершения - панно на доске. Дети самостоятельно размещают свои работы на общей плоскости.
Анализ выполнения работ.
В: Ребята! Рассмотрите внимательно каждый домик и оцените достоинства и недостатки каждой работы. Все справились с заданием? Как вы считаете? Покажите, какие домики получились самыми красивыми и точно выражают характер героев сказок.
Рефлексия
Уважаемые слушатели!
Прошу вас ответить : «Где, по - вашему мнению можно применить эту технику и с какой целью?»
- На сколько по- вашему мнению она эффективна?
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье-
Урок рождённый вдохновеньем.
Благодарю вас за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать ...
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и н...
Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.
Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...