«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме

Шевченко Ирина Николаевна

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. «Очевидно, что игрушки для детей – слова, а игра – речь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_i_master-klass_shevchenko_i.n.2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей старших групп ДОУ Белгородского района

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №18 п.Разумное Белгородского района»

Шевченко Ирина Николаевна

апрель 2011г.

Раскрывая тему можно сказать, что главным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста  является – игра.

К великому таинству игры уже многие века пытаются приблизиться  литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги.

Благодаря их  трудам и исследованиям Организация  объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Ребёнка, выходящего на «жизненную дорогу».

В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически к понятию «воспитание», что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. По Платону, игра – это источник удовольствия.

И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «принято само по себе».

Русский педагог начала 20 века Н.В Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка.

Так значит, игра и призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Игра – прежде всего работа фантазии, «а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению;

 Психологически игра может быть определена  не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства: тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта и нет игры.

Итак, игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

В работе с детьми используются следующие игровые психотерапевтические техники:

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми?

Всё дело в том, что игра для ребёнка  - естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. «Очевидно, что игрушки для детей – слова, а игра – речь».

Детям бывает иногда очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом, разыгрывая тем самым вновь проживая определённые ситуации.

   Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребёнок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

  Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребёнка естественная среда общения — это игровая деятельность.

 Наблюдение за игрой ребёнка и участие в ней позволяет понять, как он познает мир. Для ребёнка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребёнок позволяет себе опробовать различные способы поведения.

Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребёнка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребёнка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать свои переживания. Игра для ребёнка — это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы

Игротерапия - это процесс  совместного взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления  собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего.

Особенностью игротерапии является тесная связь  с реальностью, бытом, истинными ценностями народа.

Цели:

- Предоставление ребёнку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;

- Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала ребёнка, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи:

- оказание помощи детям ощутить свою способность справляться с изменчивостью окружающего мира и разочарованием, и, мобилизовав внутренние ресурсы, сохранить свою безопасность;

- формирование адаптивных защитных механизмов в условиях потенциального пространства игровой терапии;

- развитие у ребёнка чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, принятие себя;

- создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения средствами человеческого общения;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния;

- развитие памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;

- помощь ребёнку в осознании своего реального Я, повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.

Работа состоит в несколько этапов:

1-й этап — установление контакта — свободная игра ребёнка, его знакомство.

2-й этап — введение в игру ребёнка какой-либо ситуации. В процессе разыгрывания, ребёнок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль на активную, деятельную роль;

3-й этап — продолжение свободной игры ребёнка, позволяющая ребёнку полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности.

Задача  воспитателя -  наблюдение за процессом игры ребёнка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организован его поведение? Каков основной сюжет игры?);

• анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);

• оценка навыков общения ребёнка (Чувствуется ли контакт с ребёнком, пока он занят игрой? Оказывается  ли ребёнок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?)

Сказочная игротерапия.

*Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребёнка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.

 *  Сказкотерапия для детей основана на том, что ребёнок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках.

Сказкотерапия для детей часто проводится в сочетании с цветотерапией, игротерапией или музыкотерапией.

Рассказывание историй.

Задачи:

*Помочь ребёнку отработать травматические ситуации:

используются метафоры, не лобовые и не угрожающие.

*помочь понять роль семьи и окружающих в жизненных обстоятельствах;

*помочь ребёнку увидеть самого себя в этих ролях.

*Помочь ребёнку выразить и исследовать свои чувства — тревоги, страхи, вину и т. п.

*Помочь ребёнку в формировании творческих вариантов выхода из ситуации:

*подкреплять высвобождение творческой энергии.

*Помочь ребёнку принять различные решения ситуации и их последствия.

Методическое объединение воспитателей старших групп ДОУ Белгородского района

МАСТЕР - КЛАСС:

«Применение игровых техник при обучении рисованию»

Подготовила:

воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №18 п.Разумное Белгородского района»

Шевченко Ирина Николаевна

апрель 2011г.

Цель мастер – класса: Освоение и последующее активное применение психотерапевтических техник в практической деятельности педагога- воспитателя.

Большие  возможности для  эстетического  развития ребёнка заложены в детской изобразительной деятельности.  Реализация этих возможностей во многом  зависит  от  характера  педагогического  руководства данным  видом деятельности,  в  частности,  использования оптимальных методов и  приемов  обучения.  В советской и зарубежной педагогике ведётся поиск  эффективных методов художественного  воспитания  (Н.Н. Ростовцев,  Н.П. Сакулина,  Т.С. Комаровa  и др.,  за  рубежом - Б. Джефферсон,  В. Лоуенфельд,  М. Хамильтон и др.).

В связи  с этим особое внимание  следует  обратить на применение игровых  приёмов (техник),  которые  являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста,  так как соответствуют их возрастным особенностям.  Мы полагаем,  что  применительно  к руководству  изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание,  заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.

Близость игры и художественной деятельности  как разновидностей творчества проявляется в  общности  ведущих психических процессов,  лежащих в их основе  (воображение,  эмоции).  Известно, что  эти процессы наиболее легко  возникают  и  развиваются в условиях игры.  Это даёт  основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью

Существование  связей игры и  художественного творчества позволяет  предполагать,  что  игровые приёмы  соответствуют  не только  возрастным  особенностям детей,  но  и  специфике детской изобразительной деятельности  и  потому  способствуют  оптимизации процесса руководства  ею.

Система игровых приёмов  обучения - это совокупность  приёмов,  характеризующихся  едиными  существенными  признаками  (наличием игровых  действий,  воображаемой ситуации,  направленностью на  решение дидактических  задач),  определенным образом классифицированных; и  включенных в  современную методику  руководства детской изобразительной деятельностью.  

Игровые  приёмы  оказывают  влияние на  эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на  занятиях изобразительной деятельностью,  формируют  отношение детей к обучению, способствуют  качественному  освоению изобразительных учений и развитию творчества.  Воздействие  игровых приёмов  осуществляется:  во-первых,  путем  создания с  их помощью мотивов,  направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей.  По  своему характеру  такие мотивы близки общественно  направленным,  присущим  зрелой художественной деятельности  и  оказывающим наибольшее  виляние  на  поиск выразительных средств создания образа и  его  качество.

В  соответствии  с  содержанием предложенного мотива детские рисунки (аппликации) используются в игровом плане. Возникновение таких мотивов у детей обеспечивает понимание и принятие ими поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству и способам изображения, от выполнения которых зависит успешность игрового использования детских работ; вызывает активность при создании изображений, а затем их осмысленный и заинтересованный анализ.

Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.

Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью – качества, характеризующие по мнению Н.А. Ветлугиной, наличие творческого начала в детской художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.

Н.П. Сакулина рассматривала игровые ситуации как одно из средств, позволяющих придать детской изобразительной деятельности художественно-творческий характер, и использовала их при обучении детей сюжетному рисованию. Она вскрыла при этом один из механизмов действия игровых приемов обучения: «оживление» образа, которое дает детям толчок для развития содержания рисунка, а педагогу – основу для руководства работой над выразительностью образа. В связи с этим игровые приемы применялись как одно из средств формирования образного начала (Т.Г. Казакова), самостоятельности (Н.Я. Шибанова) в изобразительной деятельности младших дошкольников.

Выделяются две  группы игровых приёмов и  их варианты.

1.  Обыгрывание  изображаемого  предмета,  игрушек,  картин-панорам.  Эта игровая ситуация может  состоять из  имитационных или внеобразных действий  (загадывание-угадывание;  прятание-поиск и  т.п.).  Содержание  сюжетно-игровых ситуаций может  быть основано  на литературных  сюжетах  (инсценировки  сказок,  потешек и  т.п), или впечатлениях  от  окружающей жизни  (инсценировки жизненных сюжетов).

2.  Обыгрывание изображения.  В зависимости  от  характера обыгрываемого  образа  следует  различать  сюжетно-изобразительную игру  с  незаконченным  (создаваемым)  образом и  обыгрывание  готового  (законченного)  образа.

Кроме того, занимаясь творчеством, ребёнок не  задумывается о конечном результате, он поглощен процессом, который для него достаточно терапевтичен. Так, в процессе изодеятельности  у детей актуализируются их переживания, они, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Происходит эмоциональная разрядка, и состояние ребёнка меняется. Он избавляется от плохого настроения, перестаёт бояться, проявляет свою агрессию безопасным способом – на бумаге.

         

Уважаемые коллеги я хотела бы более подробно познакомить  вас с некоторыми игровыми техниками, используемыми при обучении рисованию.

 Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен)

Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из – за страха осуждения  с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнок. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.

Описание техники: Педагог имеет клубок ниток или (верёвки) цвета и толщины. Разматывая нить, показывает детям, образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью « рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить  «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того,как все дети  «порисовали»,педагог обсуждает с ними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:

*Можешь ли ты увидеть здесь какие – либо буквы?

*Какие фигуры ты здесь видишь?

* Можешь ли ты здесь разобрать какие – либо цифры?

* Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие – нибудь события?

После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.

Показания и рекомендации к применению.

Описанная техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.

          А теперь предлагаю вам поучаствовать в коллективной работе при использовании игровой техники на занятии.

Техника: "Сказочная страна"

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: Свободное размещение на общей плоскости.

Цели:

1) Развивать чувство красоты и гармонии, чувство радости труд художника, дающему возможность в художественном творчестве все отношение к добру и злу, раскрыть связь конструкции, назначением постройки с образом жизни человека, развивать навыки декоративной работы.

2) Развивать творческую активность детей, художественные способности, способность развитию воображения.

3) Воспитывать интерес к сказкам, воспитание художественного вкуса, воспитание ответственности за свою работу на уроке. Воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к формам совместной деятельности на занятияхизобразительного искусства.

Задачи: Построить сказочный город.

Рисунки сказочных героев, домики которых должны нарисовать дети.

Литературный ряд: Русские народные сказки, "Терем-теремок", "Муха Цокотуха", "Дюймовочка,"Снежная королева", "Красная шапочка"Кот в сапогах" и другие.

Музыкальный ряд: Как фон во время практической работы песня "Маленькая страна", "Золушки"

Методы обучения: Наглядный, метод развития образного мышления, объяснительно-иллюстративный.

Методы обучения:

словесные: рассказ, объяснение, беседа

наглядные: демонстрация образцов

практическая: самостоятельное выполнение

Ход занятия -игры

На переднем плане помещена большая тонированная бумага, на которой в центре нарисован терем.

В: Ребята! Что это?

Дети: Терем - теремок!

В: Терем - теремок, кто в тереме живёт?

Дети:

Я - мышка - норушка,

Я - лягушка - квакушка,

Я - комар - пискун,

Я - лисичка - сестричка,

Я - мишка - косолапый.

В: Ребята! А вы не ошибаетесь? Дело в том, что на этой поляне совсем недавно жили-поживали Золушка, Мальвина, баба Яга, Снежная королева и много, много других сказочных героев, но злая фея на зло всем нам стёрла сказочное государство (она ведь не может без подлости) и лишь этот чудо - теремок остался здесь. Может там злая фея живёт?

Дети: Нет! В таком красивом, резном домике не может жить злая фея. Её дом должен быть злым и тёмным.

В: Выходит по внешнему виду можно судить о назначении здания?

-А какие вы здания можете назвать?

Дети: Здание тюрьмы, например, я видел, оно большое, но какое - то придавленное, мне даже страшно было около него стоять. И я думаю, что в такое здание даже Царевну Несмеяну не посадишь, хотя она и плачет весь день.

В: Да ребята! Вы правы. Каждое здание имеет своё назначение:

Дети: Например здание Дома Культуры нашего посёлка. Здание очень красивое , сказочное и в нём могут жить только волшебники.

В: А здание храма, на вопрос о церквях дети отвечали:

Дети: Церковь - она отличается красивыми куполами и крестом на самом верху и когда мы стоим рядом с этим зданием, то кажется , что так спокойно на душе.

В: Да ребята! Церковь - это величие, это молчание. Когда снизу смотришь на купола, кажется, что они уплывают в небо. Перед зданием церкви всегда хочется остановиться, постоять в молчании, подумать о близких

В : Ребята! А кто может жить в этом домике?( изображение мрачного дома)

Дети: Колдун, наверное. Дом или скорее покосившаяся избушка, все мрачно, таинственно.

В: В этом таинственном домике может жить, наверное, одинокий человек, а это жилище действительно напоминает избу колдуна.

В: Ребята! А ведь мы уже забыли о наших героях. Ведь злая фея оставила их без жилищ.

В:Что же сегодня мы будем рисовать?

Дети: Мы будем рисовать дома для сказочных героев.

В: А вот и наши герои. Кто там в слезах?

"Муха - цокотуха по полю пошла,

Муха - цокотуха денежку нашла.

Пошла муха на базар,И купила самовар.

Да вот беда, пока муха была на базаре, злая фея и оставила её без уютного домика. Кто поможет мухе - цокотухе?

В:А это что? (звучит музыка и песня "Золушка")

Дети: Это Золушка!

В: Первый угадавший и помогает Золушке. Зачитываются отрывки из сказок с описанием героев и дети сразу, отгадывая, приступают к работе.

После завершения - панно на доске. Дети самостоятельно размещают свои работы на общей плоскости.

Анализ выполнения работ.

В: Ребята! Рассмотрите внимательно каждый домик и оцените достоинства и недостатки каждой работы. Все справились с заданием? Как вы считаете? Покажите, какие домики получились самыми красивыми и точно выражают характер героев сказок.

Рефлексия

Уважаемые слушатели!

 Прошу вас ответить : «Где, по - вашему мнению можно применить эту технику и с какой целью?»

- На сколько по- вашему мнению она эффективна?

Итог обыденной работы-

Восторг волшебного полёта!

Всё это – дивное явленье-

Урок рождённый вдохновеньем.

Благодарю вас за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать ...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение;  расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность с детьми  доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает  двигательные умения и н...

Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...