Консультация на тему «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
консультация (младшая группа)
Речь является формой общения. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
- загадать загадку и найти отгадку
- поискать приметы времени года
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация на тему «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада» | 19.1 КБ |
konsultatsiya.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами.
Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу
Тема : «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Речь является формой общения. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
- загадать загадку и найти отгадку
- поискать приметы времени года
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
- Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
- Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
- Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
- Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (провести с родителями артикуляционную гимнастику.)
«Как едет лошадка». Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк». Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла».Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
- «покусываем язычок»,
- «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
- расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
(Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.
Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да — в огороде лебеда",
"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша — принесли домой ерша"
"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу — я на солнышке лежу" и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
- Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это?)
-Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
5. Подведение итогов собрания
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)» …
Предварительный просмотр:
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами.
Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу
Тема : «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Речь является формой общения. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы, можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает
- загадать загадку и найти отгадку
- поискать приметы времени года
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
- Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
- Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
- Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
- Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (провести с родителями артикуляционную гимнастику.)
«Как едет лошадка». Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк». Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла».Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
- «покусываем язычок»,
- «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
- расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
(Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.
Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да — в огороде лебеда",
"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша — принесли домой ерша"
"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу — я на солнышке лежу" и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
- Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это?)
-Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
5. Подведение итогов собрания
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)» …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе "Развитие речи 4 - 5 лет в условиях семьи и детского сада"
Родительское собрание...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его ...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Мастер-класс на тему "Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи"
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Развитие речи в...
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома, вовлечь родителей в педагогический процесс и ж...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ".
Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ"....