Консультации для педагогов ДОО
консультация
Обмен опытом воспитания детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов на тему:
«Инновационные игровые технологии для старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Зюзева К.В.
2019 г
«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»
Эрик Берн
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса.
К инновационным педагогическим технологиям относятся:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Игровые технологии.
Цель игровых технологий – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровых технологий решают ряд задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды и др.).
Компоненты игровых технологий
Компоненты игровых технологий | Структурные элементы игры |
Мотивационный | Установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | Задачи игры |
Содержательно-операционный | Правила, игровые действия |
Ценностно-волевой | Игровое состояние |
Оценочный | Результат игры |
С введением ФГОС ДО по пяти образовательным областям игровые технологии включают в себя:
Социально-коммуникативное развитие – игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Познавательное развитие - здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей;
Речевое развитие - игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики, игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики, игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса;
Художественно-эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие - включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников.
Технология развивающих игр
Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.
1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.
2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.
3. С большим интересом дошкольники занимаются играми В. Воскобовича.
«Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
«Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи, сенсорных и творческих способностей). Формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами («гибкость», «прозрачность»), соотношение целого и части.
В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.
4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».
5. Развивающая игра Нуммикон - это программа, система и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики, а также детей с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении математики, с интеллектуальными нарушениями. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
6. Игровое пособие Фрёбеля - это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фребеля.
7.Игры Б. П. Никитина представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Технология ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Пособие «Кольца Лулля» - эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется практически во всех видах образовательных областях: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой.
Список использованных источников
1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспиатние. —1991. — № 11.
2. Карелина С. Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В. В.»
3. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
4. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
5. Г. В. Фадина [и др.]. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях — Балашов, 2004.
6. http://www.consultant.ru
7. http://www.logozavr.ru
Используемые игры и упражнения
Упражнение – разминка «Карандаши»
Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.
Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д.
Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:
• Поднять руки вверх и опустить их.
• Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.
• Присесть, встать.
• Наклониться вперед, назад.
Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило, в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала.
Ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания.
Игра «Почему так произошло?»
(технология ТРИЗ)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например:
1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов на тему:
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Зюзева К.В.
2017 г
Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Задачи нравственно-патриотического воспитания.
1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
4. Расширение знаний ребенка о городах России.
5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
9. Развитие чувства гордости за достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.
Методы патриотического воспитания.
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
Участие в праздниках.
Участие в посильных общественно-полезных работах.
Формы патриотического воспитания.
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Материалы для работы по патриотическому воспитанию.
- Репродукции картин.
- Методическая литература.
- Наглядные и дидактические пособия.
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
- Современные средства ТСО.
- Аудиозаписи.
- Карты, атлас, глобус.
- Художественная литература.
- Государственная символика.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем.
Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Содержание патриотического воспитания.
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы.
Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.
Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное вовлечение в педагогический процесс.
Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
В заключение.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.
В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий.
Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
Материал подготовлен с использованием интернет источника skazka88.ru›
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с историей российской армии»
Составила: воспитатель
Зюзева К.В.
2018 г
Детство для человека - это пора развития основных психических функций. В этот период формируется психический пол его личности. Проблема воспитания маскулинных качеств (качеств присущих мужскому полу) у мальчиков является одной из важнейших проблем детской психологии, так как без ее решения невозможно воспитать настоящего мужчину. В 6 лет с мальчиком происходят важные изменения. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. В возрасте 6 лет мальчики словно замыкаются на отце, дяде или другом значимом мужчине. В них просыпается потребность быть рядом с мужчиной, учится у него, подражать. Им хочется «учится быть мужчиной».
Качества мужественности не возникают сами по себе, мужчиной в социальном плане не рождаются, им становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать уже с дошкольного возраста.
Воспитание маскулинных качеств у мальчиков более эффективно в процессе ознакомления с российской Армией. Дети узнают о мужестве, героизме солдат, об их доброте, о красоте армейских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание детей подражать военным, создает благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».
Можно выделить три направления по ознакомлению детей с Российской армией: «В старину в Отечестве нашем»; «Великая отечественная война»; «Современная Российская Армия».
Следует подчеркнуть, что для дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к этой теме. Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически.
В работе следует использовать различные методы и приемы: беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок. Что позволит уточнить представления детей о своей стране, о ее столице, о жизни людей разных национальностей. Знакомить детей с особенностями военной службы в мирное время, с особенностями службы разных военных профессий: ракетчиков, летчиков, моряков, танкистов, радистов. Рассказать детям о разных странах, которые не всегда живут дружно. Подвести детей к выводу о необходимости защищать родину.
В процессе ознакомления с Российской Армией использовать военные игры. Они углубляют симпатии к российским солдатам и вызывают желание подражать им, быть выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на выручку друг другу.
Эффективными формами работы по ознакомлению детей с армией являются - посещение музеев боевой славы, памятников и обелисков, возложение детьми цветов к ним.
Серия проектов таких, как «Богатыри земли русской», «Награды России», «Отчизны верные сыны», «Военные профессии», «Русский военный костюм», «Армия вчера, сегодня завтра». С целью уточнения и обогащения представлений детей о своей стране, знакомства детей с государственной символикой России, вызвать познавательный интерес к истории Российской Армии.
Беседы о службе отцов детей группы в армии, просмотр фотоальбомов их армейских фотографий, будет способствовать положительным эмоциям у детей, восторгу и желанию действовать.
Особую роль отводиться музыке, так как она в силу своего эмоционального воздействия, может вызвать желание подражать полюбившимся героям, помочь детям в нравственной оценке тех или иных явлений действительности.
Обогащать предметно-развивающую среду группы материалами об Армии: фигурками солдат и моряков, разных войск; атрибутами для сюжетно-ролевой игры мальчиков, а также наглядными пособиями, иллюстрациями, дидактическими играми.
С большим интересом мальчики будут складывать мозаику, на которой изображены солдаты, военная техника, разгадывать загадки военной тематики.
В работе с семьей дошкольников необходимо сделать родителей своими помощниками. Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей можно использовать папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи и т. д.
Посоветуйте им совершить с детьми прогулки по памятным местам. Это могут быть разные объекты, с учётом места жительства семьи. Желательно посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике города.
Я уверена, что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.
Литература
1. Биддалф С, «Воспитывать мальчишек …Как?» // Ребенок в детском саду. - 2008. -№2. - С.86-89.
2. Доможанова, Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2006. - №8.- С.80-85.
3. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985. - 238с.
4. Юдина, Р. Воспитание патриотических чувств // Дошкольное воспитание. - 1986. -№2. - С.12-14.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
ПАМЯТКА
для педагогов на тему:
«Предметно-развивающая среда
в патриотическом воспитании дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Зюзева К.В.
2017 г
Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.
Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:
- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.
- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;
- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;
- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.
- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.
По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.
Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.
1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.
2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.
3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.
4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.
Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.
Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:
Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».
Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.
В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».
В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....