Проект «Духовно – нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте»
проект (подготовительная группа)

Федосова Ирина Александровна

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №281» (ДО №4)

Проект «Духовно – нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте»

                                                                      Воспитатель: Федосова И.А.

                                                                                            Теплова О.В.

Актуальность

 На современном этапе развития наше общество поглощено рядом проблем, ведущим к разрушению социальных связей и нравственных устоев. Это послужило толчком к разрушению внутреннего мира личности, нетерпимости и ожесточению людей.
При решении задач воспитания, необходимо делать упор на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Духовно - нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

       Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе духовно - нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Повышение роли общечеловеческих духовных и семейных ценностей в становлении и духовно - нравственном воспитании личности ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:.

-  Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения общечеловеческих и духовных ценностей,  культуры страны и родного города ;

- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи. -Познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

 Развивающие задачи :

- Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.

- Развивать у детей чувства: стыда, совести, прощения, примирения, милосердия, честности, доброты, любви.

Воспитательные задачи: 

-Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, природе, святыням, фольклору, традициям русского народа.

- Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

 Воспитывать уважение к нравственным нормам морали, различию добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Вид проекта

 - по направленности – информационный, практико-ориентированный;
 - по составу  участников – групповой;
 - по продолжительности – краткосрочный  (04 февраля 2019 года – 24 февраля 2019 года)

Участники проекта:

- дети подготовительной группы №5;
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель;
- педагог-психолог;
- родители.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формы работы по проекту.

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы, энциклопедий.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Инсценировки сказок для  детей младшей группы.

4.Проведение НОД.

5. Участие в досуговых мероприятиях.

6. Продуктивная деятельность.

- работа с родителями:

1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми  творческих работ.

3. Проведение бесед.

Предполагаемые  результаты:

- расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформируется стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  сформируются понятия о семейных ценностей и традициях;
-  дошкольники приобщатся к истории и культуре родного
города, местным достопримечательностям;
- сформируется чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.
-  повысится педагогическая компетентность родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

Продуктом проектной деятельности является:

- создание «Копилки доброты»;

- создание альбома «Моя семья»;

- создание путеводителя «Моя Москва»

Реализация проекта:

I этап. Подготовительный. 

1. Целеполагание

- Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

- Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.)

- Подборка художественной литературу по теме.

- Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность? », «Наши семейные ценности», «Город, в котором мы живем».

-Проведение консультации «Духовно – нравственное воспитание в семье»

- Беседа с детьми «Уроки добра », «Детский сад - ты и я, дружная семья», «Нравственность моей семьи», «Мой любимый город-Москва».

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Методика «Сюжетные картинки» Анализ полученных результатов

Изучить эмоциональное отношение дошкольников к духовно - нравственным нормам, семейным ценностям, отношению к родному городу.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Выявить уровень духовно-нравственного воспитания в семье

2 этап – практический - октябрь – март

Задачи:

1.Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание старших дошкольников.

Форма работы

Программное содержание

Сроки

реализации

Дидактические игры:
-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,
 - «Благородные поступки»,
- «Как я дома помогаю»,
- «Цветок добрых дел»,
-  «Вежливый ручеек»,
 -«Кто дома главный?»
-«Кто кем приходится»,
-«Кто где живет?»,
-« Отгадай, кто это?»,
- «Городские силуэты»,
- «Какой дом?»,
- «Фотограф».

Рассматривание демонстрационного материала:
- «Уроки доброты»,
- «Я и мое поведение»,
- «Уроки вежливости»,
- «Я и моя семья»,
- «Профессии»
- «Москва-столица России»,
- «Достопримечательности Москвы».

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, уважать семейные ценности, воспитывать в детях культуру поведения, развивать знания о родном городе.

формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; продолжать формировать представление о составе семьи роли каждого домочадца в семье, профессиях членов семьи; формировать знания о достопримечательностях родного города; развить речь детей, умение высказывать суждение.

В течение всего проекта

Неделя «Добро и зло» - 04.02.19-10.02.19 гг.

Неделя «Моя семья» -11.02.19-17.02.19гг.

Неделя «Мой город» - 18.02.19-24.02.19 гг.

Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья», «Дочки-матери», «Принимаем гостей», «Бюро добрых дел», «Поликлиника»

Формировать  представления о нравственных качествах родителей: чуткость, самоотверженность, внимательность, ласка, забота. Закладывать культуру общения со старшими. Развивать умение понимать эмоциональное состояние близких людей, желание помогать им воспитывать  чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь.

В течение всего проекта

Беседы:

- «Доброе дело делай смело»,
- «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»,
-  «Что значит быть добрым?»,
- «Труд человека кормит»,  
- «Как и чем можно порадовать близких»,
- «Наши добрые слова»,
- «Как мы можем позаботиться о старших»,
- «Наши меньшие друзья»,
- «Сердце моей семьи»,
-«Странички семейного альбома»,
- «Наша дружная семья»,
- «Город, в котором я живу»,
- «Достопримечательности Москвы».

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему, тему уважения к своей семье и любви к своему городу. Поощрять желание детей рассуждать о духовно-нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Неделя «Добро и зло» - 04.02.19-10.02.19 гг.

Неделя «Моя семья» -11.02.19-17.02.19гг.

Неделя «Мой город» - 18.02.19-24.02.19 гг.

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе, семье, Родине.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе, семье, Родине.

В течение всего проекта

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

- В.Осеева «Волшебное слово»,
- Е.Пермяк «Самое страшное»,
- В.Осеева «Просто старушка»,
- А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали»,
- Л.Н.Толстой «Старик сажал яблони»,
- О.Дриз «Добрые слова»,
- Л.Толстой «Два товарища»,
- А.Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,
- В.Кривошеев «Добрый день»,
- В.Сухомлинский «Внучка и старый дед»,
- А.Шибаев «Дед и внук»,
- Н.Носов «Огурцы»,
- С.Маршак «Сказка о неизвестном герое»,
- В.Катаев «Цветик - семицветик»
- р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка», «Иван-крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Гуси-лебеди», «Терешечка»,
-В. Осеева «Бабка», «Девочка из города»,
-Е.Шварц «Два брата»,
-С.Я. Маршак «Московские голуби»,
-М. Ю. Лермонтов поэма «Сашка»,
-сборник стихотворений А. Барто «Я живу в Москве»,
-И. Токмакова «Красная площадь»

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

В течение всего проекта

НОД «Путешествие в страну Добра», «Я и моя семья», «Мой город – Москва»

Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о значимости семейных ценностей и традиций, уважения к родному городу

Неделя «Добро и зло» - 04.02.19-10.02.19 гг.

Неделя «Моя семья» -11.02.19-17.02.19гг.

Неделя «Мой город» - 18.02.19-24.02.19 гг.

Театрализация сказки «Заюшкина избушка» для детей младшей группы

Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах.

06.02.2019 г.

Изготовление подарков для членов своей семьи.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них.

В течение всего проекта

Участие в досуговом мероприятии «Ай, да Масленица!»

08.02.2019 г.

Работа с родителями по реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников

Консультации:

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Воспитание добротой в семье».


Рекомендации:
- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Папка-передвижка «Уроки доброты».

3 этап – заключительный.

Презентация продуктов проекта .

- «Копилка добрых дел»;

- создание альбома детских рисунков «Моя семья»;

- создание путеводителя «Моя Москва»;
- Презентация проекта;

Результаты проекта:

Дети:

- сформированы представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  сформированы понятия о семейных ценностей и традициях ;

- дошкольники приобщены к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- сформировано чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.

Родители:

- повышена педагогическая компетентности родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

Заключение:

 В процессе духовно - нравственного воспитания дошкольников формируются основы отношения  к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, семейных традициях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно - нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Только при правильно организованной работе в данном направлении мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Список литературы 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.

12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.

Приложение.

Анкета "Воспитание чувств"

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по  нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?

- да;

- нет;

- частично.

2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?

- да;

- нет;

- частично.

3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?_________

4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

- да;

- нет;

- частично.

5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?

- да;

- нет.

6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

- да;

- нет;

- не знаю.

7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?

- часто;

- иногда;

- никогда.

8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком? _________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной си...

Проект «Духовно – нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте»

Проект "Духовно-нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте"...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...

Проект «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (5 - 7 ЛЕТ)

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский....