Консультация для педагогов "Игра - путь к познанию"
консультация (подготовительная группа)
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-put.docx | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Игра-путь к познанию мира"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это совеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н.К.Крупская так говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей: «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что-либо другое». Эту же мысль высказывает и А.М.Горький : «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая является ведущей деятельностью дошкольника.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. И конечно, воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игры.
2. Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью. Содержание сюжета сможет оказать активное воздействие на дошкольника лишь в том случае, если уровень нравственного развития, общей воспитанности детей будет предметом постоянного внимания педагога.
3. Важной особенностью игры, как формы жизни детей, является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.
В старшем дошкольном возрасте трудовая и учебная деятельность по своей значимости как бы начинает конкурировать с игрой. Тем не менее педагогические формы и методы воспитания наиболее успешно реализуются в условиях практической деятельности, которая включает в себя игровые приемы.
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. В раннем и младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Естественно, методы такого обучения не могут быть копиями методов. Применяемых в учебной деятельности. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию; непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив (он еще не сложился), а через игрушки, несложную инсценировку.
Чем старше дети, тем более многоплановыми становятся методы формирования игры и взаимоотношений детей, применяемые педагогом. Продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры. Рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника (независимо от того, берет или не берет он на себя какую-нибудь роль).
Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив. Одновременно воспитатель ориентирует дошкольников на то, чтобы они применяли в своих играх знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях и в быту.
Формируя игру и положительные взаимоотношения детей более старшего возраста, воспитатели широко используют косвенные методы, опираясь на играющие детские группы, складывающийся коллектив. Способствуя обогащению сюжета и развитию соответствующих ему ролевых отношений, педагоги стремятся систематически на основе плана связывать обучение на занятиях (особенно при ознакомлении с явлениями общественной жизни) с детскими играми. Одновременно они заботятся о том, чтобы дети, как товарищи по игре, следовали установленным нормам и правилам поведения. Таким образом, педагоги стремятся связывать руководство поведением детей в игре с нравственным воспитанием их в повседневной жизни.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию. Характеру, организации.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые. коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты; дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направленно на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы – подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательные значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Все стороны личности ребенка формируются в игре в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом. Собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям.
В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы ребенку для укрепления здоровья, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применение разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтениями и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основание на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с ним ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил. Такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игра в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Программа воспитания в детском саду требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятиями, в перерыве между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.
От всех сотрудников детского сада зависит, чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за нерационального использования времени- слишком долгого завтрака, одевания, умывания – время игры сокращается. Этого нельзя допускать. Если дети мало играют, они становятся вялыми, раздражительными, отстают в развитии. Поэтому в детском саду должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Содержание игр наших детей меняется по мере развития ребенка под влиянием воспитания.
Дети отражают в своих играх быт семьи и детского сада, труд взрослых, события общественной жизни. И именно радость жизни, стремление быть ее участником побуждают ребенка к игре. По мере развития нашего общества изменяются мотивы выбора игры и роли в ней. Строительство новых городов, каналов, война, сооружение высотных зданий, освоение целины, космические полеты — все это находило и находит отражение в играх. В играх малыши подражают прежде всего действиям людей, их поступкам, старшие дошкольники подражают уже взаимоотношениям людей, стараются проникнуть в смысл этих взаимоотношений. И как сказал Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков он будет в жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра - путь к познанию мира"
Консультация для родителей в виде презентации с использование сюжетных фотографий и доступного для восприятия теоретического материала...
Детское экспериментирование - путь к познанию.
Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен....
Памятка для родителей "Игра - путь к познанию мира"
О познании мира ребёнком......
«Игра - путь к познанию предметного мира»
Руководство по всем возрастным группам...
Консультация для педагогов Тема: «Игра - путь к познанию предметного мира»
Консультация для педагоговТема: «Игра - путь к познанию предметного мира»...
Консультация на тему "Игра- путь к познанию окружающего мира"
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово "игра" ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра- это не только развлечение и времяпрепровождение, вызывающе...
Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...