Консультация для педагогов Тема: «Игра - путь к познанию предметного мира»
консультация (младшая, средняя группа) по теме

Шульгина Ольга Витальевна

Консультация для педагогов

Тема: «Игра - путь к познанию предметного мира»

            

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Игра - путь к познанию предметного мира»                                           

                 Игра-путь к познанию предметного мира

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В  играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг отдруга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия  между предметами.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, назначение, материал, из которого они сделаны.

Это позволяет нам, воспитателям, упражнять детей в решении определенных дидактических задач. Например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей, в  больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своей игровой деятельности. Используя дидактические игры с подробным содержанием, воспитателям удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», « Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Эти игры лучше организовывать во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей от окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе. Бережное отношение к ней.

                   

                  Игры для детей 3-5 лет

При организации дидактических игр детей от 3-5 лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: « Я сам!» Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка  возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е.  использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушки, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы.

Для детей четырех-пяти лет характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать им.

      Чтобы игры проходили успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.

                     Игры с предметами

1. Кукла Катя проснулась.

2. Кукла Катя обедает.

3. Новая кукла.

4. Что изменилось? (игра с матрешками)

5. Чудесный мешочек.

6. Узнай на вкус.

         

Список использованной литературы

1. Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».

2. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра - путь к познанию предметного мира»

Руководство по всем возрастным группам...

Родительское собрание на тему: «Игра – путь к познанию мира» (средняя группа)

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Консультация на тему "Игра- путь к познанию окружающего мира"

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово "игра" ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра- это не только развлечение и времяпрепровождение, вызывающе...

Игра — путь к познанию предметного мира

Игра — путь к познанию предметного мира...