Индивидуальный план по самообразованию
материал (средняя, старшая группа)
Тема самообразования: "Развитие познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность" для среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план по самообразованию на 2017-2018 учебный год | 23.89 КБ |
Индивидуальный план по самообразованию на 2018-2019 учебный год | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
Тема: «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста через исследовательскую деятельность»
Ф.И.О. педагога: Неботова Светлана Витальевна
Специальность: воспитатель ДОУ
Образование: среднее специальное
Дата начала работы над темой: 2016 – 2017 учебный год
Дата окончания работы: 2017 – 2018 учебный год
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Продолжать изучать литературу и опыты работ по данной теме.
2. Знакомить с различными свойствами веществ.
3. Обогащать словарь дошкольников в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
4. Формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;
5. Развивать память, внимание, воображение;
6. Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
7. Повысить компетентность родителей в значимости исследовательской деятельности в развитии познавательных интересов детей.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний о свойствах различных веществ; Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном; Расширение словарного запаса; Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности; Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований; Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Этапы | Содержание | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы. | 2016 - 2017 учебный год | Изучение литературы по проблеме. Формулировка цели и задач работы над темой. |
Практический | Проведение опытов со снегом, льдом, водой; наблюдение за состоянием погоды, явлениями природы; чтение художественной литературы о природе; продуктивная деятельность. | 2016 - 2017 учебный год | Опыты со снегом и льдом; наблюдение за состоянием погоды; наблюдение за снегом; наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле); рисование на тему «Деревья в снегу» (ватными палочками). |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | 2016 - 2017 учебный год |
Проведение опытов
Тема | Содержание |
«Водичка - водичка, умой моё личико…» «Чудесница вода» Что мы знаем о воде? | 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.). 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. 3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. 4. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Опыты с водой: 1)«жидкая» 2)«тёплая - холодная» | 1. Развивать желание экспериментировать. 2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая. |
Игра-эксперимент «Тонет – не тонет» «Снег – снежок, словно беленький пушок». Свойства снега: липкий – рассыпчатый | 1. Развивать любознательность, мышление и речь детей. 2. Учить детей высказывать свои предположения, делать выводы. 3. Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. 1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.). 2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный). 3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе. |
Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?» | 1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый). 2. Мотивировать детей к лепке снеговика. 3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам. |
Наблюдение «Таяние снега» | 1. Закрепить знания детей о свойствах снега. 2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле. |
«Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд). Свойства льда | 1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду). 2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке). 3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. 4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка). |
Эксперимент – наблюдение «Превращение льда в воду» | Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить, что лёд - это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода. |
По данной теме была изучена литература, задействованы интернет – ресурсы.
В течение года с детьми были проведены наблюдения, опыты и эксперименты: «Чудесница вода», «Тонет – не тонет», «Снег – снежок, словно беленький пушок», «Лепится – не лепится?», «Таяние снега», «Превращение льда в воду».
С детьми были проведены беседы по безопасности на ледяной горке, «Осторожно – сосульки!»
Результаты деятельности:
- Дети принимали активное участие в проведении опытов и экспериментов, делали предположения;
- учились находить решение задачи и делать простые выводы;
- узнали о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, жидкая, льется, переливается из одного стакана в другой, может окрашиваться в другой цвет, одни предметы в ней тонут, а другие – нет);
- убедились в том, что снег и лед – это тоже вода;
- пополнили свой словарный запас;
- у детей повысился интерес к исследовательской деятельности.
Литература
- Белобрыкина О. А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству». – Новосибирск.- Издательство:
- Новосибирский государственный педагогический институт
- Мартынов Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г.
- Поддьяков А.Н. «Обучение дошкольников экспериментированию»
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - М.:АРКТИ, 2003.
- Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
План работы по самообразованию на тему:
«Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего возраста»
на 2018 – 2019 учебный год
Составила: воспитатель Неботова С. В.
г. Когалым 2018 год
Индивидуальный план самообразования
Ф.И.О.: Неботова Светлана Витальевна
Специальность: воспитатель
Образование: среднее специальное
Тема самообразования: «Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего возраста»
Работа начата: 2016 - 2017 уч. год
Предполагается закончить: 25.05. 2019г.
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:
- изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
- создание условий для исследовательской активности детей;
- организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Актуальность выбранной темы
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности. Ребенок рождается исследователем: неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как? и почему?
В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Основной целью опытно -экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:
- формировать способность видеть многообразие мира;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- развивать речь;
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Вся работа детей проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
Сроки | Содержание работы | Практические выходы | Результат | |
Изучение методической литературы | ||||
В течение года | Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г. | Собран дополнительный материал по проведению опытов и экспериментов из интернет – источников. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы. Изучение статей в журналах:
Подобраны консультации для работы с родителями по теме «Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников». |
Участие в семинарах, курсах, вебинарах
В течение года | Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Активное участие в мероприятиях по теме «Опытно – экспериментальная деятельность с дошкольниками»: педсовет, семинары, курсы. | Открытые мероприятия. Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом. |
Методическая работа
Сентябрь | Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Перспективное планирование воспитательно - образовательной работы. | |
Октябрь | Пополнение папки «Опытно – экспериментальная деятельность». | Картотека опытов на выявление свойств снега и льда, бумаги, ткани. Пополнение «Портфолио воспитателя». | |
Декабрь | Пополнение предметно – развивающей среды группы. | Пополнение мини - лаборатории за счёт изготовления игр и пособий. Оформление папки – передвижки по данной теме. | |
Февраль | Разработка опытов по направлению «Неживая природа». | Проведение опытов с использованием снега и льда во время прогулок | |
Март | Разработка опытов по направлению «Человек». | Проведение опытов по исследованию материалов и их свойств, преобразованию предметов и явлений. | |
Апрель | Взаимодействие с педагогами. | Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности. |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | Педагогическое просвещение родителей. | Консультация «Опыты с песком» | |
Ноябрь | Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. | Консультация «Веселые игры на заснеженном дворе». | |
Январь | Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. | Выступление на родительском собрании «Роль исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников». Познакомить с экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях. | |
Февраль | Педагогическое просвещение родителей. | Консультации: «Юный следопыт»; «Как проводить исследования с детьми»; «Экспериментируйте с детьми дома!» |
Работа с детьми
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | «Сухая и влажная почва». Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | «Песок». Цель: рассмотреть форму песчинок. | «Песчаный конус». Цель: определить, может ли песок двигаться. | «Своды и тоннели». Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. |
октябрь | «Бережём воду». Цель: показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду. | «Свойства воды». Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | «Живая вода». Цель: познакомить детей с животворным свойством воды. | «Испарение». Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. |
ноябрь | «Агрегатные состояния воды». Цель: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | «Можно ли пить талую воду». Цель: показать, что даже самый чистый, белый снег грязнее водопроводной воды. | «Свойства воздуха». Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. (Ароматизированные салфетки, корки апельсиновые и т.д.) | «Воздух сжимается и расширяется». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. |
декабрь | «Нужен ли корешкам воздух». Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями. | «Есть ли у глаз помощники?» Цель: помочь определить помощников глаз (уши и пальцы) | «Взаимосвязь органов вкуса и запаха». Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | «Свеча в банке». Цель: показать, что огонь без доступа воздуха потухает. |
январь | «Зависимость таяния снега от температуры». Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | «Как работает термометр». Цель: посмотреть, как работает термометр. | «Как действуют магниты на предмет?» Цель: расширить логический опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать, свойств магнитов притягивать железо. | «Как достать скрепку из воды, не замочив рук?» Цель: помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. |
февраль | «Мир ткани». Цель: познакомить с различными видами тканей, учить сравнивать свойства тканей. | «Лёгкая пластмасса». Цель: определение свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), рассмотреть изделия из пластмассы. | «Мир бумаги». Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфетная, писчая, обёрточная, чертёжная), учить сравнивать свойства бумаги. | «Путешествие в мир стеклянных вещей». Цель: познакомить с процессом изготовления стеклянной посуды, определить свойства стекла(прозрачное, легкое, хрупкое, бьётся и т.д.) |
март | «Опыт с металлом и пластмассой». Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | «Чудесные спички». Цель: показать, что дерево впитывает воду. | «Необычное рисование». Цель: показать возможность использования для создания картины различных природных материалов (лепестки цветков). | «Как образуется тень». Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения |
апрель | «Узнай всё о себе, шарик». Цель: познакомить с резиной, её качествами и свойствами. | «Как замесить тесто?» Цель: познакомить с составом теста. | «Тайный похититель варенья». Цель: познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения (карандашный грифель) | «Проращивание гороха» Цель: выяснить, что появляется из семени. |
май | «Пускание лодочек в ручейках». Цель: познакомить с силой ветра и воды. | «Радуга». Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате (тазик, зеркало, белый лист бумаги) | «Естественная лупа». Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы (3х литровая банка и пищевая плёнка) | «Как устроены перья у птиц?» Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Самореализация
В течение года | Публикации на страничке https://nsportal.ru/nebotova-svetlana-vitalevna | Статьи по теме самообразования, мастер - класс. | |
В течение года | Участие в региональных и всероссийских конкурсах. | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию педагога дополнительного образования
Тема: Танцы народов мира....
Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..
Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....
Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.
Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....
Индивидуальный план по самообразованию педагога
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....
Индивидуальный план по самообразованию
План работы на 2013-2018 уч.годы...
Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию
Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...
Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»
Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....